На аукцион выставлен Mercedes Benz 320, который мог принадлежать убитому рейхспротектору Богемии и Моравии. Всего в 1937-38 гг. было произведено 43 экземпляра Mercedes Benz 320 Cabriolet B в кузове W142, отличающегося от стандартного Cabriolet A наличием второго ряда сидений сзади и дополнительной пары боковых окон.
Невероятно, но даже среди такого небольшого числа машин нашлось несколько с идентичными повреждениями и теперь претендующих на звание автомобиля Гейдриха.
Один из самых известных деятелей нацистского режима, шеф Главного управления РСХА обергруппенфюрер СС Рейнхард Гейдрих вошел в историю как архитектор «окончательного решения еврейского вопроса» - массового убийства еврейского населения Европы. С осени 1941 года он также исполнял функции имперского рейхспротектора Богемии и Моравии – бывшей Чехии.
27 мая 1942 года на одной из улиц Праги чешские бойцы Сопротивления устроили покушение на Гейдриха. Их задача облегчалась тем, что рейхспротектор ездил без охраны в открытой незащищенной машине – том самом Mercedes Benz 320 Cabriolet B. Хотя с учетом своего высокого положения, должен был передвигаться на гораздо более статусном, крупном и бронированном Mercedes Benz 770.
После взрыва бомбы, которая повредила правую часть кузова кабриолета, Рейнхард Гейдрих был тяжело ранен, доставлен в госпиталь и прооперирован, однако скончался на следующий день. А далее началась эпопея с его последним автомобилем.
Разумеется, в годы войны судьба 320-го «Мерседеса» мало кого волновала – после проведенного ремонта кабриолет пользовали другие немецкие бонзы. Начиная с 1960-х, аналогичный Cabriolet B черного цвета демонстрировался на нескольких выставках – в Праге, Берлине и Братиславе (на фото ниже).
Нынешний владелец «Мерседеса» - Национальный технический музей Праги, утверждал, что именно в этой машине рейхспротектор находился в тот памятный майский день 1942-го. Автомобиль даже успел сняться в кинокартине о прогремевшем на весь мир покушении.
Однако в 2009 году предприниматель из города Градец Кралове Владимир Мацек обнаружил в сарае голубой «Мерседес», принадлежавший, как предполагает хозяин машины, а вместе с ним и ряд историков, Рейнхарду Гейдриху. В качестве доказательства гипотезы Мацек указал странные повреждения крыла и кузова у правого заднего колеса автомобиля:
Увы, но несколько лет изучения автомобиля специалистами не позволили сделать однозначного вывода в ту или иную сторону. Выявить всю цепочку прежних владельцев старой машины не представляется возможным, следовательно, не у кого выяснить причины и обстоятельства замены тех или иных частей.
настоящее время исторический раритет для удобства работы экспертов разобран на части. Реставрация машины уже обошлась пану Мацеку более чем в миллион крон (около $40 тыс.). Однако коллекционер обещает, что после окончания экспертизы «Мерседес» выедет из его мастерской в своем первозданном виде, «как новенький», после чего будет бесплатно передан в один из чешских музеев.
Третий кандидат на звание машины знаменитого нациста находится в Дании – он тоже был случайно найден в амбаре в неприглядном виде, отреставрирован и теперь тоже выглядит «как новенький»:
Грех такой не продать и, хотя его цена сейчас торгуется на площадке Campen Auktioner в районе полутора миллионов датских крон (€211 тыс.), его владелец рассчитывает выручить за раритет сумму никак не меньше миллиона евро.
Сложность поисков истины заключается в том, что в гараже рейхспротектора было как минимум два одинаковых Mercedes Benz 320 Cabriolet B. Кроме того, при восстановлении поврежденного в результате теракта автомобиля могли быть использованы чужие детали. Поэтому сейчас практически невозможно установить, кому конкретно принадлежит тот самый Mercedes Benz Гейдриха.