Сегодня расскажем про марку, которая прославилась не столько своими машинами, хотя последние модели относятся теперь к классике автомобилестроения, сколько благодаря красноречию создателя фирмы, который по сути дал толчок в развитии автомобильной рекламы, как таковой.
Эдвард "Нед" Джордан родился в 1882м году в семье, где кроме него было еще пять девочек. Когда Эдвард подрос он поступил в университет Висконсин-Мэдиссона, окончив университет он стал работать спортивным обозревателем в журнале "Милуоки Джорнал". В возрасте 20 лет он женился на Шарлотте Ханнас, и вместе они переехали в Кливленд, где Нед снова устроился в прессу, после Кливленда пара осела в Дейтоне, где находилась компания National Cash Register Corporation, которая выпускала кассовые аппараты. Там он и получил главный урок в бизнесе, Джон Патерсон твердил: "Убедить покупателя мало — это лишь полдела, надо еще уговорить и его жену".
В 1906м году семья переезжает в город Кеноши, пока Нед пытался найти работу в этом городе его жена Лотти сама подыскала ему место, дело в том, что семья Шарлотты была старым производителем детской мебели и имели связи во многих городах, воспользовавшись связями, было предложено работать в компании Thomas B. Jeffery Company на должности менеджера по сбыту и рекламе компании. Томас Джеффри выпускал автомобили марки Rambler, многие может слышали такое название, про саму марку можно писать главами, потому как сегодня это часть фирмы Chrysler, и про все переплетения я боюсь пока что браться, но обязательно как нибудь напишу.

В конце 1909 года умирает президент компании, и у руля фирмы становится его сын Чарльз Джеффри.
В 1914м году Чарльз решает переименовать выпускаемые автомобили в Jefferey, в память о своём отце. Весной 1915 года Джеффри отправился развеяться в Англию, он сел на "Лузитанию", который должен был его доставить до Ливерпуля, однако по пути на место назначение корабль был торпедирован немецкой подводной лодкой U-20, во время затопления погибло почти 1200 человек, спасся 761 пассажир, среди которых был и Чарльз Джеффри, по иронии судьбы его жена подарила ему в шутку личный спасательный круг, который и спас ему жизнь. После спасения Чарльз сильно изменился и переосмыслил ценности жизни, и в 1916м году он решает продать автомобильное предприятие, на которое уже нашёлся покупатель — Чарльз Нэш, который переименовывает компанию в Nash Motors, он предложил многим сотрудникам завода остаться на прежних местах, однако Нед Джордан решает уйти в свободное плавание.

У Неда уже имеется план действий, он решает самостоятельно производить автомобили, тем более он знал кухню изнутри, не смотря на то, что лично не принимал участия в их конструировании. Он решает пойти по пути сборки автомобилей из готовых частей, которые поставляли бы производили оных, по такому пути тогда работало довольно много фирм, и я уже не раз о них писал. Единственное, чем хотел выделиться из общего потока Джордан — это красочностью своей продукции, он говорил, что в мире много серых и унылых автомобилей, которые нисколько не украшают жизнь, а есть люди которые умеют одеваться со вкусом, и им нужны такие стильные автомобили построенные со вкусом.
Воспользовавшись своими наработанными связями он быстро находит деньги на создание своего предприятия Jordan Motor Car Company, в апреле 1916 года он начинает строить завод в Кливленде, который находится в центре переплетения Ж/Д путей, т.к. запчасти должны доставляться именно по ж/д, плюс свою продукцию он тоже собирается сбывать при помощи железной дороги, таким образом отметаются лишние затраты на логистику.
Производство автомобилей началось в сентябре 1916, машины получившие название 60 Series по номинальной мощности мотора, сам мотор поставлялся фирмой Continental и имел объём в 5л при 6ти цилиндрах, другие компоненты поставляли Bosch — зажигание, Stromberg — карбюраторы, Bijur — стартеры, Timken — мосты, Marshall — сидения, Howke — колёса, и всё это в единое цело собирал конструктор Рассел Бегг. Первые модели имели кузова 6ти типов, начиная от двух местного родстера и кончая лимузином, кузова стала поставлять фирма Walker Body Company из Массачусетса.

