Как видите название состоит из 2х имен. Расскажу сначала вкратце историю до соединения этих имён. Начнём с более старой части фирмы:Armstrong
В 1846 году британский инженер Уильям Джордж Армстронг основывает фирму Newcastle Cranage Co, которая начинает заниматься гидравлической инженерией, фирма производит краны, мосты и прочую технику.
Через год Армстронг реорганизует свою фирму и переименует её в W.G. Armstrong and Co, в том же 1847м году фирма строит первый локомотив для ж/д.
В 1859м году при помощи правительства он основывает фирму Elswick Ordnance Co, которая должна заниматься проектированием и изготовлением пушек. В 1863м году W.G. Armstrong and Co и Elswick Ordnance Co сливаются в одну фирму, которая получает название Sir W. G. Armstrong and Co.
В 1882 году фирма слилась с судоверфью Чарлза Митчелла и фирма стала носить имя Sir William Armstrong, Mitchell and Co. Ltd, в 1897 году объединяется с конструкторской фирмой Джозефа Витворда и отныне носит имя Sir W.G. Armstrong, Whitworth & Co Ltd. Концерн изготавливал оружие, краны и суда, так например суда у этой фирмы заказывали военные Японии, Аргентины, Австро-Венгрии и России. В Россию поставили в конце 19 века три ледокола: два на Волгу и третий железной дорогой переправили на озеро Байкал, кстати ледокол назывался так же "Байкал". . Немцы же до начала первой мировой войны получили около 35 грузовых судов с этой верфи. В 1900м году через пару дней после рождества магнат Сэр Амрстронг скончался в возрасте 90 лет, так что к автомобильному производству отношения не имеет.
В 1902 году начинается расширение производственных площадей для производства автомобилей и грузовиков, тогда же появляется первый автомобиль, который носит имя Armstrong 8HP на который ставился мотор фирмы International, кроме того, что машины продавались под своим именем, эти машины выдавала за свои и фирма Roots Oil Motor and Motor Car Co, которая продавала их до 1906 года.
Armstrong 8HP
Через два года появляются новые модели, которые начинают продаваться под маркой Wilson-Pilcher. Эти машины были по тем времена вполне прогрессивны, так модель 12/14НР имела мотор объёмом 2.7 литра при четырёх цилиндрах, а модель 18/24НР оснащалась 4.0х литровым шести цилиндровым мотором. Особенность конструкции моторов была в том, что маховик находился спереди, а не позади, коробка передач была четырёх ступенчатой преселективной, и соединялась она с задним мостом при помощи кардана. Кстати конструктор этой машины, Уилсон, прославился потом, как один из изобретателей первого танка.
Wilson-Pilcher 12/14HP
В 1906 году появилась первая машина своей конструкции, которую стали выпускать под маркой Armstrong-Whitworth, это была модель 28/36. Мотор имел объём 4.5 литра и 4 цилиндра, привод был задний, редуктор соединялся с 4х ступенчатой коробкой карданом.
Armstrong-Whitworth 28/36HP Touring Через два года появляется более крупная модель 30НР, с увеличенным до 5 литров мотором и модель 40НР с мотором 7.6 литра, последний поставлялся только в виде шасси, на которые клиент сам заказывал кузова у сторонних поставщиков. Через год, появляется младшая модель 18/22НР с мотором 4.3 литра и в 1910м модель 25НР с мотором всего 3.7 литра, обе строились на шасси более старших моделей. Все моторы имели 4 цилиндра.
