Сегодня расскажем про одну норвежскую марку, которой волею судеб не суждено было стать на ноги.
Пер Коль-Ларссен родился в 1914м году в Норвегии, после того получил образование агронома в 1936м году он покидает родину и едет работать на кофейные плантации в Африке. В 1950м году он возвращается в послевоенную Норвегию, которая всё еще не оправилась после войны и где люди должны были стоять в "очереди", что бы заполучить какой-либо товар, в том числе и автомобили (как в СССР прямо). Поэтому Пер Коль-Ларссен начинает подумывать о производстве норвежского автомобиля, и начинает поиски конструкции. Летом 1955 года Пер Коль-Ларссен выходит на друга своего отца — немца Ханса Триппеля, норвежец договаривается с ним о покупке лицензии на его прототип — Trippel 750, который немец никак не мог пристроить. Trippel 750 был первым европейским автомобилем, который имел панорамное лобовое стекло, Триппель много чего сделал интересного и про него подробно я расскажу в следующей главе. Так вот, по договору немец должен был поставлять агрегаты из Германии, а норвежцы уже собирать из всего присланного готовый автомобиль. Однако сделка сорвалась, хотя Коль-Ларссен успел закупить формы для производства стеклопластиковых кузовов.

Но одними стеклопластиковыми кузовами сыт не будешь, но в это время правительством Норвегии разрешается ввоз использованных автомобилей, а так же ввоз автомобильных запчастей. В Норвегию хлынул поток старых автомобилей из соседней Швеции, Коль-Ларссен уже подумывает о продаже готовых кузовов частникам, которые хотели бы заменить устаревшие кузовные панели на современный стеклопластиковый кузов типа купе с посадочной формулой 2+2, или постройку собственного автомобиля из ввезённых агрегатов, однако в начале января 1956 года норвежское правительство запретило постройку из деталей или перестройку автомобилей без специального разрешения министерства транспорта.
После такого запрета норвежец обращается к немцам — Эрлингу Фьюгштаду и Бруно Фальху, которые были авиационными конструкторами, что бы те помогли ему сконструировать автомобиль под уже имеющийся кузов, когда немцы прибыли в Норвегию Пер Коль-Ларссен начинает вести договоры с министром торговли о разрешении на производство 500 автомобилей, министерство долго думало и в итоге выдали разрешение на постройку 15 автомобилей. В итоге фирма Troll Plastik & Bilindustri, которую уже основал Пер приобретает здание бывшего сервиса в Камбо, однако вскоре они вынуждены были покинуть это место, но в тут на счастье муниципалитет Лунда, одного из городков фюльке (губернии) Телемарк объявило в крупных газетах, о том, что хотели бы развивать промышленность в своём лесном и сельскохозяйственном крае, поэтому будут рады любому предприятию. Коль-Ларссен увидел это объявление и сразу связался с мэрией, те пообещали кредит в 25 000 норвежских крон, со сроком выплаты в 2 года, а та же предоставили помещения для проектирования будущего автомобиля и обеспечили жильём семьи Коль-Ларссена, Фьюгштада и Фальха.
Автомобиль решили оснастить с увеличенной на 15см в базе шасси от Gutbrod Superior, которые прекратили производить два года назад, силовую установку решили так же установить от этой машины, при этом не карбюраторной, привычной версией, а с непосредственным впрыском топлива, кузов машины так же доработали, сделав более крупную зону остекления (стёкла были заимствованы от немецкого Ford Taunus), т.к. данная машина была очень легка, то она была способна развивать скорость до 130км/ч, что было на 15км/ч больше нежели у Gutbrod Superior Luxus 700 с аналогичным мотором. Первый прототип был готов уже в октябре 1956, правда это больше был макет, т.к. самостоятельно машина еще не могла. Как и фирму автомобиль назвали Троллем, в честь главного персонажа норвежских сказок и заодно негласного символа Норвегии.

Норвежская и западная пресса была в восторге от этого автомобиля и постоянно сравнивала новинку с продукцией фирм Porsche и Saab, причём репортёры были так настырны, что пришлось закрывать двери на замок, а окна заставлять листами, что бы журналисты не мешали работать. В ноябре автомобиль был показан в Осло, но и тогда машина еще не была на ходу, наконец техническую проблему решили в декабре, а уже в январе 1957 года Пер Коль-Ларссен приехал своим ходом из Лунда в Осло, к зданию парламента на машине в знак протеста, т.к. государство никак не поддерживало его начинания.

В мае 1957 года был построен первый автомобиль для клиента, что не удивительно владельцем автомобиля стала молодёжь, а конкретного владельца у машины не было, т.к. машину купило Сообщество Студентов Норвегии, которое выиграло деньги в лотерею, следующими покупателями стали Красный Крест Норвегии а так же общество взаимопомощи — Norsk Folkehjelp, следующим обладателем машины стал местный маляр, который получил машину в качестве компенсации за свою работу над тремя другими машинами.
По мере того как автомобили находили своих покупателей компаньоны понимают, что что бы предприятие существовало и дальше надо расширить производство автомобилей до уровня в 2000 автомобилей в год, при этом автомобили планировалось оснащать 3х цилиндровыми 33 сильными моторами фирмы SAAB. Начинается поиск заинтересованных в продаже этого авто лиц за рубежом, и такие находятся в соседних Дании, Финляндии и более отдалённых Германии и Бельгии. Теперь осталось только найти деньги на расширение своих мощностей, начинаются переговоры с норвежским фондом развития о предоставлении бОльших помещений, возможно в других регионах страны, находятся и спонсоры, но которые согласны инвестировать в предприятие и покупку оборудования в том случае, если государство будет на стороне фирмы.
Однако государственные мужи решили не поддерживать местного производителя автомобилей, дело в том, что Норвегия не была тогда нефтяной державой, и жило за счёт рыбной муки и рыбы, которую в больших объёмах поставляло Советскому Союзу и Восточному Блогу, однако Норвегия взамен получала не живые деньги, а продукцию этих стран, в том числе и автомобили. Поэтому решив, что если они позволят выпускать тысячи автомобилей у себя в стране, при том, что цена на машины была равноценна таковой на доступный и массовый VW Käfer, то спроса на более дорогие ГАЗ, МЗМА и прочие автомобили из ком.стран не будет.
В итоге в начале 1958 года Коль-Ларссен, Фьюгштад и Фальх прекратили производство автомобилей, т.к. подошёл срок оплаты кредита, так же они должны были выплатить налог за две проданные машины, в итоге всё имелось в наличии у фирмы Troll Plastik & Bilindustri было выставлено на аукцион, в том числе и готовые 10 кузов, которые не удалось довести до стадии автомобиля. Оборудование и полуфабрикаты выкупила судоходная компания из города Драммен, которая в свою очередь перепродала их частнику по имени Харальд Аспхейм, который начал собирать из имеющихся запчастей еще один автомобиль, правда немного изменив конструкцию кузова, так на его машине двери открывались по ходу движения, а не против как на оригинальных автомобилях, так же сама длина автомобиля увеличилась на 18см, а салон стал 4х местным. В итоге вместе с прототипом было построено 6 автомобилей, а что стало с остальными кузовами к сожалению не известно.

Что касаемо авторов проекта, к сожалению все кто работал над проектом, кроме одного человека, который работал в другом помещении умерли от одной и той же болезни — рака лёгких, люди работали с вредными химикатами без респираторов, в итоге за свою идею они поплатились жизнью. Автомобилям повезло больше, из пяти выехавших за ворота фабрики сегодня живы и здоровы четыре автомобиля, плюс тот, что был построен в 1961м году вне территории фабрики.


