На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КЛУБНЫЙ ГАРАЖ

220 подписчиков

Забытые имена. Duesenberg-часть 1.

Меня нельзя назвать фанатом какой-то марки, но если меня спросить какая марка моя любимая, я не задумываясь скажу — Дюзенберг! Я лично считаю эти автомобили лучшим, что было до Второй Мировой Войны, да простят меня Вильгельм Майбах и Этторе Бугатти.

Фридрих Симон и Аугуст Самуель Дюзенберги родились в княжестве Липпе-Детмольд, что в Германии.

Когда ребятам было по 8 и 5 лет их старший брат Хенри (Генри) в поисках лучшей доли переехал в США, в штат Айову, в сельскую местность недалеко от города Рокфорд, вскоре он скопил денег и за ним приехала вдовствующая мать с остальными детьми. (кстати если читать многие источники, то там написано, что с родителями они переехали, но отец-то умер в 1881м году).
Фридриха переименовали на английский манер — Фредериком, а второе имя Симон заменили на Сэмуел, но все его звали Фредом, а младшего брата — Оги.

Ребята закончили сельскую школу, и Фред пошёл в 1893м работать к местному дилеру сельхозтехники.
В 1896м Фред открывает свой магазин на главной улице города Рокфорд, Август присоединился к его бизнесу, а вскоре сам открыл свой магазин в городе Гарнер. Тем временем Фред, у которого за плечами только сельская школа начинает проектировать и строить велосипеды своей конструкции, а так же участвовать в велогонках, кстати он установил мировой рекорд на прохождение 2миль, он затратил на это дело 4 минуты и 24 секунда, его рекорд продержался 14 лет!

В 1899м Фред устанавливает на свой велик 1.5 сильный мотор собственной конструкции, при этом оставив на всякий случай педали, этот мотоцикл был выставлен на выставке в Чикаго.

Через год Фред открывает в городе Де-Мойн гараж по ремонту и "тюнингу" автомобилей, дело идёт настолько успешно, что на следующий год он открывает еще один сервис. Он покупает б/у автомобиль марки Марион, переделывает двигатель, который имел воздушное охлаждение, так например каждый цилиндр имел свой выпускной коллектор, эта характерная черта сохранится на всех автомобилях, к которым приложат руку братья.

В 1903м Фред Дюзенберг на своём авто участвует в гонках Annual County Fair, которые проходят в городе Мэсон, шт Айова, и выигрывает их. Им заинтересовался начинающий автопромышленник, который только перешёл от производства велосипедов на автомобили — Томас Б. Джеффри, из города Киноша, шт Висконсин. Фред становится тест-пилотом фирмы Rambler, которая вскоре становится 3м по величине производителем автомобилей (потом как нибудь напишу про Рамблеры).

Через 2 года Фред возвращается в Де-Мойн и знакомится там с адвокатом Эдвардом Мэсоном, Фред рассказывает своё видение идеального авто, и юрист просит подготовить проект, для этого Фреду приходится окончить курсы чертёжника. Вскоре проект готов, Мэсону он понравился и он выдаёт деньги под новый бизнес — Mason Motor Co.
К Фреду присоединяется его правая рука и по совместительству младший брат — Аугуст.
В феврале 1906го был построен первый автомобиль, который носил марку финансиста проекта — Мэсон, модель же назвали Marvel.


Mason Marvel Runabout


Марвел имел 2 цилиндра объёмом в 3.9л под капотом, которые выдавали 24 лошадки. Однако в серию машина пошла только летом, а до этого времени братья разными способами рекламировали свой автомобиль, так например Фред заехал по 47 ступенькам к Капитолию Де-Мойн съехал вниз по ним же, а потом проделал тоже самое задним ходом.

 

Братья считают, что лучшая реклама — гонки. В 1907м Фред участвует в 24 часовых гонках в Милуоки, однако его автомобиль потерял управление и вылетел с трассы, а сам гонщик сломал ключицу.

