На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КЛУБНЫЙ ГАРАЖ

220 подписчиков

Забытые имена. Jordan.

Сегодня расскажем про марку, которая прославилась не столько своими машинами, хотя последние модели относятся теперь к классике автомобилестроения, сколько благодаря красноречию создателя фирмы, который по сути дал толчок в развитии автомобильной рекламы, как таковой.

 

Эдвард "Нед" Джордан родился в 1882м году в семье, где кроме него было еще пять девочек.

Когда Эдвард подрос он поступил в университет Висконсин-Мэдиссона, окончив университет он стал работать спортивным обозревателем в журнале "Милуоки Джорнал". В возрасте 20 лет он женился на Шарлотте Ханнас, и вместе они переехали в Кливленд, где Нед снова устроился в прессу, после Кливленда пара осела в Дейтоне, где находилась компания National Cash Register Corporation, которая выпускала кассовые аппараты. Там он и получил главный урок в бизнесе, Джон Патерсон твердил: "Убедить покупателя мало — это лишь полдела, надо еще уговорить и его жену".

В 1906м году семья переезжает в город Кеноши, пока Нед пытался найти работу в этом городе его жена Лотти сама подыскала ему место, дело в том, что семья Шарлотты была старым производителем детской мебели и имели связи во многих городах, воспользовавшись связями, было предложено работать в компании Thomas B. Jeffery Company на должности менеджера по сбыту и рекламе компании. Томас Джеффри выпускал автомобили марки Rambler, многие может слышали такое название, про саму марку можно писать главами, потому как сегодня это часть фирмы Chrysler, и про все переплетения я боюсь пока что браться, но обязательно как нибудь напишу.


Rambler Model H Touring


В конце 1909 года умирает президент компании, и у руля фирмы становится его сын Чарльз Джеффри.

В 1914м году Чарльз решает переименовать выпускаемые автомобили в Jefferey, в память о своём отце. Весной 1915 года Джеффри отправился развеяться в Англию, он сел на "Лузитанию", который должен был его доставить до Ливерпуля, однако по пути на место назначение корабль был торпедирован немецкой подводной лодкой U-20, во время затопления погибло почти 1200 человек, спасся 761 пассажир, среди которых был и Чарльз Джеффри, по иронии судьбы его жена подарила ему в шутку личный спасательный круг, который и спас ему жизнь. После спасения Чарльз сильно изменился и переосмыслил ценности жизни, и в 1916м году он решает продать автомобильное предприятие, на которое уже нашёлся покупатель — Чарльз Нэш, который переименовывает компанию в Nash Motors, он предложил многим сотрудникам завода остаться на прежних местах, однако Нед Джордан решает уйти в свободное плавание.


Jefferey Four Tourer


У Неда уже имеется план действий, он решает самостоятельно производить автомобили, тем более он знал кухню изнутри, не смотря на то, что лично не принимал участия в их конструировании. Он решает пойти по пути сборки автомобилей из готовых частей, которые поставляли бы производили оных, по такому пути тогда работало довольно много фирм, и я уже не раз о них писал. Единственное, чем хотел выделиться из общего потока Джордан — это красочностью своей продукции, он говорил, что в мире много серых и унылых автомобилей, которые нисколько не украшают жизнь, а есть люди которые умеют одеваться со вкусом, и им нужны такие стильные автомобили построенные со вкусом.

 

Воспользовавшись своими наработанными связями он быстро находит деньги на создание своего предприятия Jordan Motor Car Company, в апреле 1916 года он начинает строить завод в Кливленде, который находится в центре переплетения Ж/Д путей, т.к. запчасти должны доставляться именно по ж/д, плюс свою продукцию он тоже собирается сбывать при помощи железной дороги, таким образом отметаются лишние затраты на логистику.

Производство автомобилей началось в сентябре 1916, машины получившие название 60 Series по номинальной мощности мотора, сам мотор поставлялся фирмой Continental и имел объём в 5л при 6ти цилиндрах, другие компоненты поставляли Bosch — зажигание, Stromberg — карбюраторы, Bijur — стартеры, Timken — мосты, Marshall — сидения, Howke — колёса, и всё это в единое цело собирал конструктор Рассел Бегг. Первые модели имели кузова 6ти типов, начиная от двух местного родстера и кончая лимузином, кузова стала поставлять фирма Walker Body Company из Массачусетса.


