На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КЛУБНЫЙ ГАРАЖ

220 подписчиков

Забытые имена. N.A.G.

Со словом НАГ у нас всплывает в памяти сказки Р. Киплинга, помню в Рики-Тики-Тави был такой антигерой в виде кобры, кстати Наг в индийских языках собственно и означает змей. Но в данном случае имя этой фирмы расшифровывается совсем по другому, и ничего общего не имеет ни с Индией, ни со змеями. .

Я думаю многие слышали или знают о немецкой фирме AEG (Allgemeine Elektricitäts-Gesellschaft), так вот основал эту фирму Эмиль Ратенау. Он родился в декабре 1838 года в семье обеспеченного немецкого еврея, получив хорошее образование в Германии он продолжил обучение в Англии. В 1865м году вернувшись в Германию он женился на дочери франкфуртского банкира — Матильде Нахман. В итоге получил немалое приданное, что бы начать свой бизнес, он стал производить портативные двигатели.

В 1873м году, когда его фирма была уже акционерным обществом его выперли из бизнеса, и он стал искать себя на новом поприще. . в 1881м году в Париже он познакомился с детищем Эдисона — эл.лампочкой. Через год он представлял интересы американца во всей Германии, основав Deutsche Edison-Gesellschaft. В 1887м году при помощи немецких банков и Вернера фон Сименса удалось выйти из под влияния Эдисона, так появилась фирма Allgemeine Elektricitäts-Gesellschaft. Однако вскоре Ратенау начинает конфронтацию с фон Сименсом и конкурировать с ним на рынке электрического оборудования, но в 1894м году господа помирились, не без помощи Вильгельма II и основали совместную фирму Telefunken-Gesellschaft.

В 1900м году Эмиль Ратенау начинает увлекаться автомобилями, ему приходит в голову идея строить и продавать машины. В декабре 1901 года фирма A.E.G. покупает компанию Allgemeine Automobil-Gesellschaft Berlin GmbH или сокращенно A.A.G. Эта фирма с 1898 года выпускает автомобиль модели Klingenberg. Машина была названа в честь немецкого профессора Георга Клингенберга (кстати в русскоязычных источниках указан почему-то А.Клингеберг)., который её и сконструировал. Это был заднемоторный одноцилиндровый автомобиль, который имел 2х ступенчатую коробку передач.

После покупки Вальтер Ратенау, сын Эмиля становится директором нового предприятия, которое он решил назвать Neue Automobil-Gesellschaft (Новое автомобильное предприятие), или N.A.G. Машина стала называться N.A.G. Klingenberg


N.A.G. Klingenberg


Эту машину выпускали до 1903 года, продав около 40 экземпляров, что интересно, до последнего времени единственный уцелевший экземпляр можно было увидеть в Московском политехническом музее, но сейчас машина находится в Германии, откуда и была вывезена в 1945м году.

 

Кстати про Вальтера Ратенау можно вообще целую книгу написать, он был не только директором NAG, AEG, но и был ярким немецким политиком-националистом, да, не смотря на то, что он был евреем он был ярым германофилом-националистом, именно по его совету во время первой мировой в Германию стали сгонять жителей Бельгии для принудительных работ на заводах Германии. Во время войны Ратенау был министром сырьевой промышленности Пруссии. После войны он стал министром иностранных дел, ну и в 1922м году его взорвали уже радикальные националисты-немцы.

Но вернёмся к автомобилям, в 1902м году N.A.G. покупает автомобильное отделение кузовостроительной фирмы Kühlstein Gesellschaft, которое называлось Kühlstein Wagenbau Gesellschaft. В этом отделе техническим директором был Йозеф Фольмер, в 1895м году работал в фирме из Гаггенау — Bergmann Industriewerke. Работая в этой фирме он построил автомобиль Orient Express, который оснащался 1 цилиндровым 2.7л мотором Бенца, и имел 10 рычагов управления, что делало этот автомобиль трудно управляемым.


Orient Express


В 1897м Фольмер пришёл в Kühlstein Wagenbau Gesellschaft, который находился в пригороде Берлина — Шарлоттенбурге. Эта фирма выпускала электромобили, а так же автомобили с ДВС, по лицензии французской фирмы Jeantaud.

