На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КЛУБНЫЙ ГАРАЖ

220 подписчиков

КРУПП (KRUPP) Эссен/Мюльхаузен/Бамберг/Вильгельмсхафен Германия 1908

Знак крупп.jpg, 27.22 KB, Просмотрено 4854 раз(а)Крупп L2H143 (Kfz.21), 6x6, 1940 г..jpg, 202.48 KB, Просмотрено 4854 раз(а)

Автомобильное производство всегда играло второстепенную роль в деятельности некогда крупнейшего германского сталелитейного и машиностроительного концерна, основанного Фридрихом Круппом (Friedrich Krupp) в 1811 г. в Эссене. Начало деятельности в области военной автотехники относится к 1908 г., когда "Крупп" совместно с фирмой "Даймлер" (Daimler) приступил к разработке полноприводных машин "Крупп-Даймлер" (KD) 4x4 с карданным приводом неразрезных ведущих мостов.
Через год начался выпуск броневиков и шасси с двигателями "Даймлер" мощностью 52–70 л.с., служивших для установки зенитных пулеметов и 77-мм пушек "Круп
п", перевозки боеприпасов и 10 человек боевого расчета. С началом Первой мировой войны основным в этой гамме стало шасси Kw.19 с 4-цилиндровым мотором (9,9 л, 80 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач, задним блокируемым дифференциалом, передней барабанной лебедкой и стальными колесами с литыми шинами. Наибольшую известность получили короткобазные самоходные лафеты и тягачи KD-I со 100-сильным мотором и деревянными 1,5-метровыми задними колесами с высокими стальными грунтозацепами. В 1917–18 гг. их построили 855 экземпляров. В середине 30-х гг. на реконструированных шасси KD-I собирались бронеавтомобили Sd.Kfz.3 с экипажем из 6 человек. 
Крупп L2H143 (Sd.Kfz.247), 6x6, 1937 г..jpg, 17.64 KB, Просмотрено 4854 раз(а)Крупп L2H143 (Kfz.70), 6x6, 1942 г..jpg, 15.33 KB, Просмотрено 4854 раз(а)Крупп FKL, 6x6, 1986 г..jpg, 22.4 KB, Просмотрено 4854 раз(а)

Версальский мирный договор надолго прервал выпуск военной техники на заводах Круппа. Несмотря на образование в 1920 г. в Эссене отделения по выпуску коммерческих автомобилей, разработка 3-тонных армейских грузовиков серии L3H (6x6) началась лишь в начале 30-х гг. на эльзасском военном заводе в Мюльхаузене. Приход к власти Гитлера, чему в немалой степени способствовали владельцы "Круппа", позволил получить крупный заказ на многоцелевые 1-тонные автомобили-тягачи с колесной формулой 6x6, которые известны под прозвищами "артиллерийский передок" (Krupp-Protze) или "носатый" (Schnauzer).
В 1934 г. начался выпуск первой серии L2H43, а в 1937–42 гг. собирался самый известный военный автомобиль марки "Крупп" — L2H143, конструкция которого считается одной из наиболее оригинальных в своем классе. Внешне машины выделялись коротким покатым капотом с узкой решеткой облицовки, под которым располагался горизонтальный 4-цилиндровый оппозитный бензиновый 3,3-литровый двигатель "Крупп М304" воздушного охлаждения с вентилятором, укрепленным на оси коленчатого вала. Вторым оригинальным элементом была задняя независимая пружинная подвеска. Несмотря на сложность конструкции, она оказалась довольно компактной и обеспечивала хорошую приспособляемость колес к профилю пути, позволив отказаться от привода передних колес. Главным отличием моделей L2H43 и L2H143 была мощность двигателя — 55 и 60 л.с. соответственно, а внешне они различались расстоянием между передним и средним мостом (2470 и 2445 мм) и базой задних колес (860 и 910 мм). Наиболее распространенные артиллерийские тягачи Kfz.69 снабжались открытыми 4-местными кузовами с двумя 2-местными сиденьями, обращенными спинками друг к другу, между которыми располагались зарядные ящики. Имелись также варианты Kfz.70 с бортовыми кузовами и пулеметом, фургоны разного назначения (Kfz.19, Kfz.72 и др.), штабные автомобили Kfz.21 с цельнометаллическим 4-дверным кузовом, шасси для прожекторов и зенитных пушек (Kfz.74 и Kfz.81) и др. Машины имели полную массу до 3,75 т, могли буксировать 1-тонный прицеп, на шоссе развивали скорость 70 км/ч. В 1937–38 гг. на базе L2H143 построили 20 пулеметных бронеавтомобилей Sd.Kfz.247 с двигателями мощностью 60 и 70 л.с., а в общей сложности было изготовлено около 7 тыс. машин серии L2H. 

