При сложной современной системе хозяйства транспорт является одним из решающих факторов в развитии экономики каждого государства. Чем сложнее экономическая система в стране, чем больше ее территория, чем более развиты промышленность и сельское хозяйство, чем выше уровень благосостояния народа, тем большее значение для этой страны приобретает транспорт.
С известными оговорками можно принять положение, что развитие транспорта определяет общее развитие страны, причем состояние организации и размер транспортного хозяйства прямо пропорциональны уровню развития всей экономики данной страны. В современном транспорте все его основные виды (железнодорожный, водный, автомобильный и воздушный) должны находиться в гармоничном состоянии, чтобы в общей увязке этих видов транспорта обеспечивалось должное обслуживание нужд страны. Указать, какой вид транспорта должен превалировать, являться главенствующим, почти невозможно. Большее развитие того или другого вида транспорта связано с рядом объективных причин — экономических, территориальных (географических), климатических и т.д. Однако мы заострим внимание на автомобильном.
К 1917 году в России насчитывалось 89 предприятий, торгующих автомобилями американских и европейских марок. Результатом бессистемного ввоза было создание разнокалиберного парка, не обеспеченного запчастями. В 1917 г. парк автомобилей в России насчитывал 41 493 единицы. К началу 1918 г. он сократился до почти 35 000 автомобилей. В связи с революцией, гражданской войной и интервенцией приток автомобилей в Россию из-за границы прекратился, и автопарк быстро пошел на убыль. Так, к 1 июля 1918 г. на учете стоял всего 6621 автомобиль.
31 мая 1918 г. Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ) принял декрет «О реорганизации и централизации автомобильного хозяйства Республики». По этому декрету «все автомобильное имущество, находящееся в день обнародования настоящего декрета в распоряжении различных ведомств и учреждений, в чем бы таковое имущество ни заключалось и где бы оно ни находилось, поступает под контроль ВСНХ». Согласно декрету была образована Центральная автосекция при ВСНХ. В 1919 г. при ВСНХ был образован Транспортно-материальный отдел (ТРАМОТ). 7 июля 1921 г. Центральная автосекция при ВСНХ и ТРАМОТ были ликвидированы и преобразованы в Центральное управление местного транспорта (ЦУМТ) при Народном Комиссариате путей сообщения (НКПС). Таким образом, в стране устанавливалось централизованное руководство использованием автомобилей. 21 августа 1918 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) принял специальное постановление, по которому до 50% всех автомобилей в стране надлежало передать в распоряжение военного ведомства. В 1918 г. в Красной Армии имелось около 4000 автомобилей, а к 1920 г. их число увеличилось до 7500. Всего же в 1920 г. в нашей стране имелось 18 125 автомобилей разных марок, но только 8729 из них числились ходовыми.
Всего в дореволюционную Россию было импортировано около 45 000 автомобилей и произведено внутри страны около 5000. Из этого количества к 1924 г. часть амортизировалась, часть погибла во время Первой мировой и гражданской войн, часть была реквизирована немецким командованием при оккупации Украины, часть находилась в сильно изношенном состоянии, почти не пригодном к эксплуатации, на так называемых автомобильных кладбищах в виде «автогробов» (термин тех лет). Большую роль сыграло неумелое и неосторожное обращение с автомобилями в то время (см. таблицу 1). Характерной особенностью автопарка СССР 1924 г. являлось приблизительно одинаковое количество легковых и грузовых автомобилей (за границей в то время примерно около 80% автопарка состояло из легковых машин). К 1925 г. в СССР насчитывалось по одним оценкам 18 737 (9163 легковых и 9574 грузовых) автомобилей, а по другим — 13 645 (7448 легковых, 5550 грузовых, 263 автобуса, 384 специальных автомобиля).
XIV съезд ВКП(б), состоявшийся в декабре 1925 г., дал установку на индустриализацию нашей страны. При этом планировалось, что хозяйственное строительство в СССР должно развиваться в направлении превращения страны из ввозящей машины и оборудование в страну, производящую данные виды продукции, в страну индустриальную, оснащенную новейшей техникой. Несмотря на это, в 1926 г. общее количество автомобилей в СССР составляло 15 123 (7701 легковой, 6129 грузовых, 735 автобусов и 558 спецмашин), по количеству автотранспорта СССР оказался позади не только передовых стран, но даже таких, как Норвегия (30 320 автомобилей) и Польша (15 668), ненамного опережая Китай (14 766) и Румынию (14 276). 1927‑й можно считать годом наиболее неблагоприятного положения по автоделу в нашей стране. Но именно в этом году начинается широкая кампания, направленная на создание советского автотранспорта, на автомобилизацию СССР.
При этом иногда приходилось преодолевать непонимание значения автомобилизации высокими автомобильными чиновниками. Так, бывший начальник «Автотреста» Урываев осенью 1927 г. в дискуссионном листке «Правды» выступил с неожиданной точкой зрения. Он предостерегал: «Неизвестно куда девать даже 800 машин в год, никто не хочет их покупать, а мы зачем-то собираемся выпускать 4000 машин в год. На данный период нам выгоднее ввозить из-за границы агрегаты и собирать их, чем строить автомобильный завод».
