На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КЛУБНЫЙ ГАРАЖ

220 подписчиков

Забытые имена. AMC. Часть 4.

Итак продолжаю повествование про марку АМС
Начало 70х оказалось богатым на события для фирмы, поэтому в этой части охвачены события всего за 2 года. . .

 

В 1970м году Рой Чапин наконец осуществляет свою давнейшую мечту, наконец он покупает фирму Kaiser-Jeep Corporation, которая принадлежала компании Kaiser Industries из Толедо и которая прекратила выпускать легковые автомобили еще в 1963м году, но всё еще выпускала внедорожники под именем Kaiser-Jeep.

Чапин пытался завладеть брендом с самого своего появления в АМС, но старик Ромни был в плохих отношениях со своим конкурентом — Генри Джоном Кайзером, а Абернети были свои цели и до каких-то "джипов" ему было фиолетово, но глава компании — Кайзер умирает в 1967м году и теперь его наследники решают избавиться от автомобильного бизнеса. Всего за 75млн долларов Чапин становится владельцем внедорожной марки, которая по сей день существует, дай ей Боже долгие годы процветания, а т.к. марка еще цветёт и пахнет, то зацикливаться я на ней не буду, возможно, к разочарованию читателей.

Как я уже сказал в прошлой части, в США марка Rambler была отправлена в отставку 30 июня 1969 года. В сентябре того же года появляется наследник модели American, Рой Чапин решает закрепиться в том сегменте, который увидел для марки покойный Мэйсон, т.е. доступные качественные автомобили для всей семьи. Новая модель, которая получила имя Hornet, которое в 50е имели автомобили марки Hudson, у истоков которой стоял отец Роя Чапина, тем самым отдав должное славной, но уже позабытой марке.

Сохранить в АльбомAMC Hornet SST Sedan с опционной покрытой винилом крышей


На разработку новой модели, которую курировал лично Рой Чапин ушло 40млн долларов, не смотря на абсолютно новый дизайн автомобиля, спроектированный Чаком Мэшигэном (и прообразом которого стал прототип Cavalier) совсем уйти от предшественника не удалось.

База колёс стала длиннее на 5см и достигала теперь 2.73м, техническая начинка так же была от Rambler American. Hornet оснащался тремя моторами: 6ти цилиндровыми моторами объёмом 3л, 3.2л и V8 объёмом 5.0л (оснащённая таким мотором машина с АКПП разонялась до 96км в час за 10 секунд), так же можно было заказать широкий выбор опционов, если базовая версия имела только прорезиненную отделку пола и виниловые сидения, то топовая версия оснащалась кондиционером, автоматом, дисковыми тормозами спереди, виниловой крышей, усилителем руля, велюровой отделкой пола. В первый год производства новинка предлагалась только с кузовами седан, как в 2х дверном, так и в 4х дверном варианте, не смотря на скупость предлагаемых кузовов эта модель разошлась за год тиражом более 101 000 автомобилей, наверное не в последнюю очередь благодаря рекламе, которую устроил Лу Гаратц сам того не зная. Гаратц отправился из крайней точки Аргентины в самую крайнюю точку Аляски, тем самым пройдя через всю Южную, Центральную и Северную Америки по западному побережью, на всё про всё у него ушло 30 дней, причём за 22 с половиной тысяч километров у него не приключилось поломок, на обратном пути он решил проехать по восточному побережью континентов, на что ушло уже 143 дня и почти 62 000 км, за это время всего два раза машина заезжала на ремонт в боксы сервисов.