Jordan 60 Series Roadster (самый старый авто этой марки, который сохранился. 1917 года выпуска)


За 1916 год успели реализовать 1788 экземепляров, что было не плохим стартом, правда машина расходилась не из-за каких-то выдающихся технических качеств, а благодаря рекламе, которая не была нудной, с перечислением технических характеристик автомобиля, а имела романтический налёт, типа: "звёздная ночь, и они втроём: он, она и автомобиль"; правда часто цензоры не пропускали такую рекламу, всё-таки времена другие были. Но продажи шли хороши и благодаря тому, что Нед использовал не традиционные цвета окраски своих автомобилей, в это время фирмы в большинстве своём окрашивали автомобили в чёрный цвет "Japan black", в том числе и Генри Форд, дело в том, что эта краска очень быстро высыхала, а что еще надо для массового производства. Джордан же предлагал автомобили колоров: "Apache Red", "Mercedes Red", "Savage Red", "Ocean Sand Gray", "Venetian Green", "Briarcliff Green", "Egyptian Bronze", "Liberty Blue" и "Chinese Blue", уже сами названия какие красивые, но самым экстравагантным был окрас "Submarine Gray", которым окрашивались 60 Series Sporting, кузов машины был серым, крыша цвета хаки, а колёса вообще оранжевыми.

 

В конце 1917 года машины переименовываются в J60 Series, а некоторые кузова начинают получать имена собственные, например Sport Marine — открытый автомобиль, который предназначался покупательницам, как раз по правилу "уговори купить жену". За этот год фирма реализует уже 5000 автомобилей.


Jordan J60 Series Sport Marine


Столько же продаётся в последующие годы, на 1919 модельный ряд автомобиль был переименован в F Series, в этот год появляется новый кузов родстер, который получает имя собственное Playboy, самое известное творение фирмы, а известно оно благодаря рекламе. Нед Джордан писал в рекламе этого автомобиля: "В один прекрасный июньский день, когда предостаточно свободного времени прекрасная девушка и прекрасный юноша оставят наедине своих друзей и будут гулять вдвоём, дайте им Jordan Playboy, синего неба над головой, зелёной травы, мелькающей по сторонам и тысячи миль бескрайних дорог".


Jordan F Series Playboy


В 1920м году появляются автомобили с уменьшенной в базе рамой, и двигателем меньшего объёма — 3.7 и мощностью в 56л/с, эти машины получают индекс M Series, более крупная модель F Series в этом году получает новый кузов купе Friendly Three Сoupe, который рекламируется как двух местный купе, но если в машине поедут друзья, то он превратиться в 3х местный, видимо считая, что в тесноте да не в обиде должны путешествовать друзья. На новый сезон машину младшей серии переработали, заменив 3.7л мотор на 4х литровый, мощностью в 60 сил. В 1923м году 4х литровый мотор устанавливают на шасси, которое на 10см длиннее шасси модели МХ, такая машина получает индекс H Series, в июне же этого года появляется самая знаменитая реклама написанная Недом Джорданом.

 

""Где-то западнее Ларами есть девушка — укротительница мустангов. Она знает, о ком я сейчас говорю. Она вам скажет, что происходит между молнией и местом, куда она попадает, и как одиннадцать сотен фунтов стали могут вдруг стать выше, шире и мускулистее… Так вот, Playboy создан именно для нее. Создан для возлюбленной, чье лицо стало бронзовым от солнца, когда дни были отданы веселью, играм и скачкам. Она ведь любит диких, но прирученных. И у Playboy тоже есть особый вкус — смех, музыка, свет, намек на старую любовь, седло и хлыст…
Начните и вы в реальной жизни жить с духом той стройной девушки, которая скачет в красном горизонте сумерок Вайоминга"

Такую рекламу заставил его написать один случай, он как-то ехал на дрезине со своим приятелем юристом на поезде по пустынной местности в штате Вайонминг, когда вдруг откуда-то взялась девушка на мустанге, которая скакала на мустанге, который не хотел отставать от этого поезда, этакий поединок живой и механической силы. Тогда Джордан спросил своего спутника, где они находятся, на что тот с ленцой ответил: "Ай, где-то к западу от Ларами".


Реклама сделавшей прорыв в рекламной жизни автопроизводителей


В 1924м году появляются модели H Series, K Series и L Series, которые имеют одинаковый 4х литровый 6ти цилиндровый двигатель, но отличаются они разными типами кузовов, среди них есть туринг Blueboy, с названием которое появилось годом ранее. В 1925м году к этим моделям добавляется флагман с 8ми цилиндровым 4.4л мотором мощностью в 74л/с., который получает название A Series.

