На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КЛУБНЫЙ ГАРАЖ

220 подписчиков

Забытые имена. Humber (часть 1).

В 1867 году 26 летнему Томасу Хамберу из Ноттингема, который работал подмастерье у кузнеца Уильяма Кэмпиона, на глаза попадается статья про велосипед фирмы Michaux (кстати первая фирма которая начала выпускать велосипеды, которые как раз только появились), и он решает, что может улучшить конструкцию сего механизма, и начинает строить свой велик, в 1868м когда он был готов его покупает яхтсмен Томас Ламберт, вскоре Хамбер строит второй велосипед и его снова покупает Ламберт.

С 1870 года Хамбер решает начать производить велосипеды и начинает работать над конструкцией, которая подошла бы для серийного производства, в 1873м году был готов каталог из 2х моделей (обе с большим передним колесом), а через два года объединяет свой бизнес с Томасом Мерриотом. Так появляется фирма Humber and Marriott, а еще через два года к ним присоединяется велогонщик Фред Купер, который сорвал солидный куш на одних из соревнований, и фирма переименовывается в Humber, Marriott and Cooper. В 1885м году Мерриот и Купер основывают собственную компанию — Marriott and Cooper, которая строит велики иной конструкции, а в партнёры к Хамберу приходит его первый клиент — Ламберт. Но через 2 года Уильям Хортон выкупает у них бизнес, основывая Humber and Co, сам Хортон владел уже велосипедными фирмами Coventry Cycle Co и Express Cycle Works, а так же заводом Wellington Works, Хамбер же соглашается быть главным управляющим во всех фирмах одновременно, но со сроком контракта на 5 лет. Так что по истечению 5 лет он уходит со своих постов, а я на его место приходит человек приведённый в фирму Ламбертом — Мартин Дитер Рюккер.

С приходом на пост генерального директора Рюккера, фирма расширяет рынки сбыта, открыв дочерние предприятия во Франции, США, Португалии, Швеции и России, в основном благодаря финансовой поддержке финансиста Эрнеста Хули.

По иронии судьбы через год бывшие компаньоны Хамбера — Mерриот и Купер начинают производить свои велосипеды на мощностях фирмы Humber.

В 1896м году на одном из заводов фирмы Humber, которая была к тому времени крупнейшим британским производителем велосипедов, строят прототип Humber Forecar, автором конструкции является Шеклок, менеджер завода в Вулверхэмптоне, хотя по сути это лицензионный Bolee. Транспортное средство было построено на раме велосипеда, в действие приводилось оно одноцилиндровым мотором мощностью 3л/с, педали же помогали при преодолении холмистой местности.


Humber Forecar


Но в это время в Ковентри случается пожар, который уничтожает не только территорию завода, но и все архивы фирмы, так что выкупленные у Леона Боле за 20000 фунтов патенты в прямом смысле слова улетели в трубу, после этого Рюккера смещают с поста директора.

 

Уже в это время фирма попадает под влияние Лоусона, который пытается захватить в свои руки любые начинания автомобильного толка в Британии, так например фирма Daimler из Ковентри в ходе махинаций стала принадлежать ему. Лоусон хочет создать Британский Автомобильный Синдикат, и идёт через головы для его создания, кстати патенты у Боле для Humber были куплены на деньги того же Лоусона и Хули. После пожара Лоусон покупает патенты у американца Эдварда Джоэля Пеннингтона, но т.к. сам Пеннингтона до ума сам ничего не доводит, то мотоцикл строится при участии Томаса Блюмфельда.

Через два году после этих событий один из спонсоров компании — Хули объявляет себя банкротом и все дочерние предприятия за пределами Великобритании закрываются, однако в этот критический год фирма выставляет на "Шоу Стенли" еще одно транспортное средство с 2.5 сильным двигателем фирмы Turrell, он был одноцилиндровым и воздушного охлаждения, трехступенчатая коробка передач приводила в действие единственное заднее колесо.


Humber Sociable

 

Через год на той же выставке представлено два автомобиля этой марки, прототип с 2.5л/с мотором De Dion, который приводил в действие передние колёса, а задние были управляемыми и более традиционный для того времени Phaeton с 3 сильным мотором фирмы Bolee и 3х ступенчатой коробкой передач, которая передавала крутящий момент к задним колёсам посредством ремней. Эта машина стала пользоваться определённым спросом, и вскоре появились версии с 3.5 и 5ти сильным мотором.


