На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КЛУБНЫЙ ГАРАЖ

220 подписчиков

Забытые имена.Vanden Plas.

Многие наверное, кто увлекается британскими машинами видели табличку или название на британских машинах со странным, не типичными для английского словами Vanden Plas.

В 1880м году кузнец Гийом ван ден Плас унаследовал от своего дяди фирму по производству колёс и мостов для гужевого транспорта в Брюсселе, через 4 года он перевёл свой бизнес в Антверпен.

Вскоре три его сына, Антуан, Анри и Вилли присоединились к его делу. В 1898м году Анри возглавил фирму в Антверпене, а его братья открыли филиалы в Брюсселе. Тогда же фирма начинает заниматься изготовлением кузовов для автомобилей, фирму называют La Carosseri Van den Plas, через 2 года фирма считается лучшей в Бельгии, изготавливая кузова для автомобилей марок De Dion Bouton, Berliet, Germain и американского Packard.

В 1908м году предприятие насчитывало около 400 рабочих, которые в ручную изготавливали кузова для автомобилей. Первые же автомобили с кузовами Ван ден Плас попали в Великобританию еще в 1906м году с автомобилями бельгийской марки Métallurgique.


Métallurgique Roadster Van den Plas


В 1912м году фирма выпускает по 750 кузовов год, однако этого мало, для покрытия спроса, тогда Тео Мазуи покупает лицензию на изготовление кузовов фирмы, основывая в 1913м году кузовостроительную фирму Vanden Plas Ltd в Англии.

 

Когда начинается Первая Мировая Война фирму Vanden Plas Ltd покупает авиастроительная компания Aircraft Manufacturing Co, которая находится в Хендоне, после войны производство самолётов останавливается, т.к. спрос на них падает, однако не оправившись от финансовых трудностей фирма выставляется на торги в 1922м году.

В 1923м году Vanden Plas Ltd покупает бывший менеджер фирмы — Эдвин Фокс, вместе со своими братьями Альфредом и Френком. Альферд становится председателем фирмы (видимо больше бабла дал), и Эдвин в качестве технического директора. Фирма обосновывается в Кингсбури, в мощностях фирмы Kingsbury Engineering Company, которая обанкротилась в 1921м. Вскоре фирме удаётся заключить выгодные контракты и она начинает поставлять кузова фирме Бентли.


Bentley 4 1/2Litre Vanden Plas

 

Вскоре британская фирма поставляет кузова таким грандам как Alvis, Armstrong Siddeley, Bentley, Daimler, Lagonda и Rolls-Royce. Бельгийская же компания, возобновила работу в 1920м году, фирма теперь называется Carrosseri Van den Plas и она тоже процветает, в 1924м в неё приходит работать граф Алексис Сахновски, а во Франции открывается еще одно предприятие основанное младшим из братьев, которое называется Willy Van Den Plas et Salomon & Cie. В 1935м году когда фирма Minerva обанкротилась дела у бельгийской конторы идут не важно, и она закрывает предприятие, вслед за ней закрывается и дочернее предприятие во Франции. Через 4 года британская фирма прекращает производство автомобильных кузовов и переключается на авиационную продукцию, в частности производит шасси и крылья для самолётов De Havilland: DH 98 Mosquito


De Havilland: DH 98 Mosquito

 

В 1945 после окончания войны и соответственно падением спроса на самолёты Vanden Plas Ltd хочет вернуться к кузовному бизнесу, однако контракт с фирмой Роллс Ройс срывается, фирма находится в безвыходной ситуации. В 1946м глава фирмы Austin — Леонард Лорд предлагает Фоксам 90 000 фунтов за фирму, дело в том что Лорд хотел выпустить автомобиль высшего класса, а для этого ему требовались производственные мощности для изготовления кузовов, и на его взгляд Vanden Plas Ltd идеально подходила для этого. Эдвин и Роланд Фоксы соглашаются, надо сказать, что Роланд, сын Эдвина, пришёл в 1932м году в фирму отца, но скоро был переманён фирмой Аlvis, однако уже в 1940м он вернулся в компанию отца, по соглашению главой фирмы становится Лорд, но Фоксы становятся директорами дочернего предприятия фирмы "Остин".

В 1947м году на базе Аustin A110 Sheerline, начинается производство модели Austin A120 Princess. Обе машины имеют одинаковые шасси и моторы объёмом 3.5л с рядной шестёркой. Однако мотор А120 мощнее на 10л/с и развивает 135л/с благодаря 2м карбюраторам. Если кузова Ширлайна изготавливались в Лонгбридже, т.е там же где и шасси, то Принцесс доделывалась в Кингбури, т.е. на мощностях "Ванден Плас". В зависимости от типа кузова, они несли добавочные индексы DS1 или DM1, первый был кузов лимузин, т.е. со стеклянной перегородкой в салоне, вторая с кузовом седан, т.е без перегородки за спиной водителя (на самом деле дизайн кузова был один и тот). В 1950м году мотор был увеличен до 4х литров и машина получила индекс А135 Принцесс


Austin A135 Princess II DM2

 

Кстати тем временем бельгийский Ван Ден Плас, который попытался восстановиться после войны, изготовив несколько кузовов с 1947 года окончательно ликвидируется в 1949м, на этом с бельгийской фирмой всё.

