Многие наверное, кто увлекается британскими машинами видели табличку или название на британских машинах со странным, не типичными для английского словами Vanden Plas.
В 1880м году кузнец Гийом ван ден Плас унаследовал от своего дяди фирму по производству колёс и мостов для гужевого транспорта в Брюсселе, через 4 года он перевёл свой бизнес в Антверпен. Вскоре три его сына, Антуан, Анри и Вилли присоединились к его делу. В 1898м году Анри возглавил фирму в Антверпене, а его братья открыли филиалы в Брюсселе. Тогда же фирма начинает заниматься изготовлением кузовов для автомобилей, фирму называют La Carosseri Van den Plas, через 2 года фирма считается лучшей в Бельгии, изготавливая кузова для автомобилей марок De Dion Bouton, Berliet, Germain и американского Packard.
В 1908м году предприятие насчитывало около 400 рабочих, которые в ручную изготавливали кузова для автомобилей. Первые же автомобили с кузовами Ван ден Плас попали в Великобританию еще в 1906м году с автомобилями бельгийской марки Métallurgique.

В 1912м году фирма выпускает по 750 кузовов год, однако этого мало, для покрытия спроса, тогда Тео Мазуи покупает лицензию на изготовление кузовов фирмы, основывая в 1913м году кузовостроительную фирму Vanden Plas Ltd в Англии.
Когда начинается Первая Мировая Война фирму Vanden Plas Ltd покупает авиастроительная компания Aircraft Manufacturing Co, которая находится в Хендоне, после войны производство самолётов останавливается, т.к. спрос на них падает, однако не оправившись от финансовых трудностей фирма выставляется на торги в 1922м году. В 1923м году Vanden Plas Ltd покупает бывший менеджер фирмы — Эдвин Фокс, вместе со своими братьями Альфредом и Френком. Альферд становится председателем фирмы (видимо больше бабла дал), и Эдвин в качестве технического директора. Фирма обосновывается в Кингсбури, в мощностях фирмы Kingsbury Engineering Company, которая обанкротилась в 1921м. Вскоре фирме удаётся заключить выгодные контракты и она начинает поставлять кузова фирме Бентли.

Вскоре британская фирма поставляет кузова таким грандам как Alvis, Armstrong Siddeley, Bentley, Daimler, Lagonda и Rolls-Royce. Бельгийская же компания, возобновила работу в 1920м году, фирма теперь называется Carrosseri Van den Plas и она тоже процветает, в 1924м в неё приходит работать граф Алексис Сахновски, а во Франции открывается еще одно предприятие основанное младшим из братьев, которое называется Willy Van Den Plas et Salomon & Cie. В 1935м году когда фирма Minerva обанкротилась дела у бельгийской конторы идут не важно, и она закрывает предприятие, вслед за ней закрывается и дочернее предприятие во Франции. Через 4 года британская фирма прекращает производство автомобильных кузовов и переключается на авиационную продукцию, в частности производит шасси и крылья для самолётов De Havilland: DH 98 Mosquito

В 1945 после окончания войны и соответственно падением спроса на самолёты Vanden Plas Ltd хочет вернуться к кузовному бизнесу, однако контракт с фирмой Роллс Ройс срывается, фирма находится в безвыходной ситуации. В 1946м глава фирмы Austin — Леонард Лорд предлагает Фоксам 90 000 фунтов за фирму, дело в том что Лорд хотел выпустить автомобиль высшего класса, а для этого ему требовались производственные мощности для изготовления кузовов, и на его взгляд Vanden Plas Ltd идеально подходила для этого. Эдвин и Роланд Фоксы соглашаются, надо сказать, что Роланд, сын Эдвина, пришёл в 1932м году в фирму отца, но скоро был переманён фирмой Аlvis, однако уже в 1940м он вернулся в компанию отца, по соглашению главой фирмы становится Лорд, но Фоксы становятся директорами дочернего предприятия фирмы "Остин".
В 1947м году на базе Аustin A110 Sheerline, начинается производство модели Austin A120 Princess. Обе машины имеют одинаковые шасси и моторы объёмом 3.5л с рядной шестёркой. Однако мотор А120 мощнее на 10л/с и развивает 135л/с благодаря 2м карбюраторам. Если кузова Ширлайна изготавливались в Лонгбридже, т.е там же где и шасси, то Принцесс доделывалась в Кингбури, т.е. на мощностях "Ванден Плас". В зависимости от типа кузова, они несли добавочные индексы DS1 или DM1, первый был кузов лимузин, т.е. со стеклянной перегородкой в салоне, вторая с кузовом седан, т.е без перегородки за спиной водителя (на самом деле дизайн кузова был один и тот). В 1950м году мотор был увеличен до 4х литров и машина получила индекс А135 Принцесс