Humber Phaeton 3HP


В том же году Marriott and Cooper был приобретён компанией Humber и 27 марта 1900 года после слияния фирм была организована Humber Ltd, при этом Лоусон теряет контроль над фирмой, а вместо него главой становится Эдвард Пауэлл, фирма закрывает завод в Вулверхэмптоне, сконцентрировав всё производство в Бистоне. В этот период фирма выпускает свои "Фаэтоны" и трициклы.

 

В 1901 году компания начинает выпускать автомобили по лицензии British Motor Traction Co оснащённые одноцилиндровым двигателем De Dion мощностью 4.5л/с, в это же время в фирму приходит работать молодой француз — Луи Котелен, которому было всего 22 года, но который успел поработать инженером в фирмах Панара, Де Диона и Клемана. Он берётся построить более солидный автомобиль, нежели одноцилиндровые повозки, которые выпускались до этого. К 1902му году 12 сильная 4х цилиндровая 2.5л машина, построенная на трубчатой раме была готова, она оснащалась 4х ступенчатой коробкой передач и электрическим зажиганием.


Humber 12HP Doctor Landaulette


Через год появляется более мощная версия этой машины — 20НР 5.4л, а так же младшая модель 9НР 2.1л, которая интересна тем, что на неё установили 3х цилиндровый двигатель. 3х цилиндровая машина участвовала в 1000 мильных испытательных соревнованиях, но лидирующего положения в них не заняла, поэтому осталась незамеченной. Эти машины спроектированные Котеленом не стали массовыми, тогда инженер строит простую конструкцию, которой было суждено стать первым массовым британским автомобилем, серию Hubmrette.

 

Первой появилась версия с шестьсот кубовым одноцилиндровым мотором — 5НР, мотор по идее был клоном мотора De Dion, эта машина имела 2х скоростную коробку передач, которая соединялась с задним мостом посредством кардана, а сама как и более крупные модели была построена на трубчатой раме. Кстати машина обладала очень интересной фишкой — руль имел всего одну спицу, позже Citroёn стал применять её на своих машинах. Эту машину только за первые полгода продали в количестве 500 автомобилей.


Humber Humberette 5НР


Через год появляется более мощная версия — Royal Humberette 6.5НР, с мотором объёмом 760 кубов, в качестве трансмиссии машина получает 3х ступенчатую коробку, внешне машины можно было отличить по колёсам, на более слабые модели ставились проволочные, велосипедного типа, а на более мощные так называемые артиллерийского типа. Обе версии выпускались в Бистоне и Ковентри, однако в 1905м году, который стал к тому же и последним для этих моделей, в Бистоне стали выпускать и двухцилиндровую 1.4л версию Royal Humberette 7.5НР.

 

В этот период на обоих заводах выпускаются разные модели: 8.5НР (1.4л), 14НР (2.7л), 25НР (6.1л), 8/10НР (1.9л в версии из Ковентри и 2л в версии из Бистона), 10/12НР так же в двух версиях (из Ковентри и Бистона) и 16/20НР (3.7л, который делали только в Бистоне).

В 1906м году Котелен вместе с Хиллманом основывает собственное предприятие и покидает фирму Humber. Тем временем к 1907 году подготавливается целый ряд моделей, которые оснащены 4х цилиндровыми моторами: 10НР с 1.6л, 15НР с 3.5л и 20/30НР с 5.9л, а так же 6ти цилиндровая модель — 30/40НР с 5.2л мотором (кстати её отличал круглый радиатор), правда уже через год их сменили уже новые модели.


Humber 30/40HP


А пока самая мощная 4ка (20/30НР) принимает участие в Турист Трофи, которые проходят на острове Мэн в 1907м году, и выигрывает гонки в классе тяжёлых машин, это при том, что это была обычная серийная машина, а не специально подготовленная к соревнованиям. Тем временем завод в Бистоне был закрыт, а завод в Ковентри, куда перенесли все производственные мощности, вместе с персоналом, не справлялся с заказами, так что некоторые модели изготавливали прямо во дворе у здания завода. К началу первого десятилетия нового века автомобильный модельный ряд был очень широк, в производственную программу входили разные модели: 2х цилиндровый 8НР с 1.5л под капотом; 4х цилиндровые: 10/12НР с 2.1л, 12НР 2.5л, 16HP с 3.6л, 16/25НР с 4.1л, 20НР 4.5л, 28НР с 4.7л, 30НР 6.8л и 6ти цилиндровый 30НР 5.6л. Так же фирма начинает выпускать самолёты по лицензии фирмы Bleriot, однако выпустив около 50 монопланов прекратила их производство. . . правда пока не началась война.

