На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КЛУБНЫЙ ГАРАЖ

220 подписчиков

Забытые имена. Simson/Simson Supra.

Сегодня многие помнят про спортивные успехи марок Hispano Suiza, Bugatti, Bentley или Mercedes, это были продвинутые технически машины, но были в 20х годах не менее удачные в техническом и спортивном плане немецкие автомобили, о которых сегодня наверное никто и не помнит. . хотя мопеды с этим именем на постсоветском пространстве были известны.

Материал эксклюзивный, т.к собирать пришлось по крупицам, обращаясь к товарищам из Германии.

 

В 1856м году два брата Лёб и Моисей Зимзоны основали фирму Gebruder Simson, Bajonett und Ladestockfabrik в городе Зуль, что в Турингии. К этому времени они уже два года владели долей предприятия Stahlhammer, которое производило карбонированную сталь применяемую для изготовления оружия, одним из основных клиентов фирмы была прусская армия. Через 40 лет после начала деятельности компании сын одного из основателей фирмы, Герсон Зимзон, начинает производство велосипедов, правда не "безопасных", а типа фартинг-пенни, т.е. большое колесо спереди и малюсенькое сзади, вскоре Simson стал одним из крупнейших немецких производителей велосипедов.

В 1907м году руководство компании Simson & Co (как оно в то время теперь называлось) в лице братьев Леонарда и Артура решает начать производство автомобилей и через год появляется 1.25л 10ти сильная машина, однако она оказалась маломощной и её доведение до желаемых характеристик заняло еще три года, когда наконец в 1911м году появился первый серийный автомобиль — Тур А 6/12PS с 1.5л 12ти сильным 4х цилиндровым мотором.


Simson Typ A 6/12 Phäeton


Надо сказать, что фирма не стала создавать дилерскую сеть для реализации своей продукции, а распространяла автомобили через сеть магазинов, которые продавали охотничье оружие, которое так же входило в производственную программу фирмы, постоянные клиенты-охотники и стали покупать надёжную как штык, автомобильную продукцию оружейной фирмы.

В 1912м году 12ти сильную машину заменяют новой моделью с увеличенным до 1.6л объёмом мотора, который развивает 18л/с, она стала нести индекс Тур В 6/18PS.


Simson Typ B 6/18PS Landelaut


Вместе с ней появилась более мощная модель Тур С 10/28PS с 2.6л 30ти сильным мотором, эта машина предлагалась уже в 6ти типах кузовов, в то время как младшая имела всего три варианта, правда в эти шесть типов входили и грузовые версии машины. В 1913м году появился большой автомобиль Тур D 14/45PS с 3.5л двигателем, который мог оснащаться двумя типами кузовов, причём закрытый лимузин имел интересную особенность — его заднее боковое окно имело форму овала. Кстати как я уже упомянул, фирма не имела дилерской сети, и все автомобили обслуживались и ремонтировались в Зуле, в связи с этим в старых газетах упоминается случай, когда машину из Саксонии с дефектом мотора доставили поездом на завод. Машину починили поздно вечером в субботу и владелец, вместе еще с пятью пассажирами, из которых два были механиками фирмы, а один — полицейским. Так вот эти господа поехали гонять по городу и не вписавшись в один из поворотов на большой скорости улетели в кювет, однако кузов лимузин оказался крепким и не смотря на то, что машина практически была уничтожена, три пассажира и водитель отделались только ушибами, но вот механики фирмы погибли, сильно ударившись головами, причём один механиков при жизни занимался и конструированием выпускаемых фирмой автомобилей, эта авария стала одной из самых страшных в довоенной Тюрингии.


Simson Typ D 14/45PS Limousine


Но наибольшую популярность модель Typ D 14/45PS завоевала в виде грузовиков с г/п в 1.5т и карет скорой помощи, которые могли развивать скорость до 95км/ч, как раз в таких машинах и нуждалась немецкая армия, производство же младших моделей было приостановлено, а освободившиеся мощности заняли под производство винтовок и пистолетов.

 

В 1919м году возобновляется производство легковых автомобилей, это были довоенные модели, которым подняли мощность, так Тур В стал называться Тур Во 6/22PS, его мощность поднялась до 22л/с, а сама машина предлагалась в трёх типах кузова, в том числе и с закрытым типа седан. Тур С продаётся как Тур Со 10/40PS, вместе с ними предлагался и Тур Dо 14/55PS, все три модели получили электрические стартеры фирмы Bosch.


