На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КЛУБНЫЙ ГАРАЖ

220 подписчиков

Забытые имена. Reliant (часть 1)

Наверняка многие может и не знают этой марки, но наверняка видели британские 3х колёсные угловатые автомобильчики, на одном из которых разъезжал придурковатый герой Роана Аткинсона — Мр Бин, сегодня речь пойдёт про эти автомобильчики и не только про них.

 

В 1930м году в крупнейшая велосипедная британская фирма Raleigh Cycle Co (я упоминал о ней в статьях про Humber и Triumph), которая к тому же производила тогда и мотоциклы решила выйти на рынок 3х колёсных транспортных средств, которые по налоговой политике Великобритании так же относились к разряду мотоциклов.

Инженер фирмы Том Лоуренс Уильямс разрабатывает грузовую моторикшу, которая имела передок мотоцикла и два колеса сзади, грузовичок с мотором в 350 кубов мог тащить груз весом в 250 кг, через год мотор заменили на 600 кубовый, с ним машина могла развивать скорость до 80км/ч, которая была не доступна многим автомобилям с более крупными моторами. Сам мотор располагался спереди, и через цепной привод благодаря 3х ступенчатой коробке передач крутящий момент передавался на задние колёса.


Raleigh Light Delivery Van. На фото более поздняя версия с круглым рулём


В 1933м году фирма стала производить легковую версию, за водителем помещалось два пассажира, в таком случае это транспортное средство разгонялось уже до 90км/ч. Помимо этого "тук-тука" Raleigh подготовила "полноценный" 3х колёсный автомобильчик, который оснащался 750 кубовым двухцилиндровым мотором фирмы Sturmey Archer, которая кстати и принадлежала Raleigh Cycle Co. Автомобиль, который был назван фирмой Safety Seven имел 4х местный открытый кузов Sports Tourer, в отличие от "рикши" в этой машине имелся уже карданный привод к задним ведущим колёсам, как и пассажирская "рикша" эта машина могла развивать скорость до 90км/ч.


Raleigh Safety Seven 7/17 Sports Tourer


В конце 1934 года на автомобильной выставке публике был представлен вариант с кузовом седан, однако в серию он не пошёл, т.

к. тогда же руководство фирмы решило свернуть отделение по производству моторизированного транспорта, т.к. велосипеды раскупались на ура, тогда Уильямс выкупает оборудование и права на 3х колёсные рикши у своего работодателя, к нему примыкает его коллега Томмо Томпсон. В январе 1935 года во дворе дома Уильямса, который находился в Тэмворте, они начинает сборку грузовых рикш.

 

К середине 1935 года был построен первый грузовичок разработанный фирмой Reliant самостоятельно. В качестве мотора был использован 600 кубовый одноцилиндровый ДВС фирмы JAP, вместо цепи был установлен кардан, а г/п была поднята до 750кг. Кузов типа фургон изготавливался из алюминиевых листов, которые были прикреплены к деревянной раме кузова.


Reliant 7cwt Van


Вскоре стало ясно, что двора дома явно будет мало для будущего бизнеса, и Уильямс снимает гаражи фирмы Midland Red, что находятся в том же Тэмворте на улице Ту Гейтс. Тогда же мужчины основывают фирму, которую назвали Reliant Engineering Company. Название на букву R было выбрано потому что штампы купленные у фирмы Raleigh впрессовывали логотип с этой буквой, так что ничего другого Уильямсу и Томпсону не оставалось как назвать свою продукцию словом Reliant, что означает "Уверенный".

 

В марте 1936 года начались продажи более мощной 750 кубовой 2х цилиндровой (V2 и 18л/с) модели, которая могла брать на борт уже 500 кг, её оснастили электрическим стартером, в то время как младшая модель имела только кик-стартер. Вместе с кузовом типа фургон был предложен и вариант с кузовом пикап. Благодаря новой модели производство выросло в два раза, что конечно сказалось на финансовой составляющей фирмы. В 1938м году Уильямс и Томпсон приспособили к своим грузовичкам 750 кубовый 4х цилиндровый двигатель от Austin Seven, помимо мотора из Лонгбриджа приходили и коробки передач, модернизировав свои фургоны, которые теперь поднимали 400 и 600кг соответственно фирма едва успевала выполнять свои заказы, которые сыпались как из рога изобилия. Однако в 1939м году Austin объявил о прекращении производства своей машины и значит мотора для неё, Томмо берётся за разработку собственного мотора, Уильямс же придумывает лозунг, который будет долгое время мотиватором фирмы — "Никогда и никому не платите деньги за то, что можно сделать самим".