 

Первого апреля 1970 года появляется новая модель, нишу которой до этого в концерне занимала модель Metropolitan. В день дурака и шуток не могла появится машина с нормальным именем, так что новинка получила имя Gremlin, коим означали гнома-пакостника ломающего технику, в нашем привычном понимании это барабашка. "Пакостник" был построен на шасси Hornet, только в урезанной версии, вообще идея создания этой машины уходит в 1966й год когда молодой 23х летний дизайнер фирмы с президентской фамилией Никсон показал своему шефу — Тигу скетч нарисованный на гигиеническом пакете Northwest Orient (это который для тошнотиков, которых укачивает, помните фильм "Такси"), тут вспоминается аналогия связанная с легендой, о том что Адольф Алойзович набросал скетч будущего Жука товарищу Фердинанду Порше на салфетке во время их совместного бизнес-ланча обеда, так вот Тигу не выбросил наброски будущего начальника КБ фирмы, а воспользовался идеей в 1968 когда построив один из шоу-каров — АМХ-GT, построенные на укороченном шасси модели АМХ. Так вот, ровно через два года после появления прототипа серийная машина получает на 30см укороченное в базе шасси модели Hornet, дизайн кузова практически повторяет дизайн концептуальной модели, только разве что капот стал короче. Gremlin становится первым американским автомобилем с кузовом типа каммбак (разновидность хетчбека), и в главную очередь должен противостоять экспансии компактных японских автомобилей на американский рынок, не забывая и вышеупомянутое детище почившего в небытие фюрера, т.е. VW Beatle. Конечно Gremlin, который кстати говоря пока что предлагался в 2х местном варианте, стал не единственным "Капитаном Америкой" сражавшимся с "узкоглазыми", но по крайней мере у него была фора длинной в 5 месяцев над автомобилями Ford Pintо и Chevrolet Vega, которые поспешили ему на помощь. Что с технической точки зрения, то маленького "Гремлина" трудно назвать малолитражкой, т.к. самым маленьким в гамме становится 3.2л двигатель мощностью 128 сил, опционно предлагалась версия вообще не со скромным для такого класса мотором — 3.8л и мощностью 145 сил. Последний вариант мог оснащаться и кондиционером, опцией которая пока что не снилась конкурентам из страны Восходящего Солнца или тому же "Народному автомобилю", кстати вскоре за доплату стала предлагаться и 4х местная версия Gremlin — "X", которая стоила на порядок дороже стандартной (которая стоила всего на 40 баксов дороже "Жука"), с появлением этой версии продажи данной модели идут в гору и только за первый год своего существования фирма реализует 25300 автомобилей с именем Gremlin. Кстати говоря, 4х местная версия имела миниатюрный багажный отсек, и дабы выделить дополнительное место под багаж, фирма одной из первой воспользовалась докаткой вместо полноразмерного запасного колеса, надо напомнить что фирма Rambler в своё время стала первой, которая вообще установила запасные колеса на свои автомобили в начале века, так что традиция в инновациях на лицо. Еще один интересный нюанс, с этой машиной, которая была самой дешевой американской машиной фирма планировала зарабатывать не сколько на продаже самой машины, сколько опций, любая опция стоила денег: усилитель руля, усилитель тормозов, багажная полка, колпаки колёс, ковролиновая отделка пола, более широкие покрышки, всё это требовало дополнительных затрат для клиента, в итоге цена машины могла почти в два раза вырасти по сравнению с 1879 баксами за базовую версию.

