На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КЛУБНЫЙ ГАРАЖ

220 подписчиков

ЗИС-8


ЗИС-8ЗИС-8 – городской автобус на удлинённом шасси грузовика ЗИС-5. В отличие от своего предшественника АМО-4, от которого ЗИС-8 сохранил форму кузова, новый автобус получил увеличенный (105 л. вместо прежних 60 л.) топливный бак и 12-вольтовую систему электрооборудования. Кузов автобуса с деревянным каркасом и металлической обшивкой был построен по проекту начальника кузовного цеха ЗИСа И.
Ф.Германа. В противовес принятой тогда кустарной практике изготовления деревянного каркаса в виде неразборной клетки Герман предложил для ЗИС-8 делать «подсобранные» элементы каркаса, а затем из них – целый узел. Такое решение во много раз упростило и удешевило сборку.

ЗИС-8

Характеристика наиболее распространенных упругих элементов подвески – рессор, пружин или торсионов – такова, что их жёсткость в зависимости от нагрузки не меняется. Поэтому переполненный пассажирами ЗИС-8 с рессорной подвеской шел по дороге довольно плавно, пустую же машину бросало на неровностях дороги, словно лодку на волнах.

Автобусы ЗИС-8 стали первыми советскими экспортируемыми автобусами. В 1934 г. партия из 16 машин «ушла» в Турцию, куда чуть раньше прибыла и первая партия советских экспортных автомобилей – 100 грузовиков ЗИС-5.

В связи с реконструкцией Завода имени Сталина во второй половине 1936 г. выпуск автобусов ЗИС-8 пришлось прекратить. Однако по чертежам завода автобусные парки и кузовные мастерские в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге, Тбилиси, Иркутске сами изготавливали автобусные кузова, монтируя их на шасси грузовиков. Такое производство имело стихийный характер и не контролировалось.

Часто собранные этими предприятиями машины не имели какого-либо обозначения. Некоторые заводы старались усовершенствовать конструкцию ЗИС-8. Таким образом, в Туле, Калуге и Ленинграде выпускались машины с кузовом, более обтекаемым, чем предусматривали чертежи ЗИСа. 2-м авторемонтным заводом автотранспортного управления Ленсовета (АТУЛ) в конце 1936-го г. было освоено производство автобусов АЛ-2 с колёсной формулой 6х2, использовавших удлинённую раму ЗИС-8. Кузовной отдел НАТИ (ныне - НАМИ) в 1935 г. спроектировал и построил автобус для курортов на шасси ЗИС-8.

Кроме пассажирских автобусов, на шасси ЗИС-8 были разработаны и построены специализированные фургоны для перевозки мясопродуктов, хлеба, промтоваров.

Автобус ЗИС-8 на пл. Маяковского, 1939 г.

Многим памятен один из персонажей фильма ‘Место встречи изменить нельзя’ – автобус по прозвищу ‘Фердинанд’. Несмотря на поразительное сходство с ЗИС-8, к сожалению, этот автобус не более чем отлично сделанная копия легендарной машины, какое-то время после съемок картины находившаяся в подмосковном Калининграде (ныне Королёв). К концу 1970-х гг. ‘живых’ ЗИС-8 на территории СССР практически не осталось. По обрывочным сведениям, в 80-х гг. ЗИС-8 видели в Турции, райцентре Фирово Калининской области, в хозяйстве театра им. Волкова в Ярославле. Похоже, до сегодняшнего дня не сохранилась ни одна машина, правда в Москве чудом уцелела рама от ЗИС-8. Однако, учитывая просторы нашей страны, все может быть, и, возможно, мы еще увидим ЗИС-8 не только на картинках.

Автобусы ЗИС-8 модернизированные для работы на пригородных маршрутах.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ   ЗИС-8
Модель ЗИС-8
Класс автобуса Малый
Назначение Городской
Тип кузова Деревянный каркас с металлической обшивкой на раме
Длина / ширина / высота, мм 7370 / 2300 / 2750
База, мм 4420
Количество дверей 2
Конфигурация дверей 1 — 2
Число мест для сидения 21+1
Пассажировместимость, чел. 29
Колесная формула 4x2
Минимальный радиус разворота, м. 9,0
Масса
снаряжённая, кг.
4200
Силовой агрегат Двигатель карбюраторный ЗИС-5
  • Количество цилиндров
  • 6
  • Рабочий объём, л.
  • 5,555
  • Мощность, кВт (л.с.)
  • 54 (73) (при 2400 об/мин-1)
  • Максимальная скорость, км/ч.
  • 60
  • Расход топлива, л/100 км.
  • 33
    КПП механическая
  • Число передач
  • 4 / 1
    Подвеска Рессорная зависимая
    наверх