 

В 1913м году появляется новая Humbrette 8HP, которая оснащена 1л мотор воздушного охлаждения, 2х цилиндровый мотор имел V-образную конструкцию.


Humber Humbrette 8HP


Кроме неё в производственной программе в этот год имелись 11НР с 1.9л мотором, 14НР с 2.3л, 20НР с 3л и 28НР с 4.9л, между тем конструктор Берджесс начинает проектировать спортивную машину на базе 20НР, которая блистала бы на трассах. Под его проект выделяется огромная по тем временам сумма в 15 000 фунтов стерлингов, увеличивает 3х литровый мотор до объёма в 3.3л, более того, в головке он помещает 2 верхних распредвала и по 4е клапана на цилиндр, т.е. имеет DOHC 16v.


Humber 20HP Tourist Trophy


Но не смотря на мощность в 100л/с и довольно высокую скорость машины, ни одна из построенных машин к сожалению до финиша не доходит, довести до ума помешала начавшаяся война, кстати Берджесс позже будет сотрудничать с Уолтером Бентли, проектируя вместе моторы для гоночных "Bentley". К началу войны "Humber" один из крупнейших производителей автомобилей в Англии, наряду с фирмой "Wolseley".

 

С началом войны фирма переходит на производство авиационных двигателей, и уже имея опыт сборки самолётов изготавливает и сами самолёты, помимо таких сложных механизмом фирма поставляла армии и более простую продукцию, типа полевых кухонь, снарядов и бомб.

После подписания мирного договора первой машиной запущенной в производство оказалась предвоенная 14НР, которой увеличили объём до 2.8л и переименовав её в 15.9НР.


Humber 15.9HP Saloon


Напарницей этой модели стала так же предвоенная 10НР, которая первоначально не подверглась ревизии, однако через два года, в 1922 появляется модель 11.4НР, которая получает увеличенный с 1.5л до 1.7л мотор. Но уже в 1923м году появляется первая послевоенная модели, это была однолитровая модель, которой так не хватало для послевоенного рынка — 8НР. Через два года машину переименуют в 8/18НР, тогда появятся модели 12/25НР с 1.8л мотором, а 15.9НР переименовывают в 15/40. Кстати не смотря на то, что в некоторых случаях фирма была новатором в инженерных решениях, так например 8НР-8/18НР имела верхние впускные и боковые выпускные клапана, но в то же время, например тормоза всех колёс появились на авто этой марки только в 1928м году. Автомобили этого периода отличаются не столько спортивным имиджем, сколько имиджем солидных автомобилей, добротно собранных и дорого отделанных.


Humber 8/18HP Chummy


В 1926м году фирма будучи на волне успеха покупает фирму выпускающую коммерческий транспорт — Commercial Cars Ltd. Тогда же однолитровая модель подвергается обновлению, мотор увеличивают с 985 кубов, до 1056ти, соответственно меняется наименование на 9/20НР, однако в отличие от предшественницы она не стала столь популярной.
В 1927м году появляется еще одна модель, которая становится популярной — 14/40НР, это была двух литровая машина, паралельно с ней дебютирует 3.1 литровая модель 20/55НР.


Humber 20/55НР Tourer


В ноябре 1928 году происходит слияние с ближайшим соседом по Ковентри, фирмой Hillman (которой был причастен Котелен, насколько мы помним). В новый концерн, который получил название Humber Combine входят марки Hillman, Humber и Commer (переименованный Commercial Cars Ltd)

 

В 1929м году происходит обновление модельного ряда, появляется 3 новые модели: 9/28НР (по сути тот же 9/20НР), 6ти цилиндровый 16/50НР с 2.1л мотором и более крупный 20/65НР, с мотором на 1л больше.


Humber 16/50HP

 

В 1930м году 20/65НР перерабатывается и переименовывается в Snipe 80, получив 3.5л мотор, такую машину себе заказывает Принц Уэльский для поездки по Вест Индии. Одновременно появляется длиннобазая версия, которая получает имя собственное — Pullman.