Сохранить в АльбомAMC Gremlin X


Следом за Hornet по ранжиру шла модель Rebel, которая в очередной раз пережила омоложение, машина выросла в длину на 5см, а всё благодаря изменённой задней части и более массивным задним бамперам. Спереди обновили только решетку радиатора, а вот что подверглось мутации, так это задние стойки крыши, которые у версии хардтоп теперь имели обратный наклон с внутренней стороны. Модель 1970 года обзавелась и новыми моторами, так базовым остался 6ти цилиндровый 3.8л мотор мощностью 145л.с., а у версии SST роль базового исполнял новый 5.0 V8 мощностью 210 сил, по заказу можно было заказать 5.9л версию с 2мя карбюраторами и мощностью 245 сил, и опять по заказу этот мотор можно было оснастить 4мя карбами и тогда с мотора снималось 290 силёнок, помимо прочего заказать на SST можно было и 6.4л мотор, который выдавал 325 сил, а венчала производственную гамму версия "Machine" c мотором того же 6.4л объёма, но мощностью 340 сил. "Машина" как и SC/Rabel был построен при участии компании Hurst, однако в рекламе этот факт никак не отражался, авто было оснащено 4х ступенчатой ручной коробкой передач, которая была доработана фирмой Hurst, самоблокирующимся дифференциалом, тахометр, который был размечен до отметки в 8000 об.мин был установлен в воздухозаборник, задняя подвеска, которая слегка задирала заднюю часть была использована от универсала, ну и покрышки автомобиля были намного шире штатных. Спортивная версия, которая разошлась тиражом чуть более 2200 экземпляров разгонялась до ста за 6.8 секунд, что было хуже, чем у прошлогоднего "маскл-кара" компании, и соответственно хуже нежели у Corvetta или Крайслеровских "амбалов" оснащённых моторами с полусферическими камерами сгорания, что в свою очередь интересно обыгрывалось в рекламе, которая гласила: "На прямой машина конечно уступит Корветту 427 или Хеми, но зато уделает Фольксвагена, тяжёлый грузовой железнодорожный состав и даже Кадиллак твоего старика".

Сохранить в АльбомAMC Rebel Machine с заказной расцветкой


Модель Аmbassador в 1970м году получила новую решетку радиатора, а седан и хардтоп еще и новую заднюю оптику, которая раскинулась от одного борта до другого неразрывной линией. Так же у версий с отдельным багажником изменилась задняя стойка крыши в стиле модели Rebel, базовым для представительского седана оставался 3.8л 155ти сильный агрегат, а вот 8ки как и младшей модели сменились новыми, т.е. объёмом 5.0 и 5.9 литров и как прежде на вершине Олимпа был 6.4л агрегат мощностью 325 сил.

 

Javelin этого сезона получил полностью новую переднюю подвеску, новое оформление передка, который к тому же стал длиннее, задние фонари по подобию модели Ambassador вытянулись в горизонтальную линию, лобовое стекло было заменено на новое стекло фирмы Corning с химическим калением, оно было тоньше, легче и безопаснее привычных ламинированных стёкол. Выбор двигателей сводился к 5ти литровому мощностью 225л.с, 5.9л мощностью 245 или 285л.с. в зависимости от количества карбюраторов, ну и наконец 6.4л двигатель, который выдавал 325 сил. Из опционных пакетов сохранились Big Bad, который отличался от модели 69го тем, что бампера теперь не окрашивали в заказной цвет; так же сохранился пакт опций "Go", который обзавёлся воздухозаборником на капоте, так же эта версия как и прежде могла похвастаться дисковыми тормозами спереди, более мощным стабилизатором, двойной выхлопной системой и спортивными покрышками Goodyear. Главным же событием года для этой модели стало то, что гоночная команда Роджера Пенске — Penske Racing, перешла на использование этой модели в своей конюшне. Для гоночной версии гонщиком Марком Донохью был сконструирован новый алюминиевый спойлер в форме утиного хвоста, дабы допустить переделку для участия в серии Транс-Ам требовалось выпустить омологированную версию спортивной версии. И АМС пошло на это, была выпущена специальная модель Mark Donohue Javelin SST, которая оснащалась 5.9л двигателем и внешним пактом опций заимствованным у комплектации "Go", ну и венчал это всё естественно большой алюминиевый спойлер расположенный на багажнике. Благодаря своему участию в спортивных состязания и драг-рейсе компания довольно быстро распродала 2501 автомобиль, который имел отличительную маркировку с именем гонщика на правой стороне крышки багажника, кстати сегодня эта версия часто становится объектом подделок, т.к. ВИН код не содержит информации о том является ли данная машина версией Mark Donohue.

