На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КЛУБНЫЙ ГАРАЖ

220 подписчиков

Забытые имена. Packard (часть 1).

 Сегодня затронем любимую марку не только Тафта, Грувера и Рузвельта, но в первую очередь товарища Сталина (за что спасибо царскому гаражу).

Джеймс Уорд Пэккард вместе со своим младшим братом Уильямом Доуд Пэккардом в 1890м году основывают фирму Packard Electric Company (первому на тот момент было 29 лет, второму 27), и начинают производить дуговые лампы освещения и прочую продукцию электрического характера.

 

Вскоре Джеймс Пэккард, который имел за плечами образование инженера-конструктора увлекается самодвижущимся экипажем, первым его приобретением стал трицикл De Dion. В 1898м году Джеймс узнаёт, что в соседнем Кливленде началось серийное производство первых американских автомобилей, он едет туда и покупает авто марки Winton. Однако по пути домой в Уоррен, который находился в 50ти миль от Кливленда, автомобиль постоянно ломался, что интересно, покупка была совершена 13 августа 1898 года и серийный номер автомобиля был — 13.

Пэккард написал письмо Александру Уинтону, где негативно отозвался об автомобиле, на что Александр Уинтон ответил, что тот вообще на сможет построить автомобиль, а если и сможет то не лучше его авто. . . тем самым вызов был брошен.

На помощь брату пришёл Уильям Пэккард, а так же два человека из фирмы Winton Motor Cariage Co. Это был Джордж Льюис Вайс (акционер фирмы Уинтона) и Уильям Хэтчер, менеджер Уинтона, которого переманил к братьям Вайс. 3 июля было подписано соглашение о совместной работе и оговорён момент, что изобретения будут принадлежать и братьям и Вайсу. Работа закипела на производственных мощностях завода New York & Ohio Co. принадлежавшего братьям, за конструкцию отвечал Джеймс Пэккард и Хетчер, Вайс отвечал за доставку комплектующих, а младшему Пэккарду досталась роль финансового директора.

И 6 ноября 1899 года на улицу Уоррена выехал автомобиль Packard А, это был 1 цилиндровый 2.3л 9ти сильный авто, с большими колёсами. Мотор располагался под сидением, а вместо руля был еще рычаг управления.


Джеймс У. Пэккард на своём первом автомобиле Packard A

 

Автомобиль оказался лучшим, что выпускалось в США на тот момент. Что интересно первые два автомобиля приобрёл хозяин фирмы Winton — Уильям Рокфеллер. Он приобрёл 2 автомобиля из 3х выставленных на Нью-Йоркском Автосалоне 1900 году. Всего их было построено 5. В апреле 1900 года модель А была заменена моделью В, которая технически повторяла предыдущую модель, за исключением увеличившейся на 13см колёсной базы. Этих машин продали уже 49 экземпляров. Летом того же года модель появилась модель С, на которую установили привычный круглый руль, мотор увеличили в объёме до 3х литров, а мощность до 12 сил. Машины марки Packard не плохо продавались, т.к. были ориентированы на богатых клиентов, так например если автомобиль Cole 30 (я писал об этой марке) стоил 1500 УСД, а Олдсмобил — 650 УСД, то за "Паккард" просили все 2500 долларов.

Что бы рекламировать свою продукцию было решено участвовать в различных спортивных мероприятиях, так 9 сентября 1901 года 5 машин фирмы Packard было выставлено в гонках на выносливость из Нью-Йорка в Буффало, всего было заявлено 80 автомобилей. К концу дня, когда автомобили достигли Ротчесетра финишировало всего 39 автомобилей, из которых 5 были Packard, причём машины этой марки финишировали на 2м и 3м месте, однако гонки не продолжились, в связи с трауром, т.к. в это время умер 25й президент США Уильям МакКинли.

В ноябре 1901го на следующей автомобильной выставке был представлен прототип будущей модели — Модель F, это был 1 цилиндровый авто, с мотором модели С, однако машина отличается увеличенной на 20см базой, а так же 3х ступенчатой коробкой передач. В это же время на выставке железнодорожный магнат Генри Борн Джой покупает 2 автомобиля марки Packard, впечатавшись их качеством, кроме этого он покупает 100 акций фирмы.