В конце 1909 года Фред Мэйтаг, который занимается производством стиральных машинок, покупает 60% акций фирмы Мэсон, фирма переименовывается в Mason-Maytag Motor Car Company, фирма переезжает в город Ватерлоо (этот не тот Ватерлоо, где одержали победу над Наполеоном, но возможно американцы, поэтому и считают, что это они побили императора-коротышку).

Еще до смены владельца братья подготовили новый 4х цилиндровый двигатель объёмом 3.7л, автомобиль имел алюминиевый картер, верхнее горизонтальное расположение клапанов и верхний же распредвал.


Mason-Maytag Modell A Touring

 

В 1911м году Фред уходит из фирмы, т.к. новый хозяин вообще не заинтересован в спортивных программах, Фред в это время работает в автосалоне, который продаёт автомобили марки Reo и Mitchell в городе Де-Мойн. В 1912м году Мэйтаг теряет интерес к автомобилям и фирма возвращается к прежнему владельцу, который снова продаёт автомобили под своим брендом — Мason. Аугуст, который продолжал работать в фирме, проектирует гоночные моторы и автомобили, которые продаются под маркой — Mason-Duesenberg. На автомобилях фирмы выступает сын босса — Джордж и Вилли Хопт, который в 1913м году финишировал в гонке Indy 500 девятым, наконец-то выиграв хоть что-то, а именно 1500 баксов.

В июне 1913 года братья основывают своё предприятие — Duesenberg Motor Companу. Они начинают изготавливать авиационные, автомобильные и морские двигатели, например они построили двигатель для катера, который побил рекорд скорости на воде в 129км/ч, его мотор объёмом 50л развивал 1400 лошадей, а самым крупным заказчиком на этот момент оказалась . . Россия! Императорский флот заказал в 1915м году более 50 катеров с 8ми цилиндровыми двигателями Duesenberg Patrol Model Marine Engine, причём на каждый катер ставилось по два двигателя, каждый из которых развивал по 360 сил, что позволяло этому патрульному судну развивать 64км/ч, кстати последний был построен в августе 1917 года.

Но вернёмся к машинам. Они продолжили выпускать гоночные автомобили, которые были похожи на автомобили фирмы Мэсон, только под капотом были моторы которые имели по 4 клапана на цилиндр.

В 1914 братья выставляют две машины на гонки Indy 500, автомобили финишировали на 10м и 12м месте.
За рулём автомобиля финишировавшим 10м сидел Эдди Риккенбеккер, он был родом из немецко говорящей семьи, которая переехала в Огайо из Швейцарии, позже Риккенбеккер будет владельцем трассы Indianapolis Motor Speedway, первоклассным асом и президентом авиафирмы — Eastern Airlines, а в 1943м прибудет в СССР, как консультант в сфере авиации, а пока он просто начинающий гонщик. В этом сезоне "Быстрый Эдди" завоёвывает 34 первых места, 7 вторых и 14 третьих из 73 стартов, т.е. занимает призовые места в 75% гонок, в которых принимает участие.

Через год появились новые моторы, объёмом 4.9 и 5.9л, а машина уже пришла 8й к финишу на Инди 500. Еще через год уже 2й, но тут США вступают в Первую мировую и фирма переезжает в город Элайзебет, шт Нью-Джерси, на братьев работают 1200 человек, т.к. фирма получает гос.заказ на авиационные, морские и прочие двигатели, кроме прочего по лицензии начинается производство V16 авиадвигателей фирмы Bugatti, правительство США заказало 2000 моторов, но из-за их ненадёжности было произведено всего 400 шт.

В 1919м году братья продают фирму Джону Норт Уиллису, имя которого станет известно нам благодаря штабным внедорожникам Willys. Сами братья ютятся в это время в гараже Фреда, где строят прототип гоночного автомобиля, который оснащен рядной 8кой. Идеей рядной 8ки он заболели после того, как стали производить 16ти цилиндровый мотор Бугатти, который в принципе был построен из сдвоенных рядных восьмёрок.