3 сентября 1939 года началось производство собственных моторов, которые правда очень сильно напоминали конструкцию 750 кубовых моторов фирмы Austin, но радость сотрудников не длилась долго, т.к. через несколько минут после торжественного запуска производства этих двигателей по радио была объявлена война Германии. До начала 1940 года фирма успела построить всего 80 транспортных средств с новыми моторами, после чего перешла на продукцию для военного ведомства, изготавливая рамы для военных мотоциклов фирмы Norton, и комплектующие для авиационных двигателей.

Весной 1946 года возобновляется производство трайков, первым в серию вернулся более лёгкий 400кг-ый вариант, через год снова стали предлагать вариант и с г/п в 600кг. В это время фирма становится крупнейшим работодателем в своей местности, к тому же финансовые запасы сколоченные благодаря военным заказам позволили не только выжить в тяжёлые послевоенные времена, но и купить первое предприятие, им стало The Morson Engineering Company Limited, зуборезная фирма из Ковентри, оборудование привезённое на завод в "Ту Гейтс" позволило теперь производить собственные коробки передач. С этого момента покупной продукцией будут только приборы, стартер, генератор да фары, очень не плохо для маленькой фирмы выпускающей трикары.

В 1950м году грузовички подверглись модернизации, в салоне появилась панель приборов из металла, колёса стали штампованными, кузов тоже стал более современным, появились варианты типа ларька на колёсах и с цистерной для продавцов молока. Мотор тоже немного модернизировали, изменив систему охлаждения, г/п машины ограничили пятьюстами килограммами и дали новое название такой машины — Regent, вскоре появилась версия которая брала на борт только 300кг, её назвали Prince Regent.

Однако на рынке активно действовали фирмы Bond Minicar и Morgan, которые продавали 3х колёсные пассажирские автомобили, Reliant собирается так же войти на этот рынок, весной 1952 года был показан открытый пассажирский автомобиль под названием Regal Mk B, а в июле одним конкурентом становится меньше — Morgan выпускает свой последний "три-уиллер", так что в сентябре 52го чуть слегка изменив прототип начинается производство машины под именем Regal Mk C


Reliant Regal Mk C


Этот автомобиль оснащён тем же 750 кубовым мотором, 4х ступенчатой коробкой передач и гидравлическими тормозами колёс, чего пока что не имели и некоторые полноценные четырёх колёсные автомобили классом выше. В 1956м году фирма делает маленькую революцию, начав производить кузова из стеклопластика. Кузова из стеклопластика устанавливались на раму сконструированную из коробчатых лонжеронов с трубчатыми поперечниками, двигатель и коробка помещались за передним колесом, поэтому агрегаты сильно входили в салон, ограничивая простор седокам. Переднее колесо сидело на вилке оснащённое торсионом, сзади была рессорная подвеска с качающимися полуосями, рулевое управление было очень острым, от упора до упора было 1.5 оборота руля. Кузов в отличие от предыдущих моделей был закрытым, задние боковые и заднее стекло были сделаны из плексигласа, что бы сэкономить на весе, в итоге 16ти сильная машинка разгонялась до 95км/ч.


Reliant Regal Mk D Saloon


Эту машину рекламировали как второй автомобиль для семьи, налоги были довольно высокими, а трициклы облагались налогом всего в пять фунтов в год. Реклама того времени гласила: Кто возит ваших детей в школу? Кто ездит в магазин за покупками? Конечно ваша жена, и наверняка не на вашем автомобиле! Дайте ей возможность передвигаться на автомобиле, которые имеет закрытый кузов, очень экономичен, быстроходен и лёгок в управлении. Тем самым нацелившись на женскую аудиторию.
Помимо пассажирской версии появилась и грузовая версия, тем самым отправив на пенсию фургончик с мотоциклетными корнями, эта машина получила название Supervan, её кузов так же был изготовлен из стеклопластика.