Packard F Runabout

 

В январе 1902 года Джой едет в город Уоррен, в офис фирмы, там он встречается с братьями и настаивает на том, что надо расширять производство компании, однако братья объясняют, что для этого у них нет достаточных средств, тогда Джой покупает еще 150 акций компании, и становится основным держателем акций. Тем временем модель Ф выпускается в количестве одной машины в день, что было очень не плохим показателем в это время.

В июне 1902го появляется новая модель G, которая имеет 2х цилиндровый мотор объёмом 6л мощностью 24 силы. Рама этого автомобиля была изготовлена из стальных прессованных листов, это была единственная модель Packard с 2мя цилиндрами, и всего 4 подобных машин было произведено.


Packard G Surrey

 

В октябре 1902 года Джой скупает остальные акции, становясь хозяином фирмы и переименовывает компанию в Packard Motor Car Co. После этого покупает в Детройте участок земли и нанимает самого известного архитектора — Альберта Кана, для постройки самого современного автомобильного завода из железобетона. После покупки Джоей компании, из неё уходят Вайс и Хэтчер, кстати автор модели Г, они не согласны переезжать в Детройт, так что на место главного инженера приходит француз Шарль Шмидт, в июле 1903 из фирмы хотел уйти и Д.У.Пэккард, но через месяц передумал и согласился переехать в Детройт. Однако приехав в октябре в новый офис компании в Детройте он получает известие, что умерла его мать, он собирает вещи и уезжает в Уоррен, больше никогда не вернувшись к активной деятельности в компании, однако имя Джеймса Уорда Пэккарда значилось президентов вплоть до 1909 года. Однако несмотря на это именно Джеймсу Пэккарду приписывается рождение рекламного слогана: "Ask The Man Who Owns One" (Спросите у человека, который уже владеет таким).

Кстати забыл сказать, что в январе 1903го модель F приняла участие в пробеге из Сан-Франциско в Нью-Йорк, машина побила рекорд установленный до этого фирмой Уинтон на 2 дня, преодолев 3500 миль за 61 день. Модель F получила после этого собственное имя — Old Pacific. В 1903м же Шарль Шмидт проектирует первую 4х цилиндровую модель К. Это был 12ти литровый автомобиль, развивавший 57 сил. На его базе главный конструктор построил облегчённый, с минимальным использованием металла и дерева спортивный вариант, прозванный Grаy Wolf (Серый Волк). Для облегчения веса он установил спицованные колёса, взамен штатных с деревянными спицами, которые назывались в то время "артиллерийскими". В сентябре 1903 года Шмидт поехал тестировать свой "болид" на ипподром Гленвилл, где он снёс к чертям забор и заодно получил перелом рёбер. Оправившись после травм, в январе 1904 года заявился на гонки Ормонд — Дайтона Бич, где побил американские рекорды скорости, для любого типа автомобилей, развив на этой машине 126км/ч. В октябре 1904 года Шмидт участвовал на первых гонках на кубок Вандербильда, где шёл 4м, когда гонку прервали, из-за мешавшихся на трассе зрителей.


Шмидт на Packard K Gray Wolf участвуя на кубке Вандербильда


"Серый Волк" до наших дней не сохранился, однако существует реплика сделанная по оригинальным чертежам


Packard K Gray Wolf

 

В 1903м фирма создала школу обучения механиков для дилершипов, Packard стала первой компанией, которая продавала машины через представительства, которые принадлежали ей, а не через агентов, как это делали в то время многие производители. Кстати другой особенностью ведения сделки было — принятие денег после непосредственной передачи автомобиля покупателю, хотя везде практиковалась предоплата и получение денег, когда авто только вышло за ворота сборочного цеха производителя.