В итоге уже осенью машина была готова, она имела объём в 4.4, но вскоре его объём урезают до 3л, т.к. регламенты гонок изменились за это время, это было сделано в связи с тем, что бы скорости автомобилей уменьшились и гонки стали бы более безопасными. Однако эти ограничения не уберегли 2х гонщиков и одного механика братьев, а остальные пять машины не доехали до финиша, так например Милтон сошёл с трассы на 49м круге, из-за сорванного шатуна.
Однако не смотря на неудачи в гонках Томми Милтон ставит 19 мировых рекордов на максимальную скорость на отрезках от мили до 300 миль, лучшим результатом стала скорость в 185км/ч.

В 1920м машины заняли на Инди 500 — 3е, 4е и 6е места. Гонщику Томми Милтону строят новый 16 цилиндровый автомобиль, который имеет сдвоенные 8ки, этот автомобиль поставил рекорд скорости в Апреле 1920го, развив скорость в 249,66 км/ч, этот рекорд продержался 4 года.


Duesenberg V16 Милтона

 

А за месяц до установления рекорда была основана новая фирма, которую братья назвали Duesenberg Automobile & Motors Co. Что интересно, ни Фред ни Оги не были хозяевами фирмы, а всего лишь наёмными работниками, директорами были Ньютон E. Ван Зандт и Лютер М. Ранкин.

В том же 1920м начали строить первый прототип серийной машины, которая получила название Model А. Это был автомобиль, который имел рядную восьмёрку объёмом 4.3л, она имела 1 верхний распредвал, мотор давал отдачу в 90 сил. Это был один из 2х первых серийных рядных восьмицилиндровых моторов, второй выпускала фирма Кенворти, которую вы даже в Википедии не найдёте. Впервые в мире машина серийно оснащалась гидравлическими тормозами всех колёс, систему таких тормозов разработал еще в 1914 Фред, но он не запатентовал систему, так что пришлось ему ставить тормоза фирмы Локхид, которая уже к тому времени была правообладательницей этой системы, развивала машина 152км/ч.
Её премьера прошла в ноябре 1920 года, в Ньй-Йорксом отеле Commodore, и машина естественно вызвала ажиотаж у богатой публики, даже не смотря на то, что цена была заявлена куда дороже Паккардов или Пирс-Эрроу, среди первых заказчиков оказались звезда вестернов — Том Микс и секс-символ 20х — Рудольф Валентино (который вообще любил шикарные и крутые машины).

В 1921м наконец годов их новый завод, который начали строить в 1919 году, он расположился недалеко от Индианаполиса. А автомобили марки Дюзенберг оканчивают гонки ИНДИ 500 на 2м, 4м, 6м и 8м месте. Капитан команды Джимми Мёрфи желает выступить на гонках в Европе, а именно на Ле Мане 1921 года, и 25 июля он выигрывает гонки, опередив ближайшего соперника на 15 минут, а французы на "Дюзи" приходят на 4м и 6м. Машина держала среднюю скорость в 124,95км/ч, для примера в Караччиола на Мерседесе в 1935 на тех же гонках показал среднюю скорость в 123,87км/ч, при том что Дюзенберг по сути был серийной машиной, только со спортивным кузовом и ехал по далеко не идеальной трассе, а Мерс Караччиолы был специальной гоночной машиной и под колёсами был гладкий асфальт.


Мёрфи финиширует на Duesenberg А


Дюзенберг стал первой и единственной американской машиной, которая смогла выиграть в Ле Мане вплоть до 60х годов.

 

Тем временем обещанный пойти в серию в июле 1921го Дюзенберг А не поступает в продажу, не появляется он и осенью, первые продажи произошли только в декабре 1921 года.


Duesenberg Modell А Touring

 

Однако кроме гонок Дюзенберг участвовал в нескольких нон-стоп марафонах, так например Дюз 3 недели практически без остановок (кроме дозаправок, замены резины и водителей) намотал на трасса Индианаполис 28850км. Второй трюк был связан с нон-стоп пересечением США, дозаправка и смена водителей происходили во время движения, единственное пришлось 2 раза останавливаться для замены покрышек. 5050км были преодолены за 50 часов и 21 минуту, напомню в 1921м году!

