На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КЛУБНЫЙ ГАРАЖ

220 подписчиков

Забытые имена. Oakland.

"Генералъ Моторс" один из крупнейших автомобильных концернов мира, и через его жернова прошла целая куча разных марок, хотя большинству известны в основном входящие в него американские бренды, такие как Chevrolet, Buick, Cadillac и почившие недавно Oldsmobile да Pontiac, вот в принципе про последний сегодня и будет речь, т.

к. Oakland и плавно трансформировался в Pontiac.

 

Кстати говоря, если кому лень читать моё занудство, то могут почитать вот это интересное изложение истории марки Pontiac.

Ну а моя версия тута. .

В 1893м году Эдвард Мёрфи, Бич и крупный землевладелец Фрэнсис Эммендорфер основывают компанию Pontiac Buggy Company в городе Понтиак, что в штате Мичиган, которая начинает заниматься производством повозок и прочих гужевых транспортных средств. В 1898м году Мёрфи основывает еще одну компанию — Dunlap Vehicle Company, которая начинает изготавливать конные экипажи более низкого ценового уровня, нежели повозки бренда "Pontiac", в 1903м году появляется еще одна фирма принадлежащая Мёрфи — Crescent Carriage Company, которая так же занимается производством гужевых повозок.

В 1906м году Мёрфи видя общий спад спроса на гужевой транспорт, который потихоньку начинается вытесняться самодвижущимися транспортными средствами. Предприниматель приходит к тому, что пора инвестировать деньги в то, что приносит деньги, т.е. в автомобили, первоначально он планировал покупать комплектующие у разных поставщиков и собирать их воедино на своих производственных мощностях. Однако в 1907м году Эдвард Мёрфи знакомится с Алансоном Пертриджем Брашом из Детройта, который предлагает конструкцию своего автомобиля.

Браш до этого работал на Леланда из фирмы Cadillac, и спроектировал для него лёгкий двухцилиндровый двигатель, в котором коленвал вращался против часовой стрелки. Как вы помните двигатели заводились в то время "кривым" стартером. т.е. рычагом, а крутить коленвал по часовой стрелке было несподручно правшам, так что не редко "заводка" автомобиля оканчивалась вывихами, а то и переломами рук, а конструкция Браша должна была уменьшить травмоопасность процесса. Однако Леланд не захотел использовать двухцилиндровый двигатель на своих машинах, и сделал скачок с одноцилиндрового мотора (так же спроектированный Брашем) на 4х цилиндровый. Сама фирма Браша — Brush Motor Car Company производила одноцилиндровые автомобили с деревянной рамой и осями из этого же материала.

Так вот, Мёрфи заинтересовался детищем Браша и в августе 1907 года создаётся фирма Oakland Motor Car Company, название компании было выбрано по двум причинам, во-первых город Понтиак находился в графстве Оукленд, во-вторых улица на которой находился завод так же называлась Оукленд Стрит. Мёрфи был бы рад назвать свой автомобильный бренд Pontiac, но еще в 1905м году Альберт Норт и Гарри Гамильтон — владельцы фирмы The Pontiac Spring and Wagon Works, так же выпускающей гужевой транспорт, объединяют усилия с детройтской фирмой братьев Макса и Морисса Грабовски — The Rapid Motor Vehicle Co и начинают с начала 1907 года выпускать в Понтиаке кроме грузовиков и автобусов марки Rapid еще и легковые автомобили марки Pontiac. В 1908м году The Pontiac Spring and Wagon Works переименовалась в The Pontiac Motor Vehicle Co, легковушки марки Pontiac разошедшиеся тиражом в 40-50 экземпляров пропали из каталогов в 1909м году, т.к. права на них да и сам завод был выкуплен Картером в конце 1908 года, который стал выпускать там автомобили марки Cartercar.