 

После покупки N.A.G. шарлоттенбургской фирмы Йозеф Фольмер становиться главным инженером N.A.G. и под его руководством начинается разработка первых собственных автомобилей. В 1903м году появляются две модели Typ A 10PS и Typ B 20/24PS. Первый оснащается 2х цилиндровым 1.9л 10ти сильным мотором и карданным приводом, второй же — большой 4х цилиндровый автомобиль с мотором 5.2л и мощностью 24 силы, имел 4х ступенчатую коробку передач и цепной привод.


N.A.G. Typ B 20/24PS Phäeton


В октябре 1903 года один из директоров N.A.G. — Госси, одержал победу в гонках Trabrennbahn, которые проходили к западу от Берлина. Это послужило хорошей рекламой, и вскоре 250 автомобилей этой марки были заказаны таксофирмой Automobil Betriebs GmbH.

 

Кроме этих двух автомобилей Фольмер построил первый в мире грузовой автопоезд.


N.A.G. Durch-Lastzug


Так что развитие грузового и легкового транспорта велось параллельно.

 

В 1905м году в производстве была одна модель — Typ B2 40/45PS, это был 8литровый 4х цилиндровый 55 сильный автомобиль. В 1907м году один такой автомобиль был подарен жене Кайзера Пруссии — Августе Вильгельмине, которая стала преданной поклонницей этой марки, в то время как сам Кайзер предпочитал большие "Мерседесы".

В 1906м году Фольмер покинул компанию, начав работать в фирме Lloyd, кстати Фольмер будет позже одним из отцов стандартизации, и будет стоять у истоков DIN.

В 1907м году фирма выпускает новую модель уменьшенного объёма — Typ AC4 10/18 PS, под капотом которой прячется 2.6л двигатель. Тогда появляется первый электромибиль этой фирмы, который был создан по заказу постоянного клиента — таксофирмы A.B.G, так же стали выпускать двухэтажные омнибусы для берлинских омнибусных фирм Allgemeine Berliner Omnibus AG и Große Berliner Motor-Omnibus Gesellschaft.

В 1908м году началось производство малолитражной модели Typ N2 6/12PS, которая получила дополнительное название — Puck. Под капотом у Пука был 1.5л мотор мощностью 12л/с, коробка передач была 3х ступенчатой.


N.A.G. Typ N2 6/12PS Puck Double Phaeton


В это же время фирма обретает независимость от концерна А.Е.G, а с производства снимают 8ми литровую модель. Через год за ней последовала 2.6л машина. Пук оставался одним в производстве до 1911 года, пока ему на смену не пришла модернизированная модель. Машина получила индекс Typ K2 6/18PS Darling, под капотом у неё так же скрывался 1.5л мотор, правда уменьшенного объёма, а мощность составляла уже 18 сил.


N.A.G. Typ К2 6/18PS Darling Phaeton

 


такси 1912 года — N.A.G. Typ К2 6/18PS Darling Phaeton фото было сделано в Гельсингфорсе, ныне Хельсинки

 

Через год модельный ряд пополнили сразу 3 модели:
Тyp K3 8/22PS с 2.1л мотором, Typ K5 13/55PS с 3.3л двигателем, Typ K6 25/35PS 5.2л и огромный 8.5литровый автомобиль Typ K8 33/75PS, все эти машины оснащались 4х ступенчатой коробкой передач.


такси 1913 года, я предполагаю, что это N.A.G. Typ К3 8/22PS Double Phaeton, который ездил в довоенном Ревеле, ныне г. Таллинн

 


еще одно моё предрасположение, что это N.A.G. Typ К8 33/75PS Torpedo. Т.к. фото родом из Румынии, то скорее всего это авто из гаража короля Румынии, у которого было целых 17 машин этой марки

 

В 1913м году добавилась модель К4 10/30PS с 2.5л мотором, специально подготовленная машина стала победителем одной из ежегодных гонок, проходящих в Швеции, т.н. "Шведские зимние гонки" на кубок Гетеборга. .


N.A.G. К4 10/25PS Rennwagen

 

С началом войны производство легковых автомобилей приостановилось, фирма стала поставлять немецкой армии грузовики Typ B 07 17 с г/п в 3.5т и мотором мощностью в 32 силы и 5ти тонник Typ S 8 5 с 45 сильным агрегатом. В 1915м году руководство компании решило поменять название фирмы и теперь инициалы расшифровывались как Nationale Automobil Gesellschaft AG, т.е. Национально Автомобильное Предприятие.