Armstrong-Whitworth 18/22HP Landaulette В 1911 году появляется новая модель 12/14НР с мотором 2.4 литра, это была более мелкая модель, так например база была короче на 80 см. Изюминкой был двигатель-моноблок с принудительной системы смазки коленчатого вала. В 1912 году появляются 6 цилиндровые моторы на модели 30/50НР. Мотор имеет сначала объём 5.1 литра, потом увеличивается до 5.7 литров, при этом по заказу на эту машину можно установить электрическое освещение. В 1913м году завод в Скотсвуде был расширен, так же открылось отделение фирмы в Опеншоу, где стали изготавливать кузова для собственных нужд. Вскоре появляются последние предвоенные модели: 17/25НР с мотором в три литра и 3.8 литровый 30/40НР. Во время Первой Мировой фирма занимается производством военных судов, поездов, оружия, самолётов и моторов к ним, а так же грузовых автомобилей и карет скорой помощи. После войны компания, которая крепко стоит на ногах прибирает к рукам фирму Siddeley-Deasy.
Джон Дэвенпорт Сиддли был заядлым велосипедистом, и в 1892м году в возрасте 26ти лет был нанят на работу в велосипедную фирму Humber Cycle Company (которая через 4 года начнёт изготавливать и автомобили). Но через год его переманила фирма Dunlop, выпускающая пневматические покрышки для велосипедов, в которой он не только продавал, но и пропагандировал пневматику участвую в спортивных мероприятиях на велосипедах чьи колёса были обуты в покрышки Dunlop.
В 1897 он становится управляющим директором фирмы Clipper Pneumatic Tyre Company, которая перепродаёт покрышки привезённые с континетальной Европы, с его приходом фирма начинает выпускать пневмопокрышки по лицензии Барлетта. В 1900м году желая прорекламировать свою продукцию Сиддли оснащает пневматическими шинами и спонсирует один Daimler для участия на "1000 мильных состязаний", сам же тоже принимает участия в состязаниях, сидя за рулём своего Daimler 6HP, который кстати обут в монолитные покрышки (на себе сэкономил что ли :) ), и выигрывает второй приз в своём классе (для машин ценовой категории от 300 до 500 фунтов), после чего он приходит к выводу, что деньги надо зарабатывать на автомобилях и через год продаёт свою фирму своему бывшему работодателю Dunlop Pneumatic Tyre Co.
В 1902 году он основывает новую фирму Siddeley Autocar Co, которая продаёт автомобили марки Peugeot, вскоре его фирма при поддержке Ротшильда начинает устанавливать кузова поставляемые фирмой Vickers, Sons & Maxim на шасси автомобилей Peugeot и продавать эти автомобили под маркой Siddeley.
реклама автомобилей Siddeley 12HP Однако если первые автомобили этой марки были просто перелицованные "Пежо", то в 1904м появляются новые модели: 6HP (1цил), 12HP (2цил) и 18HP (4 цил). Эти машины были разработаны фирмой Wolseley, и даже выпускались на этой фирме, но имели шильдик Siddeley на решётке радиатора, кстати аналогичные машины выпускали собственно и под маркой "Уолсли". Младшая модель выступила в 1904 году на соревнованиях по подъёму на холм в Херефорд, и получила за свою победу кубок. Шасси модели 12НР и 18НР имели более архаичную и более типичную конструкцию своих автомобилей, коробка передач передавала крутящий момент при помощи цепи, а не кардана. Однако мотор был продвинутым, так например дроссель был регулируемым и водитель мог регулировать подачу топливной смеси, аналогичную конструкцию имели тогда моторы "Мерседес"а. Двух цилиндровая машина же была одной из первой, которая стала поставляться британскому военному ведомству, наверное благодаря 1000 мильному нонстоп пробегу этой машины из Глазго в Лондон.
Siddeley 12HP В начале 1905 года фирма Siddeley строит для Лайонелла де Ротшильда 100 сильный спортивный автомобиль, который он желает выставить на отборочной туре на Кубок Гордона, который будет проходить на Острове Мэн. Мотор был построен в стиле 4х цилиндровой модели, где впускные клапана приводились в действие через рокеры, зажигание было двойным, мотор и коробка крепились к раме через три подушки, 3х ступенчатая коробка приводила в действие задний мост через цепи. Не смотря на то, что машина была очень быстрой Сидни Гирлинг не дошёл до финиша.