В 1904м году появляется первый автомобиль со знаменитой куполообразной решёткой радиатора


Packard L Tonneau


Этот автомобиль был 4х цилиндровым 4.5л и мощностью 22л/с. Другим элементом декора, который стал фирменной чертой автомобилей — были шестиугольные заглушки колёс, первоначально они были чёрные, и устанавливались только на задних колёсах. В 1904м году фирма продала 200 автомобилей, через год — 500, но фирма несла убытки, в 1905м году появляется модель N, которая технически была идентична модели L, однако имела более длинную базу, в конце года была представлена модель S, Эска оснащалась 4х цилиндровым мотором 5.7л и мощностью в 70 сил! С этим авто уровни продаж поднялись до 700, и пошли первые прибыли, кстати другим интересным моментом связанным с этим авто было то, что когда машины проходили обслуживание у официальных дилеров, то те метили шестиугольные колпаки ступиц красной краской, отмечая проверенные автомобили, с 1913 года все шестиугольные ступицы будут краситься в рубиновый цвет на заводе, указывая на то, что машина прошла контроль качества.


Packard S 24HP Runabout

 

В 1907 году пошли модели, которые носили в имени цифровое обозначение, например Thirty, написано что название было дано в честь мощности мотора, но у меня в каталоге 1909 года написано, что Brake Horsepower — 85, налоговая мощность же равнялась 40. Автомобили серии 30 имели свои подкатегории, U, UA, UB, UC и т.д. которые отличались друг от друга только модельным рядом (1909, 1910 и т.д до 1912 года), машины имели несколько вариантов кузовов, для которых использовалось одно шасси, однако модели с кузовом Ранэбоут имели базу укороченную на 20см (8"), эти модели легко отличить по индексу S на конце, т.е. UBS, UСS и т.д.

Одновременно с 30кой на рынок вышла и выпускалась до 1912 года модель Eighteen, более младшая модель, на базе которой кстати выпускались и грузовики с Г/П в 3т.


Packard Eighteen 3t Truck


Машина имела мотор в 4.35л и мощностью в 53л/с. Эта серия так же имеет свои модели типа NA, NB и т.д.

 

Тем временем в 1909м на Packard приходит работать главным менеджером Алван Маколей, т.к. Джеймс Пэккард выходит из состава фирмы, Макколей приводит вместе с собой Джесса Винсента, которого сажают на место главного конструктора.

В 1912м году 4ки выпускаются последний год, в это время дебютирует 6ти цилиндровый мотор. Автомобиль с 8.6л 82л/с получает индекс — 48 (по налоговой мощности). Через год появляется младшая 6ка — серия 38, объёмом 6.8л. Более крупная 48я серия получает своё собственное название Dominant Six, а в прессе рекламируется как "The Boss of the Road" (по-русски можно было бы обозвать как — "Король дорог").
Кстати автомобили исходя года выпуска имеют индекс 48 (12 год), 2-48 (13), 3-48 и 4-48 (в 1914м году, 4ка имела более длинную базу), 5-48 появилась в 1915м году имея еще более крупную базу колёс. 38я серия имела всего 3 генерации: 1-38 в 1913, а так же в последующие годы 2-38 и 3-38.


один из 10 сохранившихся. Packard 4-48 Runabout


В это время за "Пэккардом" была слава дорогих и качественных автомобилей, марку считали одним из автомобильных столпов Америки, входящий в так называемый "Три П" состоящий из: Peerless, Pierce Arrow и Packard. В 1915м году Царь Николай II, свой первый Паккард, который в 1916м году конструктор, личный водитель царя и по совместительству технический директор царского гаража — Кегресс переделал, установив спереди лыжи, а сзади гусеничные траки


Packard 3-38 Touring Kegresse


Во время революции на них будут разъезжать вожди пголетахиата и кгестьян! Кстати раз коснулся Кегресса, на полугусеничном Роллс Ройсе его работы, в Красных Горках будет разъезжать добрый дедушка Ленин, машина во время моего детства стояла как экспонат в этих самых горках, как обстоит сейчас дело я не интересовался.