1922й год принёс долгожданную победу в Инди 500, машины завоевали 1е, 2е, 4е, 5е, 6е, 7е, 8е и 10е места, а машины получили 2 распредвала и по 4 клапана на цилиндр, что позволило снять 114 сил.

В 1923м году Ван Зандт ушел из компании, но тем не менее фирма продолжала совершенствовать и выпускать спортивные и серийные автомобили, Фред Дюзенберг на своей машине серии А удостоился чести быть Pace-car на гонках 1923 года.

В 1924 братья строят 2х литровый компрессорный автомобиль, который снова завоёвывает первое место на Инди 500, а к 1926му году автомобили стали постоянными победителями разных гонок, в том числе и Инди 500. Так в 1925м году их машины ставят рекорд средней скорости трассы, который устоит еще 7 лет, он равнялся почти 162км/ч. В том же 1925м году Фред становится президентом компании, которую переименовали уже в Duesenberg Motors Corporation. Однако ни Фред, ни Оги не были коммерсантами, они были крутым механиками и конструкторами, поэтому не смотря на то, что к 1926му году он смогли продать около 650ти автомобилей серии А фирма находится в плачевном финансовом состоянии.

Тут на сцену выходит мистер Эрретт Корд, который хочет заполучить в свои руки самую лучшую американскую марку, он покупает фирму и переименовывает её в Duesenberg Inc, сам становится президентом компании, а Фред вице-президентом, отвечая за технические разработки компании, а вот Августа Корд не взял на работу, тот остался управлять независимой спортивной командой — Duesenberg Brothers.
Первым делом Фред строит на базе модели А модель Х, шасси машины укорочено, и по идее Дюзенберга машина должна составить конкуренцию лёгким спортивным автомобилям марки Бугатти, однако мечтам не было суждено осуществиться, т.к. всего за 1926-1927 год было продано 13 автомобилей серии Х, из которых сохранилось 5 машин


Duesenberg Modell X Boat-tail Speedster


Машина имела одновальный мотор 4.3л, который выдавал 100 сил, с этим мотором машина развивала 160км/ч.

 

Тем временем Корд хочет, что бы Фред разработал что-то такое, что бы заткнуло за пояс Роллс-Ройс, Изотта-Фраскини и Хиспано-Суюзу, Фред начинает проектировать новую машину, в феврале 1927 году появляется модель Y.


кузов Duesenberg Modell Y Phaeton на шасси модели А. Т.к. модель Игрек был прототип, то шасси и мотор было поручено уничтожить Августу Дюзенбергу, он сохранил кузов машины, который позже установили на шасси модели А.

 

Было испытано несколько вариантов мотора, для которого были подготовлены головки с 2мя распредвалами или одним, а так же 4 разных коленчатых вала, в итоге мотор объёмом 5.2л развивал от 143 до 194 сил. В Феврале 1928 года был утверждён проект, который получил индекс J. А в первого декабря того же года на Нью-Йоркской автомобильной выставке был показан автомобиль Duesenberg Modell J Dual Cowl Phaeton, он был выкрашен в серый и чёрный цвета.


самый первый Duesenberg Modell J, с кузовом Dual Cowl Phaeton фирмы Le Baron


Этот автомобиль с рядной восьмёркой, 2мя распредвалами и 4мя клапанами на цилиндр развивал 265 сил, в двое больше чем ближайшие конкуренты (даже Бугатти Тип 41 Рояль, развивал жалкие 200 сил, при 13л объёма), при том что объём мотора составлял 6.9л.

 

Тяжёлый 2х тонный автомобиль разгонялся до 185км/ч, а скорость до 100 набирал почти за 9 секунд. В 1929м году на машине появился гидравлический усилитель тормозов.