 

Вскоре кроме закрытой модели появилась и открытая версия пассажирской машины, в январе 1958 года появилась слегка изменённая версия Regal Mk F, правда в ноябре того же года вышла машина с новым кузовом, который был построен на базе модели F, но верхняя часть стала более монолитной и симпатичной, машина теперь имела ярко выраженный багажник.


Reliant Regal Mk F


Тем временем технологи фирмы тоже не сидели сложа руки, они работают над созданием монолитного кузова из стекловолокна усиленного полиэфирной смолой (GRP). Для этого была куплена земля для завода в Кеттлбруке. Вскоре на новый завод завозились рулоны стекловолокна и работники вручную за один раз вырезали по 60 листов нужной формы, потом вручную всё промазывалось и наклеивалось и так 160 слоёв каждой детали, хотя некоторые детали изготавливались при помощи прессов. Готовые формы шли по конвейеру на котором их проверяли, т.к. были очень строгие допуски по весу, полировали, обрабатывали компонентами и склеивали кузов в единое целое. После этого готовый кузов шёл в цех обработки, работники обрезали лишнее и отправляли готовый кузов в печь, что бы выявить воздушные пузыри, после чего дорабатывали его. Затем их отравляли на завод в Ту Гейтс, где и начиналась сборка автомобиля. Такой метод постройки автомобиля был очень удобным для фирм производящих автомобили ограниченным количеством, особенно для тех, что расположены в развивающих странах, в которых не особо развита металлургия, поэтому не мудрено что в 1958м году был подписан договор с израильской фирмой Autoсars Ltd, главой которой был Ицхак Шубински.

 

Британцы сконструировали для израильтян автомобиль со стеклопластиковым кузовом, который имел два варианта — универсал и фургон, Шубински дал название выпускаемой продукции Sabra, что имело два значения: или рождённый в Израиле либо название кактуса, который произрастал в том числе и в "плодородных" почвах самого Израиля (на логотип кстати и поместили сей кактус). Первая модель, которую начали выпускать в 1960м году, была названа Sussita, что значило лошадка (я маленькая лошадка, и живётся мне не сладко. . ). Под капотом "лошадки" скрывались узлы британского Ford Anglia, в том числе мотор объёмом 1л, правда тот факт, что узлы в сборе поставлялись из Британии замалчивался, и машина выдавалась, как полностью сделанная в Израиле, правда справедливости ради надо заметить, что задняя подвеска шасси Ford Anglia была переделана, и на израильской машине она была независимой.


Sabra Sussita


В 1961м году Шубински, который к тому же имел бизнес и в Англии покупает у Лессли Беллами конструкцию шасси которые использовались в LMB Debonair, правда продав около 50 машин их выпуск приостановился; а так же права на стеклопластиковый кузов у Ashley Laminates от модели Ashley 1172, это был стеклопластиковый октрытый кузов на который можно было установить жёсткую крышу типа хардтоп, этот кузов ставился на шасси малолитражки Ford 10HP довоенных времён. Всё это скомпоновать в единый автомобиль снова попросили фирму Reliant.

 

Британцы берутся за проект, однако при условии, что партию в сто машин они смогут продавать под собственной маркой, назвав машину Reliant Sabre, израильская версия должна была называться Sabra Sport. На шасси сборной солянки установили 1.7л мотор мощностью в 73л/с от Ford Consul, который с агрегатировали с 4х ступенчатой полностью синхронизированной коробкой передач немецкой фирмы ZF, благодаря низкому весу такой автомобиль мог разгоняться до 140км/ч. Подвеска автомобиля тоже была интересна: рычаги передней подвески имели через чур широкие подшипники колёс, исполняя роль упругих элементов подвески, пружинная задняя подвеска имела не разрезную балку, которая крепилась к тяге Ватта, которая в свою очередь крепилась не поперёк кузова, как это было принято, а параллельно. Еще одной редкой на тот момент фишкой машины было наличие передних дисковых тормозов. В итоге в 1961м году фирма ошеломила посетителей выставки Earls Court Show наличием на своём стенде четырёхколёсного автомобиля, тем более сразу спортивного.