Автопарк нашей страны тех лет был весьма разнообразным. В 1928 г. насчитывалось 233 марки легковых автомобилей, 213 — грузовых, 76 — автобусов, 38 — специальных. Такое обилие марок создавало огромные проблемы по снабжению автомобилей запчастями и расходными материалами. Только в 1928 г. было зарегистрировано и учтено 295 размеров шин на грузовые автомобили. Из этого количества 245 размеров имели запас менее 50 штук на каждый. Остальные 50 более ходовых размеров шин имели общий запас 19 693 шт. В случае поломки или просто износа шин многие автомобили выходили из строя из-за невозможности найти в стране необходимую запчасть.
Массовое производство автомобилей с использованием конвейеров, специальных станков, автоматизированных линий в 20‑е годы не имело распространения не только в СССР, но и в Европе. Подавляющее большинство европейских предприятий, включая Московский и Ярославский автозаводы, вели сборку машин на стапелях, широко использовались универсальные станки. Высока была доля ручного труда. Следствием этого были малые масштабы выпуска и высокая себестоимость автомобилей. Для организации выпуска сотен тысяч машин в год необходимо было создание современных заводов, работающих по высокопроизводительной технологии, а также коренная реконструкция уже имеющихся. Среди действовавших в те годы отечественных заводов АМО был самым крупным. Настоятельно требовалась его серьезная реконструкция.
1924–1931 гг. были периодом становления советской автомобильной промышленности. Основой для выпуска грузовых автомобилей в те годы были авторемонтные заводы, созданные на базе недостроенных автомобильных заводов. Конструкция деталей и узлов автомобилей была ориентирована на ручную подгонку и сборку. Даже ведущее предприятие отрасли, завод АМО, вело стендовую сборку автомобилей. И неудивительно, что в 1926 г. наша страна занимала лишь 11 место в мире по производству автомобилей, в десять тысяч с лишним раз отставая от США — в то время ведущей страны по производству автомобилей (см. таблицу 2). К приведенным цифровым данным выпуска автомобилей за 1930–1931 гг. нужно добавить еще 4298 (1930 г.) и 16 780 (1931 г.) автомобилей Ford, изготовленных на автосборочных заводах из импортных комплектующих, и 859 (1930) и 729 (1931) автомобилей Autocar (АМО-2), выпущенных на заводе АМО из импортных частей.
В 20‑х годах народному хозяйству СССР прежде всего были нужны грузовики. В тот период иностранные грузовые автомобили в большей или меньшей степени были представлены и в народном хозяйстве нашей страны, и в Красной Армии. Небольшое количество таких автомобилей осталось у нас с дореволюционного времени. Это были устаревшие модели из Германии, Франции, Италии, Великобритании и США, которые собирались порой из нескольких вконец изношенных автомобилей. Учитывая крайнюю необходимость в автомобилях, советское правительство своим постановлением от 1922 г. разрешило государственным учреждениям и частным лицам приобретать за границей и ввозить автомобили и автомобильное имущество. Но еще в 1921 г. в нашу страну было завезено 20 первых (после революции) автомобилей. Характерной особенностью автопарка СССР было преобладание грузового автотранспорта. К началу 30‑х годов грузовики составляли более 60% от общего числа автомобилей.
Производство автомобилей в СССР с 1932 г. по 1941 г. было следующим: (см. таблицу 3). К приведенным данным выпуска автомобилей за 1932 г. нужно добавить еще около 38 000 автомобилей Ford, сделанных на автосборочных заводах из импортных комплектующих.
На 1 января 1932 г. автопарк СССР состоял из 44 500 машин (11 580 легковых, 28 490 грузовых, 1980 автобусов и 2450 специальных). В то время это составляло 1 автомобиль на 500 км2 территории страны, или 1 автомобиль на 3600 человек населения. Это значит, что если по объему автопроизводства СССР в 1931 г. выдвинулся на 7 место в мире, то по величине парка он занимал лишь 26 место, имея перед собой Алжир, а из европейских стран — Норвегию. 4 февраля 1931 г. в речи на съезде работников промышленности И.В. Сталин выдвинул лозунг: «Большевики должны овладеть техникой. Техника в период реконструкции решает все». Именно с этого времени началось массовое производство и внедрение автомобиля в СССР.
Массовый выпуск автомобилей в СССР напрямую связан с вводом в строй автомобильного завода в Нижнем Новгороде. В довоенный период самыми распространенными грузовиками в нашей стране были легкие грузовики Горьковского автомобильного завода. Вступивший в строй только в 1932 г., ГАЗ уже к 1937 г. выпустил грузовиков больше, чем Московский и Ярославский заводы вместе взятые, хотя производство началось на них значительно раньше (см. таблицы 4 и 5). К концу 30‑х гг. Горьковский автомобильный завод им. В.М. Молотова стал ведущим автозаводом СССР. На нем производилось 68,3% всех выпускаемых в стране автомобилей. Основным видом продукции был грузовик ГАЗ-АА, который имел ряд конструктивных недостатков и в 1938 г. подвергся модернизации, при этом основная его конструкция оставалась неизменной. Модернизированному ГАЗ-АА был присвоен индекс ГАЗ-ММ.