Машина продавалась только в виде шасси, кузова клиенты заказывали сами у кузовных ателье, правда помочь побрать дизайн машины помогал заводской дизайнер Бьёриг, котором я уже упоминал в статьях про Оберн и Корд.
А сами шасси стоили дороже чем Rolls Royce Phaeton II, став самой дорогой машиной США.
Что бы понять, что за гигантская это машина, посмотрите видео, где Джей Лено разъезжает на шасси этой машины
www.jaylenosgarage.com/ca…is/index.shtml#item=81511

Про то, что машины отделывались дорогими материалами, кожей, красным деревом, слоновой костью и даже золотом я молчу. Водительскому взору предлагалась россыпь приборов, начиная со спидометра расчерченного до 150M/H (240км/ч), кроме него были: альтиметр (джиперы знают что это), барометр, датчик давления тормозов, тахометр, амперметр, датчик давления масла, часы с секундомером!
А так же сигнальные лампы: красная лампочка на приборке горела, когда масляный автономный насос смазывал все точки шасси (хозяева старых Волг знают, что им придётся лезть под машину и шприцевать всё вручную), зелёная лампочка загоралась, когда ёмкость для масла надо было заполнять, т.к. система смазывала шасси через каждые 120 км.
Каждые 2240 км загоралась лампочка, которая сигнализировала о замене масла в моторе, 4я сигнализировала об уровне воды в аккумуляторе! И это всё в конце 20х годов.


панель приборов Duesenberg Modell J


В 1929м году удаётся продать 200 автомобилей, а в 1930м еще 100, и это не смотря на обвал на фондовом рынке.

 

В середине июля 1932 года Фридрих Дюзенберг ехал из Индианы в Нью-Йорк, когда вдруг его машина (кстати Duesenberg J) потерял управление и несколько раз перевернулась, Фред остался жив, и травмы не опасны для жизни, он звонит домой и говорит что приедет через пару дней, однако у него развивается пневмония и через 7 дней — 26 июля 1932 года он умирает в горячке не приходя в сознание. На похоронах присутствовали ведущие гонщики, инженеры, просто рабочие, которые не могли скрыть своих слёз, не смотря на то, что это были суровые мужчины, венок из цветов был выполнен в виде клетчатого гоночного флага.

Эррету Корду ни остаётся другого выхода, как взять на работу Августа Дюзенберга, тому поручается улучшить детище своего брата и вскоре появляется компрессорная версия, которая получает индекс SJ. Автомобиль с тем же объёмом развивает 320 сил, до 100 разгоняется чуть медленнее 7 секунд, а максимальная скорость составляет 225км/ч, и это далеко не лёгкая машина, с 3х ступенчатой коробкой передач, которая не имела синхронизаторов (т.е. передачи надо было переключать с перегазовкой, а это потеря времени).


Duesenberg Modell SJ Arlington Torpedo Sedan

 


салон Duesenberg Modell SJ Arlington Torpedo Sedan


И всё это благодаря центробежному компрессору, который крутился в 5 раз быстрее коленвала, внешне их можно отличить по гофрированным трубам, выходящим из капота, некоторые богатеи заказывали на свои J компрессоры, и их машины переделывались, в общей сложности за все годы было построено вместе с "переделками" 35 компрессорных автомобиля.


мотор Duesenberg Modell SJ

 

Эти автомобили покупают самые-самые сливки общества: известный мафиози Аль Капоне, дочка хозяина золотых приисков Эвелин Уолш МакЛин, актриссы Грета Гарбо, Мей Уест и Мерион Девис, авиатор и богач Говард Хьюз (фильм "Авиатор" смотрели?), актёр Ти Поуер, чернокожий степ-танцор и актёр Билл Робинсон, газетный магнат Уильям Херст, а так же члены семьи Марс и Вригли, один Duesenberg купил Энцо Феррари, который включил машину в конюшню своей команды Scuderia Ferrari, и Дюз гонял до 1940го года на трассах Европы.
Господа в чьих жилах текла голубая кровь тоже не брезговали автомобилями марки Дюзенберг: Герцог Виндзор, Принц Николас Румынский, который кстати гонял на своём Дюзи, правда безуспешно, королева Югославии Мария, князь Сергей Мдивани, ни и как же без автофаната — Альфонсо 13го.