Сохранить в АльбомAMC Mark Donohue Javelin SST


AMX так же обновили, машина стала длиннее на 5см, благодаря более длинному передку, на удлинённом капот появился воздухозаборник, как Javelin машина получила новое лобовое стекло и новую переднюю подвеску, а так же заднюю оптику. Базовым для машины 70го модельного ряда стал 5.9л 290-сильный двигатель, на который вместо карбюраторов фирмы Carter установили карбы фирмы Motorcraft (привет Форду), по заказу можно было заказать и 325ти сильный 6.4л мотор, в салоне появились новые сидения с подголовниками, отделка под дерево и новый деревянный руль. Однако не смотря на то, что пресса продолжала восторженно отзываться о машине, называя её лучшей американской спортивной машиной спрос на неё продолжал падать, и если за 1969й год было реализовано почти 8300 экземпляров, то в этом году ровно в два раза меньше.

Сохранить в АльбомAMC AMX 360 (т.е. 5.9л), с опицонной раскраской shadow mask. Эта опция стоила около 50 долларов и включала в себя окрашенный в чёрный цвет капот, верх крыльев и полоску стойки крыши.


Видимо предчувствуя неминуемую "гибель" модели "Дик" Тигу вместе с Никсоном, Мэшигэном, Кинитцем и Гераци проектирует наследника этой модели, которого назвали АМХ-3. Это был автомобиль со средним расположением двигателя, т.к. у фирмы отсутствовал опыт в постройке такого автомобиля, то как и почти 15 лет назад было решено обратиться за подмогой к итальянцам. Помочь американцам взялся Джотто Биззаррини, бывший инженер компании Ferrari, и думаю, в представлении не нуждающийся. Маэстро построил не только кузов, но и шасси автомобиля, которые правда были спроектированы не заново, а являлись сильной эволюцией шасси суперкара Bizzarrini P538. Биззаррини поместил посреди рамы 6.4л 340-сильный мотор фирмы АМС, 4х ступенчатую трансмиссию системы транс-аксл сконструировала итальянская контора OTO-Malara, целью было достигнуть скоростную отметку в 160 миль или 257км в час, для эффективного торможения итальянец установил дисковые тормоза ATE-Teves на все колёса, сами колёсные диски из лёгких сплавов были сделаны на заказ фирмой Campagnolo. Т.к. машина планировалась как конкурент De Tomaso Pantera, который строился при содействии компании Ford, пожертвовавшей для него 5.7л V8 серии Cleveland мощностью 310 сил, то хотелось придать будущему суперкару АМС европейской управляемости, для этого американцы просят принят участие в проекте фирму BMW, инженеры которой оттачивали "рулилку" на немецких автобанах и трассах, при том что сам Биззаррини тестировал доводил машину до ума на трассе в Монце, кстати забыл написать, что до ста км в час машина разгонялась за 5.5 секунд. В Ливорно изготовили пять автомобилей для премьеры автомобиля, который должен был дебютировать в один день с Gremlin, т.е. 01.04.1970 (а через день начались продажи De Tomaso Pantera). Однако проект был свёрнут, во-первых за месяц до этого в США вступил в силу закон, который обязывал устанавливать массивные бампера, выдерживающие удар до скорости в 8км в час, что заставило бы перекроить дизайн автомобиля, однако второй и более веской причиной закрытия проекта был тот факт, что подсчёты показали, что цена на машину была бы в пределах 12 000 баксов, что было аж на 1/5 дороже основного конкурента, т.е. De Tomaso. Интересный факт, что не дождавшись утверждения проекта компаньон синьора Биззаррини — Сальваторе Дьямонте строит шестой автомобиль, однако из Америки приходит указание уничтожить все изготовленные автомобили, на что Биззаррини не пошёл, в течении года все шесть автомобилей, один из них кстати со стеклопластиковым кузовом были проданы по средней цене в 6500 долларов, и на удивление все они дожили до сегодняшнего дня.

