На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КЛУБНЫЙ ГАРАЖ

220 подписчиков

Забытые имена.Facel Vega.

Думаю пришёл момент, когда можно написать про одну интересную французскую марку, кстати про неё в октябре 1963 года в британской газете London Report было написано: Очевидно лучшая машина в мире, под номером 2 (Под первой очевидно британцы конечно подразумевали Rollse Royce).

В послевоенной Франции политики социалисты хотели ударить по богатым слоям населения, и ввели налоги на мощность при обладании автомобиля.

Но налог взымали не с реальной мощности автомобиля, а исходя из объёма мотора, для владельцев машин с объёмом до 2.9л (15 налоговых лошадей) была одна мзда, а вот товарищи, которые обладали уже большим объёмом платили уже прогрессивные суммы, так например владелец Citroen Traction Avant 15 Six (объём 2.86л) платил в 3 раза меньше налогов, чем владелец Delahaye 235 c мотором объёмом в 3.6л. И именно эта налоговая политика и убила в послевоенное итак дышащие на ладан производство элитных машин во Франции. Ведь мало было заплатить при покупке налог, его надо было оплачивать ежегодно, пока владеешь такой машиной. И вот, когда уже практически все французские фирмы, которые специализировались на производстве элитарной техники или умерли в агонии, либо вот-вот должны остаться только в памяти да в архивах и появляется еще один производитель топовых автомобилей — Facel Vega.

Жан Клеман Данино имел греческие корни, но родился во Франции. Он рано увлёкся техникой, после школы он окончил техническую школу, а после армии поступил работать в фирму Анри Ситроена. Данино был в команде разработчиков переднеприводного Citroen Traction Avant, руководили проектом инженеры Лефевр и Бертони (не путать с Бертоне).

В 1934м году "Citroёn" покупается фирмой Michelin и Данино покидает компанию, и он начинает сотрудничать с авиационными фирмами Farman и Morane-Saulnier. В 1938м году он становится директором фирмы Bronzavia, которая выпускает детали для авиационных компаний. Но в декабре 1939 года он начинает собственное дело, основав Forges et Ateliers de Construction d'Eure-et-Loir ил сокращено FACEL (Кузница и конструкторское ателье Эра и Луара). Его предприятие закупило новейшее оборудование и стало выпускать детали для самолётов. Но с началом войны Данино покидает Францию и переезжает в США, тем временем его предприятие начинает производить газогенераторы для немецкой армии.

После войны Данино возвращается во Францию и обнаруживает, что часть оборудования была демонтирована и видимо отправлена в Германию (еще во время немецкой оккупации). Однако ему удаётся направить предприятие в производственное русло, и уже в 1946м году его фирма начинает поставлять детали к авиационным моторам фирмы Rolls Royce. Вскоре FACEL объединяется с фирмой специализирующейся на алюминиевой продукции — Metallon, фирма начинает называться FACEL-Metallon. Компания Данино берётся за любую работу: делает рамы к мотороллерам Vespa, фурнитуру для кухонной и офисной для мебели и т.д.

Тут на удачу в фирму обращается фирма Panhard, которая собирается строить автомобили модели Dyna из алюминиевых сплавов. Это был очень выгодный контракт, в 1948м году фирма закрывает два старых довоенных завода в Дре и Коломбе, а вместо них строит один большой в Амбуазе. Завод в Амбуазе получает сразу заказ на изготовление кузовов типа кабриолет и купе для автомобилей марки Simca, первая называется Oceane, а купе — Plein Ciel.


Simca Plein Ciel


С этого момента завод не только изготавливает кузова, но и окрашивает их и делает отделку салонов, вскоре гамму клиентов расширил французский Ford, которому Facel стал поставлять кузова для модели Comete, кстати название модели придумал младший брат Жана — Поль Данино, который был популярным тогда писателем.


Ford Comete

 

В 1949м году по заказу фирмы Bentley компания строит 17 алюминиевых кузовов типа фатсбэк для автомобилей Bentley MkVI.


Bentley MkVI Cresta by Facel-Metallon


Через 2 года фирма начинает выпускать кузова для джипов Delahaye VLR (копии Willys), и тогда же желая продолжить сотрудничество с Bentley, а заодно и показать возможности своей фирмы он строит прототип на шасси нового Bentley Type R


Bentley Type-R by Facel-Metallon


Машина получила интересное оформление передка, которое потом станет визитной карточкой фирмы: большая вертикальная решётка и две по бокам от неё два горизонтальных воздуховода.

 

Машина была выставлена в 1951 года на Парижской выставке, но британцы не заинтересовались этим проектом работы Жака Брассье. В 1952м году Данино приходит идея строить этот довольно красивый автомобиль собственными силами, он начинает вести переговоры с Тalbot и Hotchkiss, последний предоставляет ему 3х литровый мотор, который устанавливают на первый прототип, но он откровенно слаб для него. Тогда Данино начинает переговоры с Alfa Romeo, но это ни к чему не приводит, итальянцы почему-то не желают предоставить мотор французам. Тогда тут помогают американские связи Жана, и на помощь приходит Chrysler, который предоставляет 180 сильный 4.5л мотор серии Firedome V8, который устанавливался на одноимённую модель фирмы De Soto.

В 1953м фирма лишилась своего главного заказчика — Паннару теперь кузова поставляет фирма Chausson, к этому моменту Facel успела поставить Паннару около 45 000 кузовов. В том же году фирма Facel-Metallon распалась на две независимые компании, автомобили было решено производить на заводах Facel, но для машины которая имела элегантный кузов, американское сердце и трубчатую раму, которая всё это носит нужно было звучное имя. Тут опять на выручку приходит брат бизнесмена — Поль, он придумывает имя Vega, в честь самой яркой звезды созвездия Лиры, среди астрологов эта звезда почитается как символ власти и престижа.

22 июня 1954 года Facel Vega FV была представлена чиновникам, которые одобрили проект, через неделю машину показали и прессе, которая приехала на завод, ну а остальным людям пришлось дожидаться октябрьского показа.


Facel Vega VF на выставке 1954 года


Заявленная новинка была предложена покупателем с мотором 4.5л, коробки передач на выбор либо 2х ступенчатый автомат Крайслера — PowerFlite, либо 4х ступенчатый мануал французской фирмы Pont-a-Mousson, кроме покупных моторов и коробок передач в машине сторонними поставщиками так же поставлялись — задний редуктор британской фирмы Salisbury, рулевое управления типа червяк-и-ролик от немцев из Gemmer, барабанные тормоза с гидроприводом от французского отделения фирмы Lockheed, амортизаторы Alinquant. Под тяжелые агрегаты и кузов пришлось делать жесткую, сваренную из труб раму. Подвеска колёс спереди была независимой на двойных поперечных рычагах и пружинах, а сзади на полуэллиптических рессорах, рама лестничного типа имела Х образные усиления, там где возможно было их вставить, автором ходовой части стал Ленс Маклин.

 

Салон машины был отделан дорогими сортами дерева и кожи, в базе были электрические стеклоподъёмники, мощные отопители салона, пепельницы, прикуриватели и радиоприёмник, заявленная цена машины равнялась 2 873 000 франкам, на эти деньги можно было купить шесть Renault 4CV и еще осталось бы 125 000 франков :)

Продажи машины начались в начале февраля 1955 года, но уже в марте появилась обновлённая версия FV1, под капотом этой машины скрывался уже 4.8л мотор мощностью 200 сил, что позволяло развивать машине скорость в 194км/ч, на первую сотню уходило 9,1с. В сентябре добавилась версия с кузовом кабриолет, но т.к. кузов этого типа имел не особо прочный кузов, то его старались не предлагать клиентам, поэтому это очень и очень редкий вариант этой модели.


Facel Vega FV1 Convertbile


Потихоньку машины начали набирать популярность среди местной богемы, обладателями первых машин стали Франсуа Трюффо, Пабло Пикассо, Ив Монтан, Жан Марэ, Ава Гарднер и конечно Пьер Данино.

 

Но уже в ноябре происходит обновление модели, машина получает панорамное стекло, а мотор объёмом 4.8л форсирован до 250 сил, с ним машина уже переступила через порог в 200км/ч, развивая 210 км в час. На базе этой машины, которая получила индекс FV2 был построен и один кабриолет. В марте 1956 года машина получает новый двигатель объёмом 5.4л и мощностью уже 285л/с, вместе с этим появляется новый индекс VF2B.


Facel Vega VF2B Coupe


Кроме купе было построено два кабриолета этой модели. Что интересно, на экспортные машина с новым дизайном кузова поставляется как FVS (Facel Vega Sport), и за границей она будет известна под этим именем, пока её не сменит новая модель, о которой позже.

 

Осенью 1956 года машина претерпела не значительные обновления, поменялся дизайн решёток радиатора, передняя оптика имеет две одинаковые фары, а под капот стали устанавливать 4.5л мотор мощность которого была равна 200л/с, машина получила индекс FV3. Вместе с FV3 на октябрьской автомобильной выставке публике показан и концептуальный лимузин без центральной стойки, задние двери которого имеют петли на заднем крыле и открываются по "суицидному" типу. Лимузин назывался Excellence.


Facel Vega Excelence

 

В марте 1957 года кузов купе становится длиннее и шире, двигатель теперь объёмом 4.9л развивал 253л/с, FV3B получила новую подвеску колёс, и в качестве опции гидроусилитель британской фирмы Hydrosteer.


Facel Vega VF3B Coupe

 

Через 2 месяца на базе FV3B начинают производить мощную версию, которая в заводской спецификации называлась FV4, но так как во Франции эта машина не продавалась вообще, а шла исключительно для американского рынка, то и известна эта машина как FVS. Под капотом этой машины можно увидеть 5.8л мотор мощность 300 сил, а в августе на FV4 стали ставить мощнейший мотор и 3х ступенчатый автомат от Chrysler 300C. Мотор объёмом 6.4л давал отдачу в 325л/с, делая тем самым Facel Vega FV4 Typhoon одним из самых быстрых 4х местных автомобилей в мире. Машина развивала 227км/ч, а сотню разменивала за 8.5 секунд.

Но в мае 1958 году серию FV/FVS сменяет новая машина, которая получает индекс HK500. По сути это модернизация модели FV3B/FV4. Но под капотом у неё новый 5.9л мотор мощностью 335 либо 360 сил, всё зависело от того, желал ли клиент автоматическую коробку передач Torqueflite или же 4х ступенчатую Pont-à-Mousson, кстати владельцы "комфортной" версии серийно получали и усилитель руля, для мануала