Humber Pullman Cabriolet De Ville


В на рубеже 1931-1932х годов концерн выкупают братья Рутс, которые уже имели 60% акций этого предприятия, так же они прибирают к рукам в это же время кузовостроительную фирму Thrupp & Maberly, которая восходит к 1760му году, начав выпускать когда-то кареты. Помимо Hillman, Humber и Commer братьям Уильяму и Реджинальду Рутсами принадлежат на тот момент Sunbeam и Singer. Тогда же фирма прекращает выпускать мотоциклы, а велосипедное отделение продаётся компании Raleigh Cycle Co (эта же фирма выкупила велосипедное отделение Triumph, так что я уже упоминал это название).

 

В 1933м году модель Snipe 80 подвергается незначительной модернизации, Pullman остаётся прежним, его кстати покупает Герцог Йоркский, помимо этих двух моделей плюс 16НР (бывшый 16/50НР), в каталогах появляется модель 12НР, оснащенная 44х сильным 4х цилиндровым мотором объёмом 1.7л. Через год машины получают наклонный радиатор, а 16НР в очередной раз переименовывается, на этот раз в 16/60НР получив увеличенный до 2.3х литров мотор.


Humber Snipe 80 Sports Saloon

 


Humber 16/60 Saloon


Тогда же наконец появляются кузова намекающие на спортивность, т.к. до этого начиная с середины 20х автомобили этой марки выглядят чопорно и солидно.


Humber 12HP Sports Tourer

 

В 1935м году модель 12НР получает более наклонный радиатор, а из каталогов пропадает старик 16/60НР, в этом же году Георг VI из всего списка британских машин, покупает себе Humber Pullman. Через год Snipe и Pullman обновляют, так под капотом теперь моэно увидеть 4.1л 100 сильный мотор, передняя подвеска стала независимой, появился вакуумный усилитель тормозов. Машины увеличились в длину и ширину, лобовые стёкла имеют две секции. Так же появляется модель 18НР, которая оснащена 2.7л 65ти сильным агрегатом, подвеска передних колёс так же независимая, как на более крупных моделях.
В 1938м году модели 12НР и 18НР сменяются одной — 16НР, оснащённой 2.5л мотором. Модель Snipe получает 3.2л мотор, и уменьшенную базу колёс, на которую установлен кузов от Hillman 14HP, 4.1л версия же получает название Imperial Snipe, Pullman же без всяких нововведений продолжает выпускаться в том же духе, что и раньше.


Humber Imperial Snipe


В 1939м году модели 16НР, Snipe и Imperial Snipe начинают оснащаться одним и тем же кузовом, разница была видна только под капотом, так же в этом году тормоза всех моделей получают гидравлический привод. Так же появляется версия для армии Super Snipe, машина имела облегчённый кузов, что выгодно выделяло её по части динамики от серийных тяжёлых седанов. Машина оснащалась 4.1л мотором и была спроектирована Дельмаром Русом, который перешёл в Humber из американского Studebacker.

 

С началом войны начинается не только сборка Super Snipe, но и броневиков на их базе — Ironside Mk II


Humber Ironside Mk II


В 1941м году королевский двор и министры получают гражданскую версию броневика, который в отличие от армейского варианта не имеет пулемётов на крыше и имеет богатую отделку салона (для господ же), всего было построено 47 люкс-броневика.

 

Так же фирма осваивает полноприводную схему, которой оснащает и броневики, а так же универсалы, можно их назвать прародителями послевоенного Ленд Ровера.


Humber Heavy Utility 4x4


В тоже время кроме автомобильной продукции завод ударными темпами поставляет авиационные моторы для Меркурю, Геркулесов и Пегасов. В 1943м году полноприводные шасси получает модель Pullman, машина получает прозвище "Старый вояка", на таком ездит Черчиль, и фельдмаршал Монтгомери.


Humber Staff Car 4x4


Что интересно, не смотря на то, что завод имел стратегическое значение, во время бомбардировок со стороны немцев он не был повреждён, как некоторые другие промышленные центры в Ковентри. . с 1939 года по 1945й год каждый седьмой бомбардировщик произведённый в Англии сошёл со стапелей "Хамбера", 60% всех английских броневиков было выпущено этой фирмой, более 50 000 моторов было изготовлено для самолётов, и около 20 000 легковых автомобилей, однако после войны фирму ждали другие времена. .

 

Продолжение во второй части.

Забытые имена. Глава 4. Humber (часть 1)

наверх