Сохранить в АльбомAMC AMX/3. Первоначально эта машина была серебристого цвета, и была выкуплена самим Тигу, вскоре он её перекрасил в жёлтый цвет, который и остался за машиной по сей день


В 1971м году Gremlin в качестве стандартного двигателя получает 3.8л мотор (3.2л больше не предлагается для этой модели вовсе), а по заказу можно установить 4.2-литровую шестёрку мощностью 150 сил, так же теперь клиентам предлагали и автоматическую коробку передач. Т.к. продажи 2х местной версии были мизерными (около 5000 автомобилей из 53 000 проданных за сезон), то от её производства в конце года отказываются. Модель Hornet в качестве серийного мотора получает 3.8л двигатель, а в кузовном секторе на подмогу седанам приходит 5ти-дверный универсал Sportabout, который имел большой наклон задней стойки крыши и больше походил на хетчбек. Тогда же появляется идейный наследник модели SC/Rambler — Hornet SC360, который правда не был на самом деле таким уж всерхмощным седаном, его 5.9л мотор развивал всего-то 245 сил, который агрегатировался с 4х ступенчатой "ручкой" оснащённой кулисами фирмы Hurst, не смотря на то, что двигатель не имел сверхмощностей этот самый доступный "маскл-кар" разгонялся до 100 за 6.7 секунд, планировалось продать около 10 000 машин этой версии, однако страховщики запросили огромные суммы за страховку этой версии, в итоге еле-еле было продано чуть менее 800 экземпляров. Кстати SC360 выпускался только с 2х дверным кузовом, от базовой версии он отличается "скупом" на капоте, полосками на боковине, более широкими покрышками на других колёсах, можно было заказать и версию "Go", её оснастили 4х камерным карбюратором и воздухозаборником Ram-Air, который был соединён воедино с воздушным фильтром, а так же двойной системой выхлопа, что вкупе позволило поднять мощность до 285л.с.

Сохранить в АльбомAMC Hornet Sportabout


Автомобили марки Hornet дали не только жизнь Gremlin-у и последующим моделям концерна, но и выступали полигоном для эксперементаторов, так в 1971м году Сэм Уильямс, глава компании Williams Research покупает несколько "Шершней" для того, что бы установить на них газотурбинные двигатели WR-26 собственной конструкции. 80ти сильные агрегаты были имплантированы в серийные машины при содействии Билла Кэрри (автора одного из первых газотурбинных автомобилей, тогда он работал на фирму Chrysler, которая и стала пионером в этой области). Кэрри тестировал готовые образцы на спортивной трассе в Мичигане, однако поняв что проект сырой и требует серьёзной доводки его свернули. Вторым проектом в сфере экологически чистых автомобилей стало создание электромобилей на базе этой модели. И снова автором прототипов стала не компания АМС, у которой не было лишних средств на эксперименты, а Electric Fuel Propulsion Company из Ферндейла. Компания взяла седаны и универсалы АМС Hornet, установила на них 20ти сильный электромотор, который работал на пару с 3х ступенчатой механикой, передок машины был переделан, вместо решётки радиатора была установлена пластиковая накладка и названо все это дело было именем Electrosport. Оснащённый 24мя свинцовокобальтовыми аккумуляторами машина могла преодолевать до 400км без подзарядки, развиваемая максималка равнялась 145км в час, правда на разгон до ста км в час уходило полминуты, кстати с отоплением салона проблема тоже была решена не типично для электромобилей — она работала на горючем топливе. Компания Роберта Аронсона была известна тем, что в 1967м году построила на отрезке трассы номер 94 от Детройта до Чикаго шесть станций подзарядки, которые за 45 минут могли полностью зарядить автомобиль, однако в 1975м году после постройки трёх прототипов на шасси Hornet проект был свёрнут, правда работы продолжились с другими донорами, в том числе с Cadillac, но об этом в другой раз.