Кстати тем временем бельгийский Ван Ден Плас, который попытался восстановиться после войны, изготовив несколько кузовов с 1947 года окончательно ликвидируется в 1949м, на этом с бельгийской фирмой всё.
В 1952м году фирма Austin входит в концерн BMC, а в Кингсбури начинается производство удлинённой версии Princess III, которая становится популярной у государственных деятелей. В 1954 году в связи со смертью Эдвина Фокса управляющим директором компании Vanden Plas Ltd становится его сын — Роланд Фокс. В 1956 году А135 получает новый дизайн кузова, а через год машина начинает называться Princess Mk IV, имя Austin исключают, что бы дистанцировать эту дорогую модель в принципе от доступной и дешевой марки Austin. В этом же году Лорд решает, что почему бы не выпускать топовый вариант серийной модели Austin А105 Westminster на заводе Ванден Плас, в 1958м 500 первых машины были отправлены на завод в Кингсбури.
Эта машина отличалась от серийный Вестминтсеров в первую очередь отделкой салона, салон был отделан кожей Коннолли, дорогими шерстяными коврами, и деревом из корня ореха. Внешне машины отличались от базовых двухцветной раскраской и шильдиками Vanden Plas.

В 1959м году Рональд Фокс по указанию Лорда создаёт дизайн на базе нового Austin A99 Westminster для марки Princess, решётка радиатора похожа по дизайну что на среднее между решеткой радиатора Bentley и Alvis. В октябре 1959 года машина запускается в продажу как Princess 3-litre, однако у людей название Princess стойко ассоциируется с дешевой маркой Остан, поэтому в мае 1960 года в каталогах появляется автомобильная марка Vanden Plas.
Под этой маркой продаются две модели: Vanden Plas Princess 3-litre Saloon и классический членовоз Vanden Plas Princess 4 Litre Saloon. Если второй собирался на голых шасси поставляемых из Лонгбриджа, то первый шёл с завода в Кингсбури в виде полусобранной машины, и уже Ванден Плас окончательно собирал машину, устанавливая отделку из лучших сортов кожи, шерсти и дерева.


Кстати у машин в качестве эмблемы шло изображение короны, у большой модели она была черного цвета, а у младшей — красного.
Через год 3х литровая модель была переработана, её шасси увеличилось в базе на 5см, машина получила иные тормоза и подвеску, в отделке салона появились откидные столики встроенные в спинки передних сидений. Мотор был форсирован на 12 сил, теперь он развивает 120 л/с, машина получила название Vanden Plas Princess 3-litre Mk II Saloon.
В 1963м году по заказу королевского двора для королевы Елизаветы строится вариант с кузовом универсал, всего таких машин будет построено 5.

Тогда же в серию запускается самая маленькая модель фирмы — Princess 1100, это был топовый вариант проекта АDO16 (Ausin/Morris 1100). Машинка оснащалась 1.1л мотором мощностью 55л/с, в то время как базовые развивали всего 48 коней. Салон машины отличался от базовых и даже от более дорогих Riley и Wolseley еще больше, в нём царила отделка из кожи Коннолли, орехового корня и ковров Вилтон, так же как и все остальные Ванден Пласы эта малышка имела столики для пикника встроенные в спинки сидений.

В январе 1962 года Ванден Плас и Роллс Ройс подписывают соглашение о сотрудничестве, Ванден Плас должен будет поставлять несущие кузова для новой модели Бентли, а РР будет поставлять рядные 6ти цилиндровые двигатели объёмом 4.0л мощностью 175л/с, а так же автоматические коробки передач своего производства, и хотя проект с кузовами был мертворождённым, но ВМС стала получать моторы Rolls-Royce FB60.
В июне 1964 года снимают с производства 3х литровую модель, а через два месяца появляется новая машина Vanden Plas Princess 4-litre R, на которую установлен 4х литровый мотор Ролл Ройса.

Машина была похожа на 3х литровую модель, но кузов был переработан основательно, окна стали больше, крылья, фары и т.д. стали другими, в качестве опции появились гидроусилитель руля и кондиционер.
В 1967м году модель 1100 сменяется моделью 1300, по сути она получила лишь более крупный 1275 кубовый мотор мощностью 58л/с, внешние изменения свелись к более крупной задней оптике. В 1967м же фирма перестала быть просто дочерним предприятием ВМС, а входит в состав группы.
Но еще в 1966м году Jaguar-Daimler вошёл в союз ВМС, вместе с Ванден Пласом начинается проектирование новой модели Daimler DS420. Машина построенная на базе Jaguar MkX должна не только заменить последний настоящий Daimler — членовоз DR450 c V8 под капотом, а так же заменяет собственно Vanden Plas Princesse 4-litre, причём сразу обе модели (и членовоз и с мотором от Ролс Ройсе). В 1968м году на заводе в Кингсбури начинается сборка Daimler DS420, которая продолжалась до самого закрытия завода в 1979, после чего эту модель стали собирать в Ковентри, родине "Ягуара").