Simson Typ Bo 6/22PS Transportwagen

 

В 1922м году в фирму приходит работать Пауль Хенце, который до войны работал на бельгийскую Imperia, а с началом военных действий вернулся на родину и стал проектировать машины на новом рабочем месте, в немецкой фирме Steiger. В 1923м году он строит Тур F 14/65PS с 3.6л мотором мощностью в 65л/с, однако эта машина так и осталась на стадии прототипа. Но в 1924м году появляется серийный автомобиль спроектированный Хенце — Typ S 8/50PS, который стали продавать под маркой Simson Supra. Это был уникальный для послевоенной Германии автомобиль, дело в том, что 4х цилиндровый 2х литровый автомобиль имел два верхних распредвала, более того каждый цилиндр имел 4х клапана: 2 впускных вертикальных и два выпускных — с боковым расположением, выдавал этот двигатель 50л/с. Мотор так же отличался наличием смазки с сухим картером и хромированными поршнями из магниевого сплава, этот автомобиль оснастили так же тормозами всех колёс.


Simson Supra Typ S 8/50PS Tourenwagen Karosserie Karlsruhe


Кроме гражданской версии была подготовлена и спортивная версия Typ Sport Spezial с 2мя карбюраторами, мощность её двигателя в гоночной версии достигала 80л/с, хотя базовая версия Sport Spezial довольствовалась 60л/с, что позволяло этому авто разгоняться до 140км/ч. Эта машина стала довольно популярна у немецких спортсменов, так к примеру лучший гонщик Германии — Карл "Чарли" Каплер гонял на такой машине, выигрывая на трассах в Висбадене и Баден-Бадене, а так же в различных состязаниях по подъёму на холм. Каплер подсадил на эту машину и своего приятеля Карла Вестерманна, который впервые дебютировал в 1925 году на трассе в Баден-Бадене, однако тогда владелец обувного магазина не справился с управлением машины и вылетел с трассы, в пух и прах разбив её, но вскоре купив точно такую же машину, которая кстати была дешевле аналогичных Bugatti, одерживает свою первую победу, но в одной из гонок потёк карбюратор и машина сгорела, так что в дальнейшем Вестерманн гонял уже на автомобиле другой немецкой марки.


Simson Supra Typ Sport Spezial 12/60PS Sport


Для тех кому не требовался столь быстрый и дорогой автомобиль в 1925м году был подготовлен и одновальный вариант — Typ So 8/40PS, который предлагался с более длинной колёсной базой, кроме одного вала её мотор потерял и "лишние" два клапана на цилиндр. Мощность этой машины была 40л/с, а максималка равнялась всего 100км/ч, что в принципе для 2х литровой машины того времени было довольно-таки не мало, надо заметить, что все эти модели так же оснащались 4х ступенчатой коробкой передач и барабанными тормозами всех колёс. Эта машина стала наиболее массовой, её выпустили в количестве 750 автомобилей, в то время как 2х вальных моделей произвели всего-то около 30 экземпляров.


Simson Supra Typ So 8/40PS Phäeton


Параллельно с ней появляется прототип Typ I 12/60PS, который был построен на базе одновальной машины, объём мотора теперь равнялся 3.1л, объём увеличился благодаря добавлению 2х цилиндров, что повлекло за собой увеличение мощности до 60л/с, но из-за того, что база увеличилась до 3.5м (т.е. +50см), а соответственно и вес, максимальная скорость более солидной машины оказалась ниже — всего 95км/ч. Через год прекратилось производство моделей с мотором DOHC 16V, но взамен появляется серийная шести цилиндровая машина, которая получает индекс — Typ R 12/60PS, которая при том же объёме и мощности мотора получает мотор иной конструкции, распредвал располагался теперь внизу, но клапана имели верхнее расположение и приводились в действие через толкатели. Вышеупомянутый Чарли Каплер участвует в 1928м году в Ралли Монте Карло на такой машине, где он и побеждает, получив главный приз из рук принца Монако, на такой же машине гоняла и Тилли Котте, которая принимала, к сожалению безуспешно, участие в Coupe Internationale des Alpes в 1928м году. Эта модель была настолько надёжной, что даже спустя много лет немецкая армия использовала эти машины в качестве артиллерийских тягачей.


Simson Supra Typ R 12/60PS Tourenwagen во время Второй Мировой войны


В 1928м году появляется еще одна машина, на построенная на базе модели Typ R 12/60PS, она получает левое расположение руля, усилитель тормозов и 3.4л двигатель, получив индекс Typ Ri 13/70PS, эта машина стала второй по массовости, т.к. на её базе начинают строить и штабные автомобили для офицеров высшего звена, в итоге объём производства этой машины составил около 700 экземпляров. В 1928м году Пауль Хенце уходит в Selve-Werken, а через год свой производственный путь оканчивает 4х цилиндровая машина Typ So.