Сохранить в АльбомEFP Electrosport


Вместо модели Rebel появляется сильно модернизированный автомобиль, который был назван Matador. Колёсная база осталась прежней, задняя часть была заимствована у модели Ambassador, передок стал длиннее и в первую очередь благодаря выпирающей вперёд решетке радиатора, как и предшественник эта модель предлагалась с кузовами типа хардтоп, седан и универсал, причём последний по традиции мог иметь 3 ряда сидений, все универсалы с завода оснащались релингами на крыше. Революции в техническом плане не свершилось, машина предлагалась с 3.8 и 4.2л шестицилиндровыми моторами и V8 объёмом 5.0л, эти моторы работали на пару либо с 3х и 4х ступенчатыми "ручками" либо c 3х ступенчатым автоматом Borg Warner. Как и модель Rebel её преемник имел "маскл" версию, которую так же в версии хардтоп и которая так же назывались — Machine, её комплектовали моторами либо 5.9л 285л.с. либо 6.6л мощностью 330л.с, однако эта версия практически не котировалась и из 42 000 машин проданных за первый год производства только 50 машин мощной версии было продано, кстати для неё нельзя было заказать фирменную расцветку, доступную годом ранее для аналогичной версии модели Rebel.

Сохранить в АльбомAMC Matador Station Wagon


Модель Ambassador практически не изменилась в этом году, под капотом появились новые моторы, базовой стала 4.2л 150-ти сильная шестёрка, кстати самая доступная версия теперь называлась Diplomat, следом шла комплектация SST и на вершине была версия Brougham, для них штатным двигателем являлся 210ти сильный V8 объёмом 5.0л, как опцию можно было заказать 5.9л двигатель и новый 6.6л мотор мощностью 335 сил. Последний вариант широко использовался в качестве автомобиля сопровождения в полицейских кортежах, в то время как базовый 4.2л "DPL" пользовался спросом у таксистов.

Сохранить в АльбомAMC Ambassador SST Hardtop


Т.к. модель АМХ канула в небытие, то спортивную гамму марки представляла теперь только модель Javelin. Javelin сильно модернизировали, базу колёс увеличили на 2.5см, машина стала ниже, шире и длиннее, в качестве элемента дизайна появился штатный спойлер на багажнике, которым ранее могли щеголять только спец.версии этой модели. Базовым двигателем для этой модели остался 3.8л двигатель мощностью 135л.с., на заказ можно было установить 4.2л (150л.с.), 5.0 (210л.с.), 5.9л (245 либо 285л.с) и наконец новый 6.6л мощностью 335л.с, последние два мотора предлагались только в комлектации "Go". Не смотря на то, что модель АМХ пропала из каталогов как самостоятельная модель, имя не пропало насовсем, теперь топовая версия Javelin носила имя 2х местной машины. Javelin AMX оснащалась капотом с горбом, спойлер красовался не только сзади, но и спереди, в переднюю решётки были вмонтированы дополнительные фары.

Сохранить в АльбомAMC Javelin AMX


Ну и закончить эту часть я хочу упоминанием о появлении в 1971м году отделения AM General Corporation, которое отвечало за производство военной техники, а с 1974 года дочернее предприятие стало изготавливать и автобусы с троллейбусами. В июле 1979 года AM General начала работу над проектом M998 Series High Mobility Multi-Purpose Wheeled Vehicle, которое более известный как HMMWV, который в свою очередь дал жизнь гражданской версии, которая известна нам как Hummer H1, и хотя на момент появления Н1 компании АМС уже не существовало, но всё же видя этого "монстра" вспоминайте о концерне АМС, который в принципе и зачал эту легендарную машину.

 

Ну а продолжение повествования об АМС в следующей части, которая не будет такой нудной, т.к. основных новинок о которых буду расписывать более подробно практически не будет :)

Забытые имена. Глава 184. AMC. Часть 4

наверх