В 1968м году единственной моделью которая производится под маркой Ванден Плас остаётся Princess 1300, которая теперь еще в качестве опции может оснащаться и автоматической коробкой.
В 1972м году на рынок выводится детище Лофти Ингленд и Рональда Фокса — Daimler Double Six Vanden Plas.

Эта комплектация строилась на удлинённой базе, практически готовый автомобиль из Ковентри поставлялся в Кингсбури, где его уже шикарно отделывала фирма Ванден Плас, этот автомобиль в итоге был дороже членовоза DS420, с этой машиной отделение Ягуара — Деймлер смог не только конкурировать с топовыми Мерседесами, но и замахнуться на нишу где властвовал Rolls Royce Silver Shadow. Вскоре (в 1975м году) и рядные шестёрки стали иметь комплектацию Ванден Плас, правда и они имели удлинённые шасси.
В 1974м году Роланд Фокс уходит на пенсию, а его место занимает мистре Пил, который работал в компании с 1947 года, а в производственной программе так же происходят изменения — Vanden Plas Princess 1300 сменяется новой моделью, построенной на базе Austin Allegro, правда имя Принцесс уходит в историю, новая модель называется просто 1500.

Говорить о том, что это была шикарно отделанная машина наверное не имеет смысла, через год появился вариант с большим мотором, соответственно и новая модель — 1750.
В том же 1975м году планировалось строить топовую модель на базе Austin 1800/2200, назвав её Vanden Plas Princess 1800/2200, однако BLMC решило вывести название Princess, как отдельную марку, как это было в конце 50х, в итоге с сентября 1975 года машины стали продаваться под маркой Princess 1800/2200, при этом похоронив другую старую марку входящую в концерн — Wolseley (www.drive2.ru/users/def-a…/blog/288230376152206038/)
Короче говоря две модели, идентичные внешне выпускались до ноября 1979 года в Кингсбури, после чего завод закрыли, однако производство Ванден Пласов продолжилось еще год на заводах фирмы MG в Абингтоне, после чего было оно было свёрнуто.
Однако табличка Vanden Plas с автомобилей никуда не исчезла, еще в 1967м году фирма Jaguar стала поставлять на рынок США свои топовые автомобили марки Daimler, как Jaguar Vanden Plas, что бы не было путаницы с продукцией немецкой компании Daimler-Benz. В тоже время на британском рынке еще выпускались топовые Daimler с таким же беджиком, вскоре в 1982м году появились топовые Rover SD-1 с 8ми цилиндровыми моторами, которые в дорогой комплектации называлась Rover 3500 Vanden Plas

В 1984м году фирма Jaguar Cars обрела независимость от концерна, в связи с этим на местном рынке автомобили этой компании перестали иметь бейджики Vanden Plas на своих кузовах, однако американцы только так и знали продукцию фирмы Daimler, входящей в Jaguar Cars, при этом ребята из Ковентри максовали концерну пени за использование торговой марки принадлежащей BLMC.
С 1985 года автомобили фирмы Austin Rover, которой теперь принадлежали права на торговую марку, начинает давать имя Vanden Plas топовым вариантам своих моделей Metro, Maestro и Montego, причём даже малютка Метров в этом случае имел отделку из дорогих сортов кожи и дерева, ну а так же другое дополнительное оборудование, что выгодно выделяло эти машины от конкурентов.


Однако в 1988м году марка Остин так же уходит в архив к историкам. Эстафету перенял Ровер 213/216, который свои топовые модели обозначал еще год этим именем, после чего с европейских рынках оно исчезло. Но в весной 2002 года Rover объявил о том, что свои топовые вариант 75го он будет называть легендарным именем, в итоге появляется Rover 75 Vanden Plas, кузов этой удлинённой на 20см машины поставляла фирма S MacNeillie & Son.

Однако в 2005 году Форд продаёт всё связанное с фирмой Ровер китайцам из фирмы Nanjing Automobile, сохранив за собой только право на марку Rover, а Vanden Plas, как и прочие легендарные британские марки, входящие некогда в концерн BLMC теперь принадлежит детям Востока.