Автомобили ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ в предвоенные годы являлись самыми распространенными в нашей стране. «Полуторки» отчасти составляли колорит той эпохи. С 1932 г. по 1938 г. было выпущено 409 985 автомобилей ГАЗ-АА, а с 1938 г. по 1949 г. — 419 812 грузовиков ГАЗ-ММ. Уже в 1937 г. СССР занимал в Европе 4 место по производству автомобилей и 1 место по производству грузовиков, которых в нашей стране производилось 85–90% от общего выпуска.
После ввода в строй Горьковского автомобильного завода, автосборочных заводов и реконструкции завода им. Сталина численность автопарка СССР значительно возросла. К концу 1932 г. автопарк нашей страны насчитывал около 75 400 автомобилей, а уже к концу 1933 г. — 117 800. В конце 1936 г. в СССР насчитывалось уже 386 000 автомобилей, а в конце 1937 г. — 580 000. В середине 30‑х гг. наша страна начала экспортировать автомобили. В 1934 г. все началось с партии в 100 грузовиков ЗИС-5 и 16 автобусов ЗИС-8, которые приобрела Турция. В 1938 г. на экспорт ушло уже 6500 грузовиков. Они поставлялись в Турцию, Афганистан, Ирак, Иран, Испанию, Китай, Латвию, Литву, Эстонию, Монголию и Румынию. Экспорт не означал, что советская промышленность стала выпускать достаточное количество грузовых автомобилей, потребность в которых внутри страны была высока. Скорее это был политический шаг, показывающий всему миру успехи советского государства в деле индустриализации страны. Наряду с экспортом автомобилей наша страна в предвоенный период продолжала их импортировать, хотя с каждым годом все меньше. И связано это было, прежде всего, с собственными успехами в автостроении.
К концу 30‑х гг. ХХ века автомобильная отрасль СССР фактически догнала развитые капиталистические страны. В начале 30‑х СССР приобрел передовые для того времени технологии производства автомобилей. Но к концу 30‑х эти технологии, устаревшие к тому времени, победили конструкторские идеи, и если в 1932 г. мы выпускали вполне современные автомобили, то уже к середине 40‑х гг., при производстве тех же самых, наше отставание от стран с передовой автомобильной промышленностью (прежде всего США) составляло не менее 15 лет. И хотя была создана жизнеспособная автомобильная отрасль, в том числе и научная, которая разрабатывала современные конструкции, из-за слабой производственно-технической базы эти конструкции так и остались на уровне чертежей либо опытных экземпляров.
Состояние автотранспорта в СССР в 1924 г. (по данным опубликованным в 1932 г.)
| Автомобили | Всего | На ходу | В ремонте | На кладбище |
| Легковые | 9163 | 5792 | 3235 | 136 |
| Грузовые | 8557 | 4986 | 3470 | 101 |
| Специальные | 1017 | 624 | 386 | 7 |
Производство автомобилей в СССР с 1924 по 1931 гг.
| Год | Всего | Автобусы | Грузовики | Легковые |
| 1924 | 10 | нет | 10 | нет |
| 1925 | 115 | нет | 116 | нет |
| 1926 | 346 | нет | 366 | нет |
| 1927 | 464 | 24 | 451 | 3 |
| 1928 | 824 | 51 | 740 | 50 |
| 1929 | 1763 | 85 | 1471 | 156 |
| 1930 | 3376 | 47 | 4019 | 160 |
| 1931 | 3068* | 90 | 3915 | нет |
Производство автомобилей в СССР с 1932 по 1941 гг.
| Год | Всего | Автобусы | Грузовики | Легковые |
| 1932 | 23 879 | 97 | 23 748 | 34 |
| 1933 | 49 710 | 350 | 39 101 | 10 259 |
| 1934 | 72 437 | 755 | 54 572 | 17 110 |
| 1935 | 96 716 | 893 | 76 854 | 18 969 |
| 1936 | 136 488 | 1263 | 131 546 | 3679 |
| 1937 | 199 857 | 1268 | 180 339 | 18 250 |
| 1938 | 211 114 | 1755 | 182 373 | 26 986 |
| 1939 | 201 687 | 3271 | 178 769 | 19 647 |
| 1940 | 145 390 | 3921 | 135 958 | 5511 |
| 1941 | 124 176 | 4027 | 116 169 | 3980 |
Таблица 4.
| Завод | 1924 | 1925 | 1926 | 1927 | 1928 | 1929 | 1930 | 1931 |
| АМО-ЗИС | 10 | 113 | 342 | 407 | 692 | 1293 | 3227 | 2891 |
| ЯГАЗ-ЯАЗ | нет | 3 | 24 | 68 | 93 | 253 | 839 | 1114 |
Вадим Матвеенко
Журнал «Автопарк»






