На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КЛУБНЫЙ ГАРАЖ

220 подписчиков

Армейские олдтаймеры. Studebaker M29 “Weasel”.

Photobucket


У нас в стране фирма Studebaker больше известна своими грузовиками, но эта фирма выпускала не только полноприводные грузовики. Самым интересным образцом армейской техники, выпускавшейся фирмой, стал транспортер M29 “Weasel”.


Идея разработки транспортера принадлежит британскому инженеру Джеффри Пайку. Толчком для разработки проекта стала неудачная операция британских войск в Норвегии. По результатам операции стало ясно, что у британской армии нет подходящей техники для действий в условиях сильного бездорожья, глубокого снега и болот. А так как всем было понятно, что британской армии придется высаживаться в Норвегии еще раз, то требовалось обеспечить армию подходящей техникой. У Пайка был готов проект бронированного гусеничного снегохода, он был одобрен высшими армейскими чинами, но предприятия Британии были перегружены армейскими заказами и никто не брался за реализацию этого проекта.

Пришлось Пайку отправиться в США и предложить свой проект своего транспортера фирме Studebaker. Проект вызвал живой интерес как у руководства фирмы, так и у американских военных. Совместно с инженерами Studebaker Пайк построил несколько опытных образцов. Они получили обозначение Т15.

Транспортер представлял по сути небронированый, от бронированного корпуса по ходу реализации проекта решено было отказаться, гусеничный транспортер, с простым коробчатым кузовом. На транспортере был установлен двигатель от Studebaker Model 6-170 “Champion” мощностью в 70 л.с. Двигатель располагался с права от водителя. Кузов транспортера был рассчитан на четырёх человек, включая водителя. Размеры машины были небольшие. Длинна - 3200 мм., ширина - 1524 мм.


Зимой 1943-44 года транспортер прошел полный цикл испытании. Он легко перевозил преодолевал рыхлый снег, грязь, заболоченную местность. Вскоре под наименованием M29 “Weasel”(Горностай) транспортер Пайка был принят на вооружение армии США.

Первые 2103 машины оснащались гусеницей с шириной трака в 380 мм, этого оказалось мало для уверенного движения по бездорожью, дальше транспортер выпускался с гусеницей ширина трака которой составляла 510 мм. Так же на транспортер предусматривалась установка различного вооружения, вплоть до 75-мм и 106-мм безоткатных орудий.

 


Много М29 попало в различные инженерные части.


Хоть транспортер и обладал определенной плавучестью, но пересекать крупные реки, а тем более высаживаться с десантных судов в море, он не мог. На базе основного транспортера был создан амфибийная модификация. Спереди и с кормы к корпусу крепились поплавки, так же имелись кили для управления машиной на воде.


Такой вариант транспортера получил обозначение M29C “Water Weasel&rdquo. Часть этих машин была оснащена огнеметом.


На фронт “Weasel” попали только осенью 1944 года и какое-то время находились на вторых ролях. Грузов этот транспортер перевозил не много, а у армии США уже имелись и более мощные амфибии.


Звездным часом “Weasel” стала Арденнская операция, начатая немцами 16 ноября. Германские войска наступали вдоль дорог, вот тут и погордился небольшой, юркий транспортёр. M29 мог спокойно перемещаться по труднодоступной местности под самым носом немцев. “Weasel” доставляли боеприпасы войскам. А так же с помощью этих транспортеров собирали и вывозили раненых, которых американские войска героически отступая побросали в лесах.

 


После войны M29 “Weasel” в основном были отправлены на Аляску, где эксплуатировались до начала шестидесятых.


А вот водоплавающему собрату M29 “Weasel” пришлось повоевать подольше. В пятидесятые Франция вела боевые действия с партизанами в Индокитае. Быстро выяснилось, что обычные армейские грузовики мало подходят к тамошней местности. Большое количество рек, заболоченные участки местности, рисовые поля - всё это требовало амфибийной техники. Французы все амфибии имевшиеся у них в наличии, и отправили в Индокитай. В их число попали и несколько M29C "Water Weasel". Эти машины эксплуатировались вплоть до ухода французов из Индокитая.

По началу "Water Weasel" использовали в безоружном варианте. Но быстро выяснилось, что такие машины очень уязвимы.


Поэтому транспортеры вооружили 7,62-мм и 12,7-мм пулеметами и свели в одну группу под обозначением 1 GEA.

 


Кроме армии США M29 “Weasel” стояли на вооружении канадской и британской армии.


Есть сведения, что “Weasel” постановлялись по Ленд-Лизу в СССР. Но фоток подтверждающих это найти не удалось.

 

M29C "Water Weasel"

 

Картина дня

наверх