Менее известные 3-тонные армейские грузовики L3H63 и L3H163 (6x6), выпущенные в 1931–38 гг. в количестве 2 тыс. единиц, имели классическую конструкцию и комплектовались 6-цилиндровыми бензиновыми двигателями водяного охлаждения мощностью 90 и 110 л.с. соответственно. В Вермахт поступали также стандартные 3,5-тонные машины L3,5 и 6,5-тонные LD6,5 со 125-сильным дизелем. Уникальной конструкцией было 150-сильное шасси 10x0, построенное в 1931 г. по проекту авиаконструктора Антона Флеттнера (Anton Flettner), которое предполагалось использовать для сверхтяжелых бронемашин. В 1937–40 гг. "Крупп" выпустил также 700 стандартизованных 2,5-тонных грузовиков "АйнхайтсДизель" (Einheits-Diesel) 6x6, а в 1944 г. построил уникальный бронированный 130-тонный самоходный минный трал с широкими стальными катками диаметром 2,7 м. На заводе в Мюльхаузене собирали 12-тонные полугусеничные транспортеры серии Sd.Kfz.8, а в Магдебурге — танки и самоходные орудия. 

Огромный вклад "Круппа" в вооружение фашистской Германии привел в конце войны к практически полному разрушению его предприятий, а сам концерн по решению Ялтинской и Потсдамской конференций подлежал ликвидации. Для его сохранения производство автомобилей было перенесено в баварский город Бамберг, где до 1954 г. их собирали под нейтральной маркой "Зюдверке" (Sudwerke). В 1953 г. там начался выпуск принципиально новых грузовиков "Драхе" (Drache) с 4-цилиндровыми двухтактными дизельными двигателями и характерным коротким тупым "носом" с плоской передней панелью. В 1955 г. 7,7-тонная модель "Драхе AL8 Dr4" (4x4) со 150-сильным мотором была выставлена на конкурс по созданию новых армейских машин и впоследствии в небольших количествах поставлялась в американские подразделения в Германии и в Бундесвер. 

В последующее время автомобильное отделение "Круппа" полностью переключилось на выпуск гражданских грузовиков, но к середине 60-х гг. уже не смогло противостоять усилившейся конкуренции. Оно приняло участие в программах создания перспективных армейских грузовиков и бронетранспортеров с колесными формулами 4x4, 6x6 и 8x8, изготовив в 1968 г. первые прототипы. В том же году предприятие в Эссене перешло к концерну "ДаймлерБенц" (Daimler-Benz), однако выпуском военной автотехники продолжали заниматься другие предприятия концерна "Крупп". Эпицентр ее производства переместился на завод "Крупп Индустриеверке" (Krupp Industriewerke) в Вильгельмсхафене, где с конца 50-х гг. выпускали различные краны. В 1971 г. там началась разработка семейства высокомобильных инженерных и ремонтно-эвакуационных гидрокранов с телескопической стрелой, но впоследствии все работы свелись к двум моделям FKL и FKM (6x6) грузоподъемностью 10 и 20 т. Их прототипы были изготовлены в 1977–79 гг., а в 1980 г. фирма получила заказ на 1477 машин, поступавших затем в вооруженные силы стран НАТО. Интересными конструктивными особенностями кранов были заднее расположение 320-сильного дизельного двигателя "Дойц" (Deutz) V8 воздушного охлаждения, автоматическая коробка передач ЦФ (ZF), два сближенных передних управляемых моста, независимая гидропневматическая подвеска и переднее расположение поворотной платформы крана с кабиной оператора, одновременно служившей и для управления машиной в движении. Отделение "Крупп Фёрдертехник" (Krupp Fordertechnik) в Эссене изготовляет тяжелые мостоукладчики "Легуан" (Leguan) для наведения 26-метровых мостов грузоподъемностью 60 т. Они монтируются на тактические грузовики МАН (MAN) 8x8 и носят марку "Крупп-МАН". 

наверх