Сохранить в АльбомPontiac Model E Runabout изготавливаемый фирмой The Pontiac Motor Vehicle Co


Первой моделью фирмы Oakland стала показанная в апреле 1908го — Model 20A с 20ти сильным 2х цилиндровым двигателем объёмом 2.5л и кузовом ранэбоут, осенью к ней добавились тоуринг (Model 20B) и ландо (Model 20E), все они оснащались 3х ступенчатой планетарной коробкой передач. Правда спрос на автомобили оказался скромным всего почти за год было продано около 200 экземпляров автомобилей этой конструкции.

Сохранить в АльбомOakland Model 20B Touring, кстати сравните эту машину с продукцией одногодки — Pontiac


К 1909му году было построено всего 491 автомобиль, 20 января 1909 года Уильям Крапо Дюрант (кстати этот человек прошел путь от бакалейщика, мельника, аптекаря, курьера, торгового агента, маклера и т.д. до хозяина самой крупной автомобильной компании мира) выкупает 50% акций автомобильной фирмы Мёрфи, в начале апреля происходит выкуп остальной части акций, с тех пор концерн General Motors Corporation становится полновластным владельцем Oakland Motora Car Co. А Oakland становится третьей фирмой вошедшей в империю Дюранта, первым его приобретением стала фирма Buick (купленная еще в 1904м), в декабре 1908 года Oldsmobile, после Oakland в мае был приобретён Rainier, в июле Cadillac, в октябре Cartercar, в ноябре Elmore, Welch и Reliance (не знали, что такие марки существовали, не говоря о том, что они входили в GM?), плюс еще около 20 фирм занимающихся производством комплектующих к автомобилям. Управлять купленными компаниями остаются их прежние владельцы, так Мёрфи просто должен подчиняться Дюранту, но в сентябре 1909 года Эдвард умирает в возрасте 45, кстати говоря Байрон Картер, основатель Cartercar, так же вошедшей в империю Бобби Дюранта, также вскоре умирает в возрасте 44 лет.

 

В 1909м году начинается производство 4х цилиндровой модели Model 40, двигатель этой модели был получен путём соединения двух 2х-цилиндровых двигателей, 5.2л мотор развивал 40л.с., трансмиссия у него была со скользящими зубчатыми шестерёнками, а не планетарной, благодаря новой модели удалось поднять общее производство автомобилей марки "Оукленд" за отметку в 1000 автомобилей в год.

Сохранить в АльбомOakland Model 40 Touring


В 1910м году появляется младшая 4х цилиндровая модель — Model 24 оснащённая 3.3л двигателем мощностью 24л.с., через два года эта машина была переименована в Model 30, Model 40 была сменена одноимённой — 40К, но под капотом был теперь 4.2л двигатель такой же мощности, кроме них появилась более крупная 5.5л машина — Model 45, в том же году продажи составили 6000 единиц.

Сохранить в АльбомOakland Model 40К Touring


В 1913 было продано уже 8600 автомобилей, возможно благодаря появлению новых моделей: Model 35 — лёгкий и быстроходный автомобиль с 3.2л двигателем серии Northway (который выпускался на предприятии Cartercar), Model 42 была на 10см длиннее в базе, а под капотом прятался прошлогодний 4.2л двигатель, и наконец Model 6-60 первый 6ти-цилиндровый автомобиль марки Oakland, его 6.2л двигатель был так же серии Northway. Автомобили оснащённые двигателями Northway имели общие технические черты, во-первых они имели верхнее расположение клапанов, к тому же они были оснащены водяным насосом, смазкой под давлением, кроме электрического стартера фирмы Delсо, они так же были оборудованы электрическими световыми приборами и зажиганием от этой же фирмы, обе машины так же имели V-образный радиатор в стиле бельгийского Metallurgique, таким образом владельцы компании старались подчеркнуть престижность бренда.