Siddeley 100НР Но за четыре дня до гонок, 26 мая 1905 года произошло другое значительное событие, совет директоров фирмы Wolseley Tool & Motor Car Company — а именно Альберт и Дуглас Виккерсы, решили выкупить фирму Siddeley Autocar Company, с этого момента фирма "Сиддли" вошла в состав "Уолсли", Джон Сиддли стал менеджером фирмы, однако вскоре после слияние свой пост покидает Герберт Остин, который был против слияния фирм. После ухода Остина его место занимает сам Сиддли, и с этого момента машины продаются под маркой Wolseley-Siddeley.
В 1906м появляется новая модель, спроектированная Чарльзом Римингтоном, это был Wolseley-Siddeley 32HP. Две такие машины выставляются на марафон "Купе дю Матин", который растянется на 9500 км, и пройдёт по горной цепи Альп и Пиренеев. Обе машины дошли до финиша, кстати являясь единственными британскими машинами из сорока двух выставленных экипажей, они заслужили похвалу прессы, которая писала, что не только французы, но и британцы делают качественные и надёжные автомобили, хотя в более крупном классе победу одержали другие "не французы", а именно немецкие "Мерседесы". Вскоре модель 18НР тоже засветилась на спортивном мероприятии в Лондоне, где экипаж выиграл "золото". В этом же году в Италии фирмой Fabbrica Italiana Automobili Legnanese по лицензии начинается сборка модели 6НР.
Интересный момент, что фирма продавала свои машины с пневматическими покрышками фирмы Michelin, которые были заполнены материалом Elastes. Этот материал должен был заполнять дырку в случае прокола, однако почему-то схема не работала и фирме последовала куча судебных исков, со стороны обманутых рекламой клиентов. Эти иски сильно ударили по Wolseley-Siddeley, и если бы не миллионы братьев Виккерс, то фирма бы загнулась в эти дни. Однако не смотря на эти проблемы связанные с покрышками, автомобили этой марки использовали королевские особы, так королева Александра (тётка Николая 2го), и герцог Йорксий, позже Король Эдвард VII использовали экипажи Wolseley-Siddeley. В 1908м году итальянский филиал вынужден был прекратить производство автомобилей.
В 1909м году Сиддли уходит из фирмы, на его место приходит Хопвуд и с этого момента дальнейшая история относится только к фирме Wolseley, а нас интересует история мистера Сиддли, но еще год фирма продавала автомобили под брендом Wolseley-Siddeley, правда второе имя писали мелким шрифтом, но всё же.
Он переходит управлять фирмой Генри Хью Дизи — Deasy Motor Car Manufacturing Co, который покинул своё детище годом ранее. Фирма капитана Дизи занималась импортом швейцарских автомобилей марки Martini (www.drive2.ru/users/def-a…/288230376152199100/#post), а с 1906 года начинает выпускать собственную модель, разработанную "Ровеским" инженером Льюисом. Эта 24х сильная машина оснащалась 4.5л мотором, огромными тормозными барабанами и регулируемой рулевой колонкой!
Deasy 24HP
К 1909м году фирму паразитировала гигантомания, и на тот момент, когда фирмой пришёл управлять Сиддли, имелось две модели: 35НР с 8.6л мотором и 45НР с 12л под капотом. Сиддли быстро взялся за реорганизацию и в 1910м году фирма выпустила новую модель JDS c 4.1л мотором, радиатор которой был перенесён к тыльной стороне мотора, что позволило сделать капот в стиле крышки гроба. Конструкцию главной передачи и задней подвески подсмотрели у фирмы Lanchester, у которой редукторы был червячного типа, а подвеска имела пружины.Эта машина стала продаваться под слоганом: Машина, которая держит дорогу. Вскоре появилась более младшая модель 14/20НР, которая оснащалась 2.65л мотором. В 1912м году совет директоров решает переименовать фирму в Siddeley-Deasy Motorcar Company Limited, в честь того, что Сиддли сумел не только удержать фирму на плаву, но сделать её успешной.