После войны было решено возобновить производство единственной, более свежей модели — К4. Тогда же N.A.G. вместе с фирмами Brennabor, Hansa, Hansa-Lloyd, Helios и Hannoversche Waggonfabrik создают союз немецких автомобильных заводов — Gemeinschaft Deutscher Automobilfabriken, главная цель союза — не конкуренция, а всеобщее выживание в сложные послевоенные годы.

В 1920м году на предприятие приходит работать Кристиан Риккен, который до этого работал на бельгийском Металлюржик, но после войны решил вернуться на историческую родину. Он начинает проектировать новую модель, которую назвали С4. Как и предшественник К4 машина оснащалась 2.6л мотором мощностью 30 сил.


N.A.G. C4 10/30PS Tourenwagen


Риккен в 1921м году принял участие на гонках Grunewald-Rennen, в которых занял первое место.

 

В 1922м году Риккен строит специальную спортивную версию, мотор которой форсирован до 45 сил, машина получила индекс С4b, и в этот раз он занимает первое место на трассе Авус. Через год он участвует в Всероссийском автопробеге вместе с 49 другими участниками, до финиша доехало 48 экипажей, среди лидеров значился и автомобиль марки N.A.G.

В 1924м году Риккен выставил машину в 24х часовую гонку в Монце, преодолев 2583км он пришёл к финишу первым, сильно опередив Антонио Аскари, который финишировал вторым, и не на знамо что, а на Alfa Romeo P2 с 2х литровым 8ми цилиндровым мотором. После этой победы за N.A.G. C4b 10/45PS закрепилось имя — Monza.


N.A.G. C4b 10/45PS Monza

 

В 1924м году С4 сменяет модель D4, мотор немного увеличен в объёме, но мощность поднялась аж до 45 сил. База так же была увеличена на 20см. Вместе с ней появилась и новая спортивная версия, которая развивала 50 сил, а база была уменьшена даже по сравнению с предыдущей машиной, эта модель получила индекс C4m.


N.A.G. D4b 10/45PS Limousine


В 1926м году Риккен участвует в Гран-При Германии, где занимает второе место уступив какие-то секунды Рудольфу Караччиоле, который выступает на 8ми цилиндровом "Мерседесе".

 

В то же году Риккен стоит новую 6ти цилиндровую модель D6. 3.1л мотор установлен на новые шасси из П-образного профиля, однако в это же время компания покупает старую немецкую фирму Protos, которая принадлежит компании Siemens-Schuckert-Werke. И автомобили начинают называться N.A.G.-Protos.


N.A.G.-Protos D6 12/60PS Limousine


Через год модельный ряд пополняет D7 c 3.6л мотором мощностью 70 сил. Он стал последним автомобилем разработанным Риккеном, который покинул фирму. В 1927м же N.A.G. поглощает еще одну фирму — Presto, которая сама только что купила фирму Dux. У фирмы престо имеются две модели, с мотором 2.6л и 3.0л, мощностью 50л/с и 55л/с. Эти машины стали продавать как N.A.G.-Presto Typ F 10/50PS и Typ G 12/55PS, однако эти машины продержались в производстве до 1928 года, т.к. были не надёжны. Всего их успели реализовать в количестве 1000 экземпляров и к сожалению не нашёл я иллюстраций к этим моделям.

 

А тем временем вместо Риккена место главного инженера занимает француз Габриэль Ленард. Под руководством Ленарда в конце 1927 года автомобили конструкции Риккена подвергаются модернизации: они получают кузова в американском стиле и 3х ступенчатые коробки передач с автоматическим центробежным сцепление. Обновлённые машины получают индекс Typ 201 12/60PS и Typ 204 14/70PS.


N.A.G.-Protos Typ 201 12/60PS Limousine-Landau


Однако конкуренты предлагают автомобили с 8ми цилиндровыми моторами, и Ленард решает тоже строить рядный 8ми цилиндровый мотор, однако терпит фиаско, т.к. коленчатый вал из-за его длины подвергается деформации.