 

В 1926м году фирма Джордана начинает выпускать цельнометаллические кузова для своих автомобилей, на целых 8 лет раньше фирмы Chrysler и на 10 лет раньше Buick, дело в том что Walker Body Company вышла из игры и теперь кузова стала строить фирма Murray. С этого момента фирма предлагает только 8ми цилиндровые автомобили двух серий, которые отличаются длиной базы: та что покороче J Series Line Eight и с базой на 20см длиннее — AA Series Great Line Eight. Младшая серия предлагалась только с двумя типами кузовов: седан и родсер (Playboy), в то время как более крупная машина имела четыре типа кузовов, в том числе и Blueboу; и объёмом мотора, первая оснащается 4х литровым 74ти сильным мотором, вторая имеет 4.4л 74ти сильный агрегат.


Jordan J Series Playboy


1926й год стал самым лучшим в истории фирмы, она сумела продать 11 000 экземпляров своих автомобилей, тем временем к 1927 году Джордан готовит автомобиль компактного класса, который однако был роскошным и соответственно стоил бы не дешево, особенно такие машины были популярны во Франции, однако американская публика не была готова к люкс-компактам и машины просто перестали пользоваться спросом, продажи упали до отметки в 6200 машин. R Series Little Custom оснастили 6ти цилиндровым 3.2л мотором, и снова один из кузовов получил имя собственное — кабриолет назвали Tomboy, что означает девчонка-задира, т.е. опять выделена целевая ниша для этой машины — женщины.


Jordan R Series Tomboy


Между тем неудача сильно ударяет по финансовой составляющей фирмы, что бы спасти ситуацию Джордан и его жена, которые имеют приличные запасы личных денег начинают вместо вливания финансов в фирму распродавать активы фирмы, в итоге хоть супруги и остаются в совете директоров у руля фирмы встаёт бывший исполнительный директор фирмы Peerless — Эдвард Вер Линден, однако он не смог исправить ситуацию и осенью 1928 года его сменяет бывший крайслеровец — Джон Макардл. Под его руководством появляется другая шестицилиндровая модель — Cross Country 6 Series, которая увеличена в размерах и имеет 3.5л 61 сильный мотор под капотом. Вместе с тем из производственной программы пропала модель с 4.4л мотором, остался только 4х литровый вариант, который в 1928м году назывался JJ Series и на следующий год JE Series.

 

К 1930м году брак Джордана распался, не выдержав экономических потрясений, отношение Джордана с уже взрослыми детьми стали напряжёнными, фирма же наоборот сумела реорганизоваться и выпустить новые модели: 70 Series c новым 4х литровым 8ми цилиндровым мотором, который выдавал 80л/с, такой же мотор получила и 80 Series, которая отличалась от 70 типами кузовов, модель 90 Series получила шасси большего размера и главное старую 4.4л 8ку, которая выдавала всего 85л/с


Jordan 90 Series Dual Cowl Phaeton


А завершала программу красивая машина Z Speedway с 5.3л мотором мощностью 114л/с, база машины была 3.78м, что было на 51см больше, чем у 90й серии. Машина в отличие от предыдущих моделей получила 4х ступенчатую трансмиссию, приборка автомобиля была выполнена в авиационном стиле и даже имела альтиметр. Это была очень дорогая машина, её цена равнялась 5000 долларам, в то время как Ford A Deluxe можно было купить за 450 баксов. Естественно такая цена не могла способствовать успешной реализации такой машины, поэтому в апреле 1931 года фирма объявила о своей не состоятельности и прекратила свою жизнедеятельность.


Jordan Z Speedway Ace Roadster


После того как фирма прекратила свою деятельность Нед не проявлял больше интереса к автомобилестроению, он удалился на острова в Карибском бассейне, где сдружился с зелёным змеем. . однако через 4 года он взял себя в руки, прекратил пить, женился на другой девушке и начал работать в фирме McArthur Corporation, которая выпускала компоненты для самолётов, после войны Нед Джордан стал работать в рекламном отделении этой фирмы (McArthur Advertising Corporation), в 1950м ему дали колонку в журнале Automotive News, которую он вёл, главным образом описывая истории американского автомобилестроения, до 1958 года, пока не покинул этот бренный мир, оставив за собой революцию в рекламном деле и 43000 выпущенных автомобиля.

Забытые имена. Глава 131. Jordan

наверх