Deasy JDS 14/20HP Сразу после переименования появляются две новые модели, которые оснащены безклапанными моторами фирмы Daimler: 3.3л 18/24НР и 6ти цилиндровый 5л 24/30НР. Эти машины продаются под слоганом: "As silent as the Sphinx" (такой же бесшумный как Сфинкс).
Так же появляются модели 12НР с 2л мотором, 3.3л 18/24НР которые имеют традиционную клапанную систему, двигатели для этих моделей поставляет французская фирма Aster. В 1914м появляется еще одна 5ти литровая модель — 30/36НР, которая так же имеет клапана. Так что в итоге в производственной программе есть два типа моделей, чем объём совпадает, но при этом имеет разную конструкцию.
Эта путаница с моделями резко исчезла с началом военных действий, когда фирма переходит на производство самолётов и двигателей к ним, тем не менее продолжая в небольших количествах поставлять кареты скорой помощи и наземным войскам.
После Первой Мировой дела компании пошли не сладко и в 1919 году фирма решила слиться с более стабильной компанией Sir W G Armstrong Whitworth & Co Limited, которая во время войны поставляла некоторые комплектующие для авиационных двигателей фирме Siddeley Deasy. Слияние двух фирм породило в мае 1919 года автомобильное отделение концерна, которое получило названиеThe Armstrong Siddeley Company Limited, а моторное и авиационное отделение концерна получило название Armstrong Whitworth Development Co.
Первый автомобиль появляется к 1920м году, однако что интересно, фирма решила начать производственную программу не с доступной и более мелкой машины, а с 5ти литровой 6ти цилиндровой 30НР. Эта машина была большой и массивной, колёса были на ней не типичные для того времени — дисковые, а не артиллерийского или велосипедного типа.
Модель 30, появилась в том же 1919 году, это был 5 литровый 6ти цилиндровый автомобиль, который выпускали до 1931 года. Который пользовался спросом у аристократии (такой же был, всё у того же Георга 5го)
Armstrong-Siddeley 30HP Limousine И хотя машина не имела бесшумные бесклапанные моторы было решено эксплуатировать тему сфинка, и маскот в виде фигурки машины был помещён на радиаторную пробку. Этот автомобиль был надёжным, не безумно дорогим и при этом с низкими эксплуатационными расходами, и именно такой автомобиль выбрал себе Герцог Уэльский в качестве ежедневного транспортного средства.
Но одними дорогими машинами сыт не будешь, и поэтому в конце 1921 года появляется более доступная 2.4 литровая версия18НР, внешне она практически не отличалась от старшего собрата, разве что только габаритами. Но и этого показалось мало, поэтому вскоре появляется 1л 2х цилиндровая машина, мотор которой имеет воздушное охлаждения, но владельцы компании благоразумно решили продвигать эту машину под другой маркой — Stoneleigh, что бы не портить имидж Armstrong-Siddeley. Кстати говоря, такое название в 1910-1911м годах фирма Deasy Motors уже использовало, выпуская доступную 2х литровую машину 12НР, которая оснащалась безклапанным мотором британской фирмы "Daimler", так же под этой маркой тогда выпускали коммерческие автомобили.
Stoneleigh 8HP на 6ти дневных автомобильных соревнованиях в Шотландии. 1923й год Не смотря на постоянное успешное участие в различных соревнованиях, экономический успех не сопутствовал этой марке и производство этих автомобилей прекратили в 1924м году.
Тем временем в 1923м году появляется еще одна модель под маркой A-S — 4/14HP, эта машина имеет под капотом 4х цилиндровый 2х литровый мотор, однако в отличие от двух старших братьев она имеет не острый V-образный дизайн радиатора, а традиционный плоский.
Armstrong-Siddeley 4/14HP Tourer Эта машина имела и спортивную версию, в V-образным лобовым стеклом, эта версия развивала 75км/ч.