 

В 1914м году автомобили этой марки получают левое расположение руля, электрический стартер и освещение, на выбор можно заказать 20 типов кузова! В последний день 1914 года Винсент участвует на праздновании Нового Года в Глинвуде, где тусуются шишки Packard, за столом он знакомится с девушкой, которая является поставщиком аксессуаров компании Packard, после праздника он провожает её домой, стоя у ворот её дома, девушка посмотрела в глаза Джессу и сказала: У вас будут близнецы, я вижу это по вашим глазам . . "

Утром 1 января 1915 года Винсент летит в офис, где начинает накидывать наброски 12 цилиндрового V-образного мотора, не смотря на праздничный день он звонит руководству и говорит о своих планах. Приехав на место, остальные боссы дают добро на проект. В мае 1915 года первый американский V12 цилиндровый автомобиль был готов, развал цилиндров составил 60 градусов, его объём составлял 7л, а мощность 88л/с. Не смотря на то, что это был 12 цилиндровый мотор, весил он легче чем 6ти цилиндровые равного объёма, а благодаря всё алюминиевым поршням, которые так же впервые были использованы в моторах выпускаемых в США.

Машина которая получила название Twin Six имела 2 типа шасси: 125 дюймов и 135, исходя из длины базы машины получили добавочные названия 1-25, 2-35 и т.д., где первая цифра обозначала серию автомобиля и две последние последние цифры длины базы.


Packard Twin Six 1-35 Touring

 

Ходит легенда, что одну из первых машин у дилера в Оклахомо увидел один разбогатевший на добыче нефти вождь индейского племени Осейджи. Он спросил сколько стоит? — 7000 долларов!
Вождь выписал чек и укатил на машине, через час он звонит из одной деревни, которая находилась в расстоянии более 100 км от дилера, и спрашивает есть ли еще одна такая машина. Ему отвечают позитивно, тогда он говорит, пусть ему её привезут и он заплатит наликом, когда представители фирмы приехали, оказалось что горячему индейцу по пути попалась дичь, которая и помяла передние крылья автомобиля, но "новый индеец" отказался использовать дальше помятую машину (правда похоже на наших НР?).

В итоге Твин Сикс оказалась одной из самых массовых автомобилей марки на тот момент, так за 1916й год было продано 7 746 авто, а через год 8899, а Европе производители люксовых машин могли только мечтать о таких объёмах продаж, т.к. там во всю шла Первая Мировая Война.

В конце 1915 года была построена спортивная версия Твин Сикс, которая развивала 110 сил, на этой машине Ральфом ДеПальмой было поставлено несколько рекордов на спортивных трассах. Кстати именно такой спортивный Паккард стал первым автомобилей этой марки в Аргентине.


аргентинский Packard Twin Six 2-25 Runabout Racecar

 

Этот 110 сильный мотор был разработан для авиации, в которой нуждалось правительство во время войны, вскоре Винсент спроектировал 14.8л 275 сильный мотор для самолётов Liberty. Кстати в 1919м году ДеПальма установил рекорд скорости для наземного транспорта на автомобиле марки Паккард, на который был установлен один такой мотор, случилось это 12 февраля 1919 года, тогда Ральф ДеПальма развил в Дайтона Бич 241,2км/ч. Машина получила индекс 905 по объёму мотора в куб.дюймах.


Packard Twin Six 905


Так же эта машина поставила рекорд скорости развив за одну милю тронувшись с места — 148км/ч, это рекорд в США продержался более 30 лет, а в Европе его побили в 1929м году. Машина вполне успешно участвовала в Инди 500.

 

Кстати Энцо Феррари вспоминал, что когда конструировал свои V12 моторы, то всегда вспоминал фотографии, где был запечатлён Паккард 905 на Инди 500. После первой мировой он мог лицезреть и любоваться этими великолепными автомобилями (серийным Twin Six), т.к. на них разъезжали в Италии американские офицеры.

В 1916м году Алван Маколей становится боссом Паккарда, т.к. Джой подаёт в отставку в следствии конфликта. Конфликт родился благодаря отказу совета директоров продавать фирму Чарльзу Нешу, хотя Джой настаивал на этом. Сам Неш через год создаст фирму Nash Motors Company (потом обязательно расскажу). Алван Маколей расширяет территорию завода и линейку моторов, выпуская моторы для наземного транспорта, авиации и теперь уже для морского транспорта. Джой же уходит служить в авиацию США, где дослужится до лейтенант-полковника авиации США.