В 1952м году фирма Austin входит в концерн BMC, а в Кингсбури начинается производство удлинённой версии Princess III, которая становится популярной у государственных деятелей. В 1954 году в связи со смертью Эдвина Фокса управляющим директором компании Vanden Plas Ltd становится его сын — Роланд Фокс. В 1956 году А135 получает новый дизайн кузова, а через год машина начинает называться Princess Mk IV, имя Austin исключают, что бы дистанцировать эту дорогую модель в принципе от доступной и дешевой марки Austin. В этом же году Лорд решает, что почему бы не выпускать топовый вариант серийной модели Austin А105 Westminster на заводе Ванден Плас, в 1958м 500 первых машины были отправлены на завод в Кингсбури.

Эта машина отличалась от серийный Вестминтсеров в первую очередь отделкой салона, салон был отделан кожей Коннолли, дорогими шерстяными коврами, и деревом из корня ореха. Внешне машины отличались от базовых двухцветной раскраской и шильдиками Vanden Plas.


Austin A105 Vanden Plas

 

В 1959м году Рональд Фокс по указанию Лорда создаёт дизайн на базе нового Austin A99 Westminster для марки Princess, решётка радиатора похожа по дизайну что на среднее между решеткой радиатора Bentley и Alvis. В октябре 1959 года машина запускается в продажу как Princess 3-litre, однако у людей название Princess стойко ассоциируется с дешевой маркой Остан, поэтому в мае 1960 года в каталогах появляется автомобильная марка Vanden Plas.

Под этой маркой продаются две модели: Vanden Plas Princess 3-litre Saloon и классический членовоз Vanden Plas Princess 4 Litre Saloon. Если второй собирался на голых шасси поставляемых из Лонгбриджа, то первый шёл с завода в Кингсбури в виде полусобранной машины, и уже Ванден Плас окончательно собирал машину, устанавливая отделку из лучших сортов кожи, шерсти и дерева.


Vanden Plas Princess 3-litre Saloon

 


Vanden Plas Princess 4-litre Saloon


Кстати у машин в качестве эмблемы шло изображение короны, у большой модели она была черного цвета, а у младшей — красного.

 

Через год 3х литровая модель была переработана, её шасси увеличилось в базе на 5см, машина получила иные тормоза и подвеску, в отделке салона появились откидные столики встроенные в спинки передних сидений. Мотор был форсирован на 12 сил, теперь он развивает 120 л/с, машина получила название Vanden Plas Princess 3-litre Mk II Saloon.

В 1963м году по заказу королевского двора для королевы Елизаветы строится вариант с кузовом универсал, всего таких машин будет построено 5.


Vanden Plas Countryman 3-litre Mk2

 

Тогда же в серию запускается самая маленькая модель фирмы — Princess 1100, это был топовый вариант проекта АDO16 (Ausin/Morris 1100). Машинка оснащалась 1.1л мотором мощностью 55л/с, в то время как базовые развивали всего 48 коней. Салон машины отличался от базовых и даже от более дорогих Riley и Wolseley еще больше, в нём царила отделка из кожи Коннолли, орехового корня и ковров Вилтон, так же как и все остальные Ванден Пласы эта малышка имела столики для пикника встроенные в спинки сидений.


Vanden Plas Princess 1100

 

В январе 1962 года Ванден Плас и Роллс Ройс подписывают соглашение о сотрудничестве, Ванден Плас должен будет поставлять несущие кузова для новой модели Бентли, а РР будет поставлять рядные 6ти цилиндровые двигатели объёмом 4.0л мощностью 175л/с, а так же автоматические коробки передач своего производства, и хотя проект с кузовами был мертворождённым, но ВМС стала получать моторы Rolls-Royce FB60.

В июне 1964 года снимают с производства 3х литровую модель, а через два месяца появляется новая машина Vanden Plas Princess 4-litre R, на которую установлен 4х литровый мотор Ролл Ройса.


Vanden Plas Princess 4-Litre R


Машина была похожа на 3х литровую модель, но кузов был переработан основательно, окна стали больше, крылья, фары и т.д. стали другими, в качестве опции появились гидроусилитель руля и кондиционер.

 

В 1967м году модель 1100 сменяется моделью 1300, по сути она получила лишь более крупный 1275 кубовый мотор мощностью 58л/с, внешние изменения свелись к более крупной задней оптике. В 1967м же фирма перестала быть просто дочерним предприятием ВМС, а входит в состав группы.