Сохранить в АльбомOakland Model 35 Runabout


В 1914м году появляется самая маленькая модель — Model 62 с 2.5л 4х-цилиндровым двигатель, Model 35 сменила название на Model 36, вместо 42 появляется 43я с мотором 5.5л (так называемый Big Four), крупная модель 6-60 так же снимается с производства, вместо неё появляется более мелкая 6ти цилиндровая машина Model 48 оснащённая 4.7л двигателем, которая к тому же предлагается всего с одним типом кузова — туринг. В 1915м году в производстве остаётся только две модели, которые были почти идентичными прошлогодним, и имели кузова типа родстер и туринг, это были Model 37 и Model 49, как понимаете наследники 36й и 48й моделей. В 1916м году появляется первая машина этой марки с V8 под капотом, это был Model 50, двигатель разработанный Фредом Уорнером имел объём 5.5л и приличную мощность — 71л.с., помимо неё в каталогах за этот год предлагалась новая малолитражка Model 32 c 6ти цилиндровым 2.9л двигателем, который имел верхнее расположение клапанов; и наконец 4х цилиндровая модель, которая выпускалась с 1913 года и теперь называлась Model 38. Весь этот широкий спектр предлагаемых вариантов записывают в заслуги тогдашнему главе концерна — Чарли Нэшу, который особенно благосклонно относился к Oakland.

Сохранить в АльбомOakland Model 38 Touring


В 1917м году решено было отказаться от 4х цилиндровых моделей, Model 32 трансформируется в Model 34, кроме неё в списке предлагаемых остаётся Model 50, машины этого модельного года получают левостороннее расположение руля (кроме экспортных рынков), до этого руль устанавливали либо справа, либо слева, всё зависело от пожелания заказчика. Model 34 на экспортных рынках называлась 15/20НР, кстати говоря экспортные модели поставляемые в Европу, в частности в Англию, выпускались в Канаде. Таким образом американцы избегали высоких таможенных пошлин, благодаря чему удавалось держать цену на автомобили в Британии на довольно низком уровне, причём английские варианты можно отличить по спицованным колёсам, в то время как на местный рынок машины поставлялись с артиллерийскими деревянными колёсами, в 1917м году было реализовано 35 000 автомобилей.

 

Дальше больше, в 1918м году только 6ти цилиндровых моделей было продано в районе 30 000 экземпляров, правда и Model 34В (как теперь она называлась) предлагалась уже не в 3х вариантах кузова как годом ранее, а в девяти, среди которых большая часть была с закрытыми кузовами, этот модельный ряд известен как Sensible Six, этот год стал последним для 8ми цилиндровой модели. В 1920м году 6ти цилиндровая модель увеличивается в базе на 8см, меняя индекс на Model 34C, мощность мотора увеличивается до 44л.с., предлагается эта модель в 4х вариантах кузова: два открытых и два закрытых. Однако не смотря на то, что продажи росли, росла и не рентабельность корпорации, что в 1920м привело ко второй отставке Дюранта, а заодно и вице-президента корпорации — Уорнера,

Сохранить в АльбомOakland Series 34C Touring


В 1922 году появляется Model 34D, которая в конце года сменяется новой моделью 1923 модельного ряда — Model 6-44, двигатель у неё был с боковым расположением клапанов, он был проще по конструкции, дешевле в изготовлении и при этом более мощный нежели предшественник такого же объёма. Эта машина так же получила тормоза на всех колёсах и централизованную систему смазки шасси.