Simson Supra Typ Ri 13/70PS Tourenwagen

 


Simson Supra Typ R 12/60PS Kübelwagen для офицеров. Вызывает интерес решётка радиатора, которая отличается от серийных машин.


В 1931м году дебютирует первая 8ми цилиндровая модель — Typ A 18/90PS, которая получает 4.6л мотор мощностью 90л/с. Это была очень дорогая и редкая машина, так за всё время её существования было изготовлено всего около 20 экземпляров, предлагалась она как в открытой версии, так и в виде лимузинов с длинной базой.


Simson Supra Typ A 18/90PS Cabrio


Кризисные годы фирма переживает с лёгкостью, т.к. с 1925 года являлась монопольным поставщиком пулемётов веймарскому рейхсверу, а производство автомобилей для компании было скорее хобби, чем способом для зарабатывания денег, так к примеру все грузовики и пожарная машина на складских территориях были построены своими силами. Однако монопольное положение выходит боком фирме, когда к власти приходит НСДАП во главе с Гитлером. Дело в том, что Артур и Юлиус Зимзоны, которые стояли у руля компании, были евреями, и их обвинили в монополии, сионизме и сокрытии доходов. Пока Артур и Юлиус находились под арестом, Фриц Заукель — гауляйтер (губернатор) Тюрингии, по инициативе которого и началось следствие, просит берлинского бизнесмена и члена НСДАП — Герберта Гофмана встать у руля компании.

 

Не смотря на то, что стоимость фирмы оценивалась в районе 18 млн рейхсмарок Гофман предложил выкупить компанию за половину стоимости немецкого олигарху Фридриху Флику, но тот отказывается. В 1934м году суд города Майнингена, проведя аудит и не находя состава преступления оправдывает братьев Зимзонов, а так же некоторых высших офицеров, которые проходили по делу как участники сделки со стороны рейхсвера. Тем временем первого сентября 1934 года фирма прекращает производство автомобилей, которых было продано всего двенадцать штук в течении этого года, Гофман посчитал их производство не рентабельным.


Simson Supra Typ A 18/90PS Pullman-Limousine


Заукель же не удовлетворившись итогом приговора вынесенного судом Майнингена, подаёт в 1935м году апелляцию и на этот раз Высший земельный суд Тюрингии, который находился в городе Йене. Суд выносит обвинительный приговор Зимзонам и приговаривает их к выплате штрафа в размере 10млн рейхсмарок, плюс, как говорят, не без приставленных стволов пистолетов к головам, братья переписывают фирму в пользу государства. После национализации компании её главой становится никто иной как сам Заукель, правда при этом всему клану Зимзонов даётся шанс покинуть Германию. В конце 1935 года компания переименовывается в Berlin-Suhler Waffen- und Fahrzeugwerke GmbH, слово Берлин присутствовало в названии не случайно, еще во время первой мировой фирма приобрела завод в Берлине, т.к. спрос на оружие был существенным и свои мощности уже не справлялись с поставками, в то же время из названия исчезла фамилия основателей, т.к. Зимзон по-русски произносится как Самсон, что есть еврейское имя, а в 1936м году начинается производство мотоциклов под маркой BSW.

 

В 1939м году фирма переименовывается в Gustloff-Werke – Waffenwerk Suhl, в честь убитого нацистского активиста Вильгельма Густлоффа, который действовал на территории Швейцарии, кстати его убили в 1936м году, а в 1940м году производство мотоциклов, велосипедов и детских колясок прекратилось, и снова оружие стало основной продукцией. После войны Зуль оказался в советской зоне оккупации, сначала завод, некогда принадлежавший Зимзонам, стал выпускать сковороды, молотки, топоры, кирки, плоскогубцы и прочие инструменты. Постепенно ассортимент разбавился охотничьим оружием, детскими колясками и велосипедами, которые поставлялись в СССР. В 1947м году завод вошёл в состав SAG Awtowelo, и в конце 1949 года началось производство мотоциклов — копий довоенного BMW R23 под названием AWO 425. Первого мая 1952 года завод переименовали в VEB Fahrzeug und Gerätewerk Simson Suhl, но продукция снова стала продаваться под маркой Simson только с 1955 года, правда автомобилей под этой маркой уже не существовало, только мотоциклы, мопеды и скутеры. Фирма много раз еще поменяет названия, пока в 2002м году под названием Simson Motorrad GmbH & Co KG окончательно не обанкротится и марка Simson снова не пропадёт из каталогов.

Забытые имена. Глава 151. Simson/Simson Supra

наверх