Но еще в 1966м году Jaguar-Daimler вошёл в союз ВМС, вместе с Ванден Пласом начинается проектирование новой модели Daimler DS420. Машина построенная на базе Jaguar MkX должна не только заменить последний настоящий Daimler — членовоз DR450 c V8 под капотом, а так же заменяет собственно Vanden Plas Princesse 4-litre, причём сразу обе модели (и членовоз и с мотором от Ролс Ройсе). В 1968м году на заводе в Кингсбури начинается сборка Daimler DS420, которая продолжалась до самого закрытия завода в 1979, после чего эту модель стали собирать в Ковентри, родине "Ягуара").


Daimler DS420


В 1968м году единственной моделью которая производится под маркой Ванден Плас остаётся Princess 1300, которая теперь еще в качестве опции может оснащаться и автоматической коробкой.

 

В 1972м году на рынок выводится детище Лофти Ингленд и Рональда Фокса — Daimler Double Six Vanden Plas.


Daimler Double Six Vanden Plas


Эта комплектация строилась на удлинённой базе, практически готовый автомобиль из Ковентри поставлялся в Кингсбури, где его уже шикарно отделывала фирма Ванден Плас, этот автомобиль в итоге был дороже членовоза DS420, с этой машиной отделение Ягуара — Деймлер смог не только конкурировать с топовыми Мерседесами, но и замахнуться на нишу где властвовал Rolls Royce Silver Shadow. Вскоре (в 1975м году) и рядные шестёрки стали иметь комплектацию Ванден Плас, правда и они имели удлинённые шасси.

 

В 1974м году Роланд Фокс уходит на пенсию, а его место занимает мистре Пил, который работал в компании с 1947 года, а в производственной программе так же происходят изменения — Vanden Plas Princess 1300 сменяется новой моделью, построенной на базе Austin Allegro, правда имя Принцесс уходит в историю, новая модель называется просто 1500.


Vanden Plas 1500


Говорить о том, что это была шикарно отделанная машина наверное не имеет смысла, через год появился вариант с большим мотором, соответственно и новая модель — 1750.

 

В том же 1975м году планировалось строить топовую модель на базе Austin 1800/2200, назвав её Vanden Plas Princess 1800/2200, однако BLMC решило вывести название Princess, как отдельную марку, как это было в конце 50х, в итоге с сентября 1975 года машины стали продаваться под маркой Princess 1800/2200, при этом похоронив другую старую марку входящую в концерн — Wolseley (www.drive2.ru/users/def-a…/blog/288230376152206038/)

Короче говоря две модели, идентичные внешне выпускались до ноября 1979 года в Кингсбури, после чего завод закрыли, однако производство Ванден Пласов продолжилось еще год на заводах фирмы MG в Абингтоне, после чего было оно было свёрнуто.

Однако табличка Vanden Plas с автомобилей никуда не исчезла, еще в 1967м году фирма Jaguar стала поставлять на рынок США свои топовые автомобили марки Daimler, как Jaguar Vanden Plas, что бы не было путаницы с продукцией немецкой компании Daimler-Benz. В тоже время на британском рынке еще выпускались топовые Daimler с таким же беджиком, вскоре в 1982м году появились топовые Rover SD-1 с 8ми цилиндровыми моторами, которые в дорогой комплектации называлась Rover 3500 Vanden Plas


Rover SD-1 3500 Vanden Plas

 

В 1984м году фирма Jaguar Cars обрела независимость от концерна, в связи с этим на местном рынке автомобили этой компании перестали иметь бейджики Vanden Plas на своих кузовах, однако американцы только так и знали продукцию фирмы Daimler, входящей в Jaguar Cars, при этом ребята из Ковентри максовали концерну пени за использование торговой марки принадлежащей BLMC.

С 1985 года автомобили фирмы Austin Rover, которой теперь принадлежали права на торговую марку, начинает давать имя Vanden Plas топовым вариантам своих моделей Metro, Maestro и Montego, причём даже малютка Метров в этом случае имел отделку из дорогих сортов кожи и дерева, ну а так же другое дополнительное оборудование, что выгодно выделяло эти машины от конкурентов.


Austin Maestro Vanden Plas

 


салон Austin Maestro Vanden Plas

 

Однако в 1988м году марка Остин так же уходит в архив к историкам. Эстафету перенял Ровер 213/216, который свои топовые модели обозначал еще год этим именем, после чего с европейских рынках оно исчезло. Но в весной 2002 года Rover объявил о том, что свои топовые вариант 75го он будет называть легендарным именем, в итоге появляется Rover 75 Vanden Plas, кузов этой удлинённой на 20см машины поставляла фирма S MacNeillie & Son.


Rover 75 Vanden Plas

 

Однако в 2005 году Форд продаёт всё связанное с фирмой Ровер китайцам из фирмы Nanjing Automobile, сохранив за собой только право на марку Rover, а Vanden Plas, как и прочие легендарные британские марки, входящие некогда в концерн BLMC теперь принадлежит детям Востока.

Забытые имена. Глава 95. Vanden Plas

наверх