За 1916 год успели реализовать 1788 экземепляров, что было не плохим стартом, правда машина расходилась не из-за каких-то выдающихся технических качеств, а благодаря рекламе, которая не была нудной, с перечислением технических характеристик автомобиля, а имела романтический налёт, типа: "звёздная ночь, и они втроём: он, она и автомобиль"; правда часто цензоры не пропускали такую рекламу, всё-таки времена другие были. Но продажи шли хороши и благодаря тому, что Нед использовал не традиционные цвета окраски своих автомобилей, в это время фирмы в большинстве своём окрашивали автомобили в чёрный цвет "Japan black", в том числе и Генри Форд, дело в том, что эта краска очень быстро высыхала, а что еще надо для массового производства. Джордан же предлагал автомобили колоров: "Apache Red", "Mercedes Red", "Savage Red", "Ocean Sand Gray", "Venetian Green", "Briarcliff Green", "Egyptian Bronze", "Liberty Blue" и "Chinese Blue", уже сами названия какие красивые, но самым экстравагантным был окрас "Submarine Gray", которым окрашивались 60 Series Sporting, кузов машины был серым, крыша цвета хаки, а колёса вообще оранжевыми.
В конце 1917 года машины переименовываются в J60 Series, а некоторые кузова начинают получать имена собственные, например Sport Marine — открытый автомобиль, который предназначался покупательницам, как раз по правилу "уговори купить жену". За этот год фирма реализует уже 5000 автомобилей.

Столько же продаётся в последующие годы, на 1919 модельный ряд автомобиль был переименован в F Series, в этот год появляется новый кузов родстер, который получает имя собственное Playboy, самое известное творение фирмы, а известно оно благодаря рекламе. Нед Джордан писал в рекламе этого автомобиля: "В один прекрасный июньский день, когда предостаточно свободного времени прекрасная девушка и прекрасный юноша оставят наедине своих друзей и будут гулять вдвоём, дайте им Jordan Playboy, синего неба над головой, зелёной травы, мелькающей по сторонам и тысячи миль бескрайних дорог".

В 1920м году появляются автомобили с уменьшенной в базе рамой, и двигателем меньшего объёма — 3.7 и мощностью в 56л/с, эти машины получают индекс M Series, более крупная модель F Series в этом году получает новый кузов купе Friendly Three Сoupe, который рекламируется как двух местный купе, но если в машине поедут друзья, то он превратиться в 3х местный, видимо считая, что в тесноте да не в обиде должны путешествовать друзья. На новый сезон машину младшей серии переработали, заменив 3.7л мотор на 4х литровый, мощностью в 60 сил. В 1923м году 4х литровый мотор устанавливают на шасси, которое на 10см длиннее шасси модели МХ, такая машина получает индекс H Series, в июне же этого года появляется самая знаменитая реклама написанная Недом Джорданом.
""Где-то западнее Ларами есть девушка — укротительница мустангов. Она знает, о ком я сейчас говорю. Она вам скажет, что происходит между молнией и местом, куда она попадает, и как одиннадцать сотен фунтов стали могут вдруг стать выше, шире и мускулистее… Так вот, Playboy создан именно для нее. Создан для возлюбленной, чье лицо стало бронзовым от солнца, когда дни были отданы веселью, играм и скачкам. Она ведь любит диких, но прирученных. И у Playboy тоже есть особый вкус — смех, музыка, свет, намек на старую любовь, седло и хлыст…
Начните и вы в реальной жизни жить с духом той стройной девушки, которая скачет в красном горизонте сумерок Вайоминга"
Такую рекламу заставил его написать один случай, он как-то ехал на дрезине со своим приятелем юристом на поезде по пустынной местности в штате Вайонминг, когда вдруг откуда-то взялась девушка на мустанге, которая скакала на мустанге, который не хотел отставать от этого поезда, этакий поединок живой и механической силы. Тогда Джордан спросил своего спутника, где они находятся, на что тот с ленцой ответил: "Ай, где-то к западу от Ларами".