Сохранить в АльбомOakland Model 6-44 Touring


В 1924м году её сменила Model 6-54A, которая получила новые шасси с уменьшенной на 5см базой, через год её сменяет Model 6-54В, мотор которого увеличен с 2.9л до 3х литров, изменения коснулись так же подвески и кузовных деталей. В 1925м году Альфред Р. Гленси, новый глава Дженерал Моторс решает создать суб-бренды, как мы знаем ранжир 20е году в концерне шел от самого дешевого Chevrolet к Oakland, дороже был Oldsmobile, затем шел Buick и наконец разбогатевший постоянный клиент концерна GM мог купить Cadillac, суб-бренды же должны были уменьшить вполне ощутимый ценовой разрыв между марками концерна. Таким образом в январе 1926 года появляется суб-бренд Pontiac, автомобили которого выпускаются фирмой Oakland, он располагается между дешевыми Chevrolet, которые не имели тормозной системы на всех колёсах и более дорогим Oakland, через год появляется более дешевый Cadillac — LaSalle, а в 1929 году выходят в свет суббренды — Viking (более дорогой Oldsmobile) и Marquette (более дешевый Buick). Тогда же в 1926м году главой компании Oakland становится талантливый инженер Бен Энибал, задачей которого до этого было конструировать автомобили марки Cadillac. Первый Pontiac Six имел рядный 6ти цилиндровый двигатель с боковым расположением клапанов и объёмом 3.1л мощностью 40л.с., разработал его известный в США конструктор — Генри Крейн (возможно расскажу про автомобили носящие и его фамилию в названии) не смотря на то, что машина предлагалась всего с двумя типами кузовов разошлась она прямо очень не плохим тиражом — почти 77 000 экземпляров за первый год продаж.

Сохранить в АльбомPontiac Six-27 Coupe


Oakland же обзаводится моделью 6-Series, которая по сути является прошлогодним Oakland Model 6-54B, эта модель предлагается почти три модельных года подряд. Однако появление более дешевого суб-бренда сказывается на продажах самого Oakland, продажи которого упали до отметки в 30 000 экземпляров. Внешне похожий на Oakland более дешевый Pontiac отличается от первого габаритами, шасси у него меньше на 10см и тормозная система задействует только задние колёса.

Сохранить в АльбомOakland Six Series Landau Sedan


В конце 1928 года появляется 6ти цилиндровая серия Series 212 известная под общим названием All American Six, которая получает новый дизайн решётки радиатора, по которому легко отличить автомобиль марки Oakland от других автомобилей того времени — разделительная вертикальная линия проходящая по всей высоте радиатора, эта машина получила 3.7л двигатель мощностью 60л.с.

Сохранить в АльбомOakland Series 212 All American Six Sport Roadster


В 1930м году появляется новая модель Series 101 с 4.1л V8 мощностью 82л.с, который был заимствован у провального бренда Viking, производство которого прекратилось в конце того же 1930го (в принципе бренду Marquette тогда тоже сказали "давай досвиданья"), коробка передач с тремя ступенями была полностью синхронизированной. Дизайн кузовов да и сами кузова были детищем компании Fisher, в принципе дизайн был похож на продукции суб-бренда Pontiac, с той лишь разницей, что кузов Oakland был длиннее на 12см. Тем временем благодаря "стараниям" кризиса спрос на автомобили марки Oakland, как впрочем других дорогих автомобилей падает, причём падает очень стремительно. .

 

В октябре 1931 года прекращается производство автомобилей марки Oakland последней моделью которой стала Series 301 (технически почти аналогичная прошлогоднему Series 101, только с той разницей что мощность поднялась до 85л.с.), а первого апреля 1932 года фирма переименовывается в Pontiac Motor Company, в итоге Pontiac становится единственной суб-маркой, которая переживает материнскую и более того — становится основной в своей дивизии. Спустя семьдесят восемь лет не стало и марки Pontiac, но это совсем другая история, за которую я пока не буду браться.

Сохранить в АльбомOakland 301-Series Convertible Coupe


P.S. В самом начале статьи упоминалась фирма Pontiac Buggy Company, так вот в 1912м году её выкупила компания The Emerson-Brantingham Company, которая примерно в то же время выкупила еще одну фирму — Newton Wagon Manufacturing Co, на мощностях этих заводов стали выпускать фермерскую продукцию, в начале 1920х на заводе в Понтиаке стали изготавливать кузова и крылья для автомобилей, но в ноябре 1928 года компания The Emerson-Brantingham Company прекратила своё существование

Забытые имена. Глава 181. Oakland.

наверх