Тем временем Твин Сикс остаётся единственной моделью завода вплоть до 1921 года. В 1920м столкнувшись с послевоенным кризисом, руководство компании решает выйти на рынок более дешевых машин. И в 1921м году появляется более доступная модель Single Six, она оснащается рядной шестёркой мощностью 54л/с и объёмом 4л. Однако машина не смотря на то, что была очень надёжной и комфортной первоначально не пользовалась спросом, дело в том, что покупатели Паккардов покупали Твин Сикс, для обновления своего старого гаража, а Сингл Сикс был более младшей моделью, так что надо было привлекать в ряды покупателей не постоянных клиентов. В первый год выпуска выпускалась серия 116. Через год появилась более длинные базы и соответственно серии 226 и 233, так же был увеличен объём мотора до 4.4л.


Packard Single Six 226 Touring

 

К 1923му году Винсент и его команда решает разработать новую топовую машину, которая придёт на смену Твин Сик, это должна была быть машина с рядной восьмёркой под капотом. Дело в том, что пионерами рядных восьмёрок в США были Дюзенберги, заболел ими и Винсент, он много и долго изучал эту конструкцию и пришёл к выводу, что можно добиться не плохой мощности, надёжности и экономичности от такого мотора. В итоге в июне 1923 года появляется модель Single Eight с мотором 5.9л мощностью в 84л/с. Этот мотор будет в производстве с незначительными изменениями 33 года! Этот мотор имел чугунный блок с алюминиевым картером и боковым расположением клапанов, автомобиль же оснастили кроме прочего тормозами всех колёс и 4х ступенчатой коробкой передач. Автомобиль имел 2 базы шасси — 136 и 143 дюйма.


Packard Single Eight 143 Town Car by Fleetwood

 

Для того, что бы справляться со спросом на эту машину было решено прекратить производство коммерческого транспорта этой марки


Packard Model E 7t

 

Запуск 8ми цилиндровой машины был омрачён смертью младшего из братьев Паккард.

В 1925м году когда уже забыли о Твин Сиксе, было решено поменять названия Сингл Сикс и Сингл Эйт на просто Сикс и Ейт, однако добавочный цифры носили еще характерное обозначение серии и длины базы, например Six 326 или Eight 236. Мотор 6ки был увеличен до 4.7л и мощность до 60 сил. Однако через год имена 6 и 8 исчезают из названия и машины начинают именоваться трёхзначными цифрами, путая покупателей (и интересующихся историей :) )
Так в 1926 были 6ти цилиндровые модели 326, 333, 426 и 433, у 8ми цилиндровых машин были индексы 236, 243, 336 и 343 (причём у 336 и 343 был увеличенный до 6.3л мотор мощностью 90 сил).


Packard 236 Opera Coupe

 


Packard 343 Dual Windshield Phaeton


Кстати в этот период Паккард выпускает и продаёт около 34 000 автомобилей против 27500 машин марки Кадиллак, который является ближайшим конкурентом.

 

В 1927м году производственную программу составляют 6ти цилиндровые модели 426, 433, 526 и 533 и у 8к — 336, 343, 443.


Packard 526 Sedan

 

В 1928м году было решено оставить каждому мотору по одной базе, в итоге в каталоге значилось всего 2 модели: 533 (6ка) и 443 (8ка). В том же году умирает старший из Паккардов — Джеймс, в ноябре 1928го году руководство фирмы решает устанавливать на решётку радиатора фамильный герб семьи Паккардов, который был привезён Сэмуэлом Паккардом из Стонхем Эспела, Великобритании в Бостон, США еще в августе 1638м году.


герб на решётке радиатора


На этом гербу был изображён пеликан, который типа разрывает свой живот, что бы накормить своих птенцов. Потом этого пеликана фирма будет по разному изображать и использовать в декоре своих автомобилей.

 

В августе 1928 года Паккард прекращает производство 6ти цилиндровых автомобилей. Не смотря на это объёмы продаж за этот год составляют 55 000 экземпляров, такие цифры не снились ни Линкольну, ни Кадиллаку, не говоря уж о Пирс Эрроу.

Забытые имена. Глава 87. Packard (часть 1)

наверх