Sabra Sport, она же Reliant Sabre с жёсткой фиксирующейся крышей типа хардтоп


Вскоре машина была показана и на выставке в Нью-Йорке, куда планировал продавать свою продукцию господин Шубински, кроме спортивной машины и универсала на стенде был и двухдверный прототип седана FW 3, который через год пошёл в продажу под названием Sabra Carmel. Самое интересное, не смотря на то, что на идентификационных табличках первых родстеров, которые начали производить было написано, что они сделаны в Хайфе, на деле их делали в Англии. В середине 62 года начинается производство закрытой версии, которая получила название Sabre GT, но уже в октябре в демонстрационных залах фирмы появляется новая модель, которая носит то же имя, но теперь имеет под капотом более мощный 6ти цилиндровый двигатель. Sabre Six получает 2.6л двигатель от Ford Zodiac мощностью в 109л/с, правда в отличие от предыдущей модели решили отказать от отличной, но дорогой немецкой коробки передач в пользу более дешевой фордовской. Передняя подвеска так же была переделана, и по сути повторяла конструкцию передней подвески Triumph TR4. Интересный момент, что приз за лучший дизайн на автомобильной выставке Earls Court Show осенью того года был вручен Пеполлу, который был автором этого автомобиля, а приз за самый страшный автомобиль был вручён фирме Sabra, за её Sussita, автором которой был тот же человек :)


Reliant Sabre Six


Новая машина комплектовалась только кузовом купе, который был значительно переделан и намного приятнее глазу, правда нашлось два клиента, которые захотели иметь только открытую версию, что они и получили, автомобиль теперь имел не плохие показатели, разгоняясь до 180км/ч и разменивая скорость в 100 км/ч за 12.2 секунды. С этого же момента Sabra Sport начинают собирать в Израиле, и что удивительно она стала поставляться в Бельгию, где снискала в какой-то мере успех.

 

Другой вехой стало появление новой модели Regent 3/25, которая во-первых получила новый кузов, который стал угловатым и с обратным наклоном задней стойки, во-вторых новую раму, и в третьих под капотом теперь был новый полностью алюминиевый 4х цилиндровый мотор OHV объёмом в 600 кубов развивал 25 л/с, что позволяло разгоняться до 112 км/ч. Новый мотор пришёл на смену ДВС с боковыми клапанами, который вёл родословную с Austin Seven начала 20х годов.


Reliant Regent 3/25

 

В 1963м году открывается новый завод в Шенстоне, т.к. мощности которые имелись не справлялись со спросом, разрезать ленточку доверили Джиму Кларку, который побил по количеству побед в "королевских" гонках самого Фанхио, правда через пять лет Кларк трагически погибнет в возрасте 32х лет (как мне сейчас). Тем временем дизайн модели Sabre морально устаревал, Рей Виггин, один из директоров фирмы подыскивал новые идеи в автомобильном дизайне, в 1962м году он увидел прототип построенный на шасси Daimler SP250, автором которого был Дэвид Огле. Купе не заинтересовало Лайонса, который купил к тому времени фирму Daimler, и автомобиль был приобретён одним бизнесменом, который подарил его своей возлюбленной. Виггин контактирует с Огле и покупает право на дизайн этого прототипа, а через некоторое время Дэвид Огле погибает в аварии во время гонок, ведя один из автомобилей который он лично построил.

В 1964м году стартуют продажи слегка изменённого по сравнению с прототипом 3х объёмного купе Scimitar GT SE4, который имел шасси от модели Sabre. Мотор от "Зодиака" был форсирован до 120 л/с благодаря 3м карбюраторам, коробка передач по заказу могла оснащаться овердрайвом фирмы De Normanville или вообще можно было заказать трансмиссию немецкой фирмы ZF. Автомобиль с таким мотором развивает вполне приличные 190км/ч.