В 1924м году появляются модели H Series, K Series и L Series, которые имеют одинаковый 4х литровый 6ти цилиндровый двигатель, но отличаются они разными типами кузовов, среди них есть туринг Blueboy, с названием которое появилось годом ранее. В 1925м году к этим моделям добавляется флагман с 8ми цилиндровым 4.4л мотором мощностью в 74л/с., который получает название A Series.
В 1926м году фирма Джордана начинает выпускать цельнометаллические кузова для своих автомобилей, на целых 8 лет раньше фирмы Chrysler и на 10 лет раньше Buick, дело в том что Walker Body Company вышла из игры и теперь кузова стала строить фирма Murray. С этого момента фирма предлагает только 8ми цилиндровые автомобили двух серий, которые отличаются длиной базы: та что покороче J Series Line Eight и с базой на 20см длиннее — AA Series Great Line Eight. Младшая серия предлагалась только с двумя типами кузовов: седан и родсер (Playboy), в то время как более крупная машина имела четыре типа кузовов, в том числе и Blueboу; и объёмом мотора, первая оснащается 4х литровым 74ти сильным мотором, вторая имеет 4.4л 74ти сильный агрегат.

1926й год стал самым лучшим в истории фирмы, она сумела продать 11 000 экземпляров своих автомобилей, тем временем к 1927 году Джордан готовит автомобиль компактного класса, который однако был роскошным и соответственно стоил бы не дешево, особенно такие машины были популярны во Франции, однако американская публика не была готова к люкс-компактам и машины просто перестали пользоваться спросом, продажи упали до отметки в 6200 машин. R Series Little Custom оснастили 6ти цилиндровым 3.2л мотором, и снова один из кузовов получил имя собственное — кабриолет назвали Tomboy, что означает девчонка-задира, т.е. опять выделена целевая ниша для этой машины — женщины.

Между тем неудача сильно ударяет по финансовой составляющей фирмы, что бы спасти ситуацию Джордан и его жена, которые имеют приличные запасы личных денег начинают вместо вливания финансов в фирму распродавать активы фирмы, в итоге хоть супруги и остаются в совете директоров у руля фирмы встаёт бывший исполнительный директор фирмы Peerless — Эдвард Вер Линден, однако он не смог исправить ситуацию и осенью 1928 года его сменяет бывший крайслеровец — Джон Макардл. Под его руководством появляется другая шестицилиндровая модель — Cross Country 6 Series, которая увеличена в размерах и имеет 3.5л 61 сильный мотор под капотом. Вместе с тем из производственной программы пропала модель с 4.4л мотором, остался только 4х литровый вариант, который в 1928м году назывался JJ Series и на следующий год JE Series.
К 1930м году брак Джордана распался, не выдержав экономических потрясений, отношение Джордана с уже взрослыми детьми стали напряжёнными, фирма же наоборот сумела реорганизоваться и выпустить новые модели: 70 Series c новым 4х литровым 8ми цилиндровым мотором, который выдавал 80л/с, такой же мотор получила и 80 Series, которая отличалась от 70 типами кузовов, модель 90 Series получила шасси большего размера и главное старую 4.4л 8ку, которая выдавала всего 85л/с

А завершала программу красивая машина Z Speedway с 5.3л мотором мощностью 114л/с, база машины была 3.78м, что было на 51см больше, чем у 90й серии. Машина в отличие от предыдущих моделей получила 4х ступенчатую трансмиссию, приборка автомобиля была выполнена в авиационном стиле и даже имела альтиметр. Это была очень дорогая машина, её цена равнялась 5000 долларам, в то время как Ford A Deluxe можно было купить за 450 баксов. Естественно такая цена не могла способствовать успешной реализации такой машины, поэтому в апреле 1931 года фирма объявила о своей не состоятельности и прекратила свою жизнедеятельность.

После того как фирма прекратила свою деятельность Нед не проявлял больше интереса к автомобилестроению, он удалился на острова в Карибском бассейне, где сдружился с зелёным змеем. . однако через 4 года он взял себя в руки, прекратил пить, женился на другой девушке и начал работать в фирме McArthur Corporation, которая выпускала компоненты для самолётов, после войны Нед Джордан стал работать в рекламном отделении этой фирмы (McArthur Advertising Corporation), в 1950м ему дали колонку в журнале Automotive News, которую он вёл, главным образом описывая истории американского автомобилестроения, до 1958 года, пока не покинул этот бренный мир, оставив за собой революцию в рекламном деле и 43000 выпущенных автомобиля.