Однако их всех переплюнул актёр Гэри Купер, который в 1935 заказал компрессорный SJ с укороченной базой, что интересно в заводских каталогах нету модели SSJ, но всем она известна под этим именем, вторая буква С в названии означала — короткая база. SSJ развивал 400 сил, так бы ездил Гэри Купер один на такой машине, если бы его друг и извечный конкурент Кларк Гейбл не заказал точно такой же автомобиль, вот и ездили он как детдомовцы на одинаковых машинах.


мотор Duesenberg Modell SSJ

 

Тогда же появилась еще одна серия, которая официально этого названия не носила, но известна как JN или компрессорная версия SJN. Это была машина, которая комплектовалась не 19" колёсами, а 17" и имела более современный дизайн, все 10 автомобилей имели кузова построенные в фирме Rollston.


Duesenberg Modell JN Berline

 


Duesenberg Modell JN Berline с не типичным для Дюзи дизайном передка, но так захотел первый хозяин

 

Однако моторы автомобилей Купера и Гейбла не были индивидуальным заказом, еще до их заказа Аугуст Дюзенберг построил гоночный SJ, на котором были коллектора в форме бараньего рога и два карбюратора, которые и помогли довести мотор до 400 сил, позже Эб Дженкинс построит на его базе гоночный аппарат, тут есть статья, правда с несколькими неточностями, но почитать можно
www.drive2.ru/users/m5ser…/blog/288230376151961199/


Duesenberg Modell SJ Special

 

А дальше как мы знаем, мыльный пузырь империи Корда лопнул, не пощадил он и фирму Дюзенберг, в 1937м году фирма была объявлена банкротом. Один из последних автомобилей, который был выпущен еще до банкротства имел увеличенную до 4.5м базу, этот автомобиль получил прозвище "Father Divine's Throne Car", т.к. на этой машине ездил чернокожий "священник-мессия" Отец Дивайн, за 10 лет между прочим он наездил 160 000 км на нём, впаривая свои проповеди.


Duesenberg Modell J Throne Car

 

Однако еще до объявления банкротства было заказано два автомобиля Дюзенберг.
Один заказал немецкий художник Рудольф Бауэр, который за время заказа успел посидеть в застенках Гестапо, он получил свою машину в 1940м году, как я понял пределы США она не покидала, потому и сохранилась.


самый последний Duesenberg Modell SJ, сделанный для Рудольфа Бауэра

 

Второй автомобиль был готов в 1939м году, это был футуристический автомобиль в стиле Арт Деко, кузов построил Эмметт Арманд, для французского парфюмерного магната Ги де ЛяРуш. Автомобиль был привезён в Париж, ходит легенда, что автомобиль был выкрашен в черный и серые цвета, однако на следующий день, после того как Ги получил машину, он посмотрел на неё и понял, что ему не нравится цвет машины, он заказал перекраску в пурпурный цвет. С приходом немецкой армии автомобиль был спрятан и утерян, к сожалению никто не знает сохранился ли он, есть только модели этого странного автомобиля


масштабная модель Duesenberg SJ Simone Midnight Ghost

 

Всего было выпущен 481 автомобиль серии J, в число которых входят SJ, SSJ, SJN и JN, из них сохранились на сегодняшний день 378 автомобилей, по большинству которых есть информация на этом сайте, вместе с фото кстати!
duesey186.com/Datasheets/frmModelJIndex.htm

Кстати в 30е годы одна из реклам Дюзенберга выглядела, в виде джентльмена, сидящего в кабинете своего особняка, и под картинкой была подпись "Он ездит на Дюзенберг", у меня такой ощущение, что сегодня его внук ездит на Бентли и показывает при этом не джентльменские знаки :)


реклама Duesenberg
Забытые имена. Глава 62. Duesenberg
наверх