С 1924 года 18НР и 30НР в базовом оснащении комплектуются тормозами всех колёс. В 1925м модель 18НР получает новый мотор объёмом 2.9л, и машину переименовывают в 18/50НР, через два года все машины получают централизованную систему смазки шасси, и тормоза теперь стоят на всех моделях.
Но к 1927м году концерн попал в трудное финансовое положение, и его прибрал к рукам концерн Vickers образовав еще более крупный концерн Vickers-Armstrong. Сиддли же всеми усилиями старается выкупить автомобильное отделение, и заручившись поддержки банка выкупает предприятие, переименовывая в его Armstrong Siddeley Development Co Ltd.
В ноябре 1927 года появляется новая модель 15HP с 6ти цилиндровым 1.9л мотором, а через появляется еще меньший автомобиль с шестью цилиндрами — 12НР, под его капотом находится моторчик объёмом всего 1.2л. В 1929м году все автомобили по заказу можно оснастить преселективной коробкой передач типа Уилсона, кстати поставщиком была совместная фирма Уилсона и Сиддли, которую они основали в самом конце 1928 года — Self-Changing Gears, а модель 4/14НР снимают с производства.
К 1931м году модель 12НР получает мотор с увеличенным ходом поршня, что позволило увеличить объём до 1.4л.
Armstrong Siddeley 24HP Drophead Coupe Модель 15НР получает два варианта базы, короткая версия оснащается 3х ступенчатой трансмиссией и 15НР Long — 4х ступкой. Модель с 2.9л мотором переименована в 20НР, и так же предлагается в 2х базах. В этом же году Armstrong Siddeley с закрытым кузовом получает Гран При Монте Карло.
Осенью 1932м года показывают Siddeley Special с мотором выполненного из алюминиевого сплава "Гидуминиум", который применялся только в авиационных двигателях, его объём равнялся 5.0л и мощность 124л/с, эта машина развивала скорость до 149км/ч. Эта машина пришла на смену модели 30HP, которую выпускали с 1919 года.
Armstrong Siddeley Siddeley Special Limousine Hooper В том же году Сиддли был посвящен в рыцари, за вклад в промышленность Англии.
В 1933м все машины стали стандартно оснащаться преселективной коробкой передач, они продвигались на рынке под слоганом: автомобили для дочерей джентльменов, так же в этом сезона на Ле Ман выставляется модель "Спешл", которая не доходит до финиша, после чего фирма решает не увлекаться спортивными мероприятими. Через год появляется модель 17НР с 2.4л мотором мощностью 60л/с, она предлагается в трёх версиях: Спорт (короткая), Стандарт и Лонг (длинная).
В 1935м году Hawker Aircraft покупает Armstrong Siddeley Development Co, Sir W. G. Armstrong Whitworth Aircraft Ltd и Armstrong Siddeley Motors, что бы создать концерн Hawker Siddeley, сэр Джон Сиддли уходит на пенсию, а главой новообразованного концерна становится пионер британской авиации сэр Томас Сопвит. В конце года появляется 12HP Plus c 1.7л 45 сильным 6ти цилиндровым мотором, который стоит на ступеньку выше модели 12НР, которую снимают с линии в 1937м году, а годом ранее 12+ переименовывают в 14НР. Так же в 1936м году появляется 20/25НР с 3.7л мотором мощностью 85л/с взамен модели 20НР.
Armstrong Siddeley 20/25НР Atalanta Saloon Кстати точно такую же машину как на картинке купили королевский двор Дании и Невил Чемберлен. В сетнябре 1938 года появляется последняя предвоенная модель — 16НР, с 2.0л мотором мощностью 62л/с.
Производство машин прекратилось в 1940м году, хотя несколько машины было доставлено заказчикам уже во время Второй Мировой войны, в 1941м году.
Armstrong Siddeley 16НР Touring Saloon
C началом войны концерн полностью перешел на производство авиационной техники и комплектующих, и благополучно дожил до конца войны, а послевоенная история этой фирмы во второй части.