N.A.G.-Protos Typ 204 14/70PS Cabriolet Drauz

 

Тогда вместо француза приглашают Пауля Хенце, который работал в фирмах Cudell, Imperia, Simson-Supra и Steiger. Хенце начинает проектировать новый V образный двигатель. Попутно он модернизирует уже выпускающиеся автомобили. 6ти цилиндровые модели получают новые низкие шасси, мотор объёма увеличивается до 4х литров и мощность до 80 сил. Машины получили индекс 207 16/80PS и 208 16/80PS, первый вариант оснащался кузовами пульманн-лимузин, пульман-кабриолет и фаэтон, второй имел более низкий 2х дверный кузов типа кабриолет.


N.A.G.-Protos Typ 208 16/80PS Sport-Cabriolet

 

Однако уступая в продажах грузовых машин фирме Daimler Benz AG, N.A.G подписывает в октябре 1930 года соглашение с фирмой Büssing AG, которая так же производит грузовые автомобили о совместном производстве грузовиков, и основывает фирму Vereinigte Nutzkraftwagen AG.

Еще до этого события N.A.G. успевает приобести инжиниронговую фирму из Берлина — Voran-Automobilbau AG, управляет которой Рихард Бюссиен. Бюссиен эксперементирует с передним приводом, и это заинтересовало Хенце.
Тем временем в феврале 1931 года на Берлинской автомобильной выставке был представлен первый немецкий автомобиль с мотором конструкции V8. Это был 4.5л двигатель, который развивал 100 сил, трансмиссия была 4х ступенчатой, что позволяло разгоняться этим большим автомобилям до 120км/ч. В традициях 4х и 2х дверные модели имели разный индекс, не смотря на идентичность длины базы и технической оснастки, назывались эти машины Typ 218 18/100PS и Typ 219 18/100PS.


N.A.G.-Protos Typ 218 18/100PS Pullman-Cabriolet

 

Рядом серийными машинами стоял прототип с этим же мотором NAG-Voran V8 Typ 212 18/100PS, но на переднеприводном шасси — совместная работа Бюссиен и Хенце. Автомобиль имел хребтовую раму и независимую подвеску всех колёс, однако машина осталась не замеченной в это кризисное время и не найдя деньги на её производство машина так и осталась концепткаром.


N.A.G.-Voran Typ 212 18/100PS Cabriolet

 

В конце 1932 году N.A.G. полностью поглощает фирму Büssing, и теперь грузовые машины носят марку Büssing-NAG. В феврале 1933 года Хенце и Бюсиен представляют своё очередное творение — N.A.G.-Voran Typ 220 6/30PS. Автомобиль был переднеприводный, мотор объём 1.5л имел оппозитное расположение 4х цилиндров и воздушное охлаждение. Что бы удешевить конструкцию приятели предложили вариант, по которому работала фирма DKW, т.е. кузов делался из дерева, фанеры и искусственной кожи.

Однако публики машину не приняла, т.к. N.A.G. ассоциировался с дорогими машинами, а не с какие-то народными моделями. В 1934 Мартин Штолле, пересмотрел конструкцию 220го, он сделал мотор тише. Предложил использовать цельнометаллический кузов, установил гидравлический привод тормозов и независимую подвеску всех колёс. Но и этот автомобиль не покупался, т.к. был дороже одноклассников, тогда машина была предложена таксистам в рассрочку и те разобрали все 500 выпущенных экземпляров.


N.A.G.-Voran Typ 220 6/30PS Limousine Taxi


В связи с тем, что легковая продукция расходилась слишком маленьким тиражом было решено свернуть их производство и сосредоточиться на грузовых автомобилях, заказы на которые резко возросли с приходом к власти Гитлера. Тогда же заводы которые принадлежали фирма Dux и Presto были проданы концерну Auto Union

 

В 1937м году предприятие Büssing-N.A.G. начало выпускать военную технику, в том числе и Sd.Kfz.234/2 Puma (с 1940го).

После войны заводы Büsing-N.A.G., которые находились в Берлине, оказались в советской зоне оккупации, всё оборудование было демонтировано и перевезено в СССР. В 1954м году семья Бюзингов выкупает акции у концерна АEG и фирма Büssing-NAG Nutzkraftwagen GmbH переименовывается в Büssing Nutzkraftwagen GmbH, тем самым имя N.A.G. окончательно уходит в историю. Сам же Бюзинг в 1971м году был поглощён фирмой М.A.N, до 1974 года машины назывались MAN-Büssing, но потом фамилия Бюзингов исчезла, и в память о ней остался только лев на эмблеме грузовиков фирмы М.A.N.

Забытые имена. Глава 109. N.A.G.

Картина дня

наверх