Reliant Scimitar GT SE4


Помимо этой машины была анонсирована первая собственная 4х колёсная машина класса мини — Rebel, это был прямой конкурент Austin Mini и Hillman Imp, правда который в отличие от них имел отличную коррозионную стойкость, т.к. стекловолокно не ржавеет :) По конструкции машина была практически идентична модели Regal Mk G, кроме передней подвески — её элементы были заимствованы от Triumph Vitesse, а рулевая от Standard Ten, так же была немного переделана рама в передней части, четырёх колёсная машинка оказалась чуть медленнее своего 3х колёсного собрата и развивала всего 95км/ч. Машинка предлагалась в вариантах хетчбек, универсал и фургон, которые тоже был разработаны фирмой Ogle Design, но уже Томом Кэроном.


Reliant Rebel


В 1965м году принц Филипп, герцог Эдинбургский заказывает себе автомобиль Scimitar Triplex GTS с кузовом типа Shooting Brake (разрабатывает этот прототип так же Ogle Design) таким образом становясь первым покупателем голубых кровей, который владеет авто этой марки. В феврале 1966 года турецкая фирма Otosan Otomobil Sanayii покупает прототип фирмы Reliant — FW5 и технологию по производству этих автомобилей, а уже в декабре начинается их производство в Турции, помимо этого британцы разрабатывают стеклопластиковую кабину для грузовика Ford D, который выпускается в Турции, и которую так же начинает изготавливать Otosan.


Reliant Scimitar GTS

 

В конце этого года появляется модель Scimitar GT SE4b, которая приходит на смену прежней машины, внешне изменений нету, кроме дизайна колёс, которые стали штампованными, зато рама усиливается, а под капотом находит себе пристанище новый 3х литровый V6 серии Essex от "Форд", который развивает все 135 сил, вместе с ним появляется другой дифференциал заднего моста, благодаря тому что мотор короче изменяется развесовка и соответственно улучшается управляемость автомобиля. В октябре 1967 года Regal получает новый мотор объёмом в 700 кубов и мощностью в 30 сил, такие машины получают приставку 3/30, при этом передок машины немного изменяется в дизайне, тогда же Scimitar GT получает еще одну версию — SE4c, которая более доступна, нежели 3х литровая модель, т.к. имеет под капотом 2.5л фордовский мотор мощностью 121л/с, но и эта модель довольно быстроходна, развивая 175км/ч.

Помимо пассажирских автомобилей в этом году появляется и 3х колёсный грузовичок Ant TW9, который может поднимать на борт 500кг груза и имеет кабину над передним колесом. Под кабиной установлен 700 кубовый 27сильный мотор.


Reliant Ant TW9


В 1968м году совместными усилиями фирм Reliant и Ogle Design в свет выходит новое поколение Scimitar, которое получает приставку GTE (Grand Touring Estate), по дизайну это была дальнейшая разработка автомобиля 1965 года, помимо новой задней части машина получила и модернизированный передок. Reliant GTE SE5 оснастили новыми шасси и подвеской колёс, а вот мотор и коробка передач остались прежними, запасное колесо переехало их багажника под капот, для того, что бы увеличить объём багажника. 3х литровый универсал может разгоняться до 188км/ч и набрать сотню за 10.7 секунд.


Reliant Scimitar GTE SE5


Тем временем в Апреле 1968 года с конвейера в Ту Гейтс сходит 50 000й автомобиль модели Regal, которую начали выпускать в 1962м году, а в августе новый 600 кубовый мотор установили и на 4х колёсную малышку Rebel.

 

В 1969м году еще одной фирмой, которая покупает лицензию и технологию у британской компании становится больше, греческая компания Mebea Company начинает выпускать 3х колёсный грузовичок TW9, грузоподъёмность средиземноморской модели была поднята до 800кг, прекрасное финансовое положение фирмы позволяет ей приобрести в том же 69м году своего конкурента по трёхколёсным автомобилям — компанию Bond Cars Ltd.

Забытые имена. Глава 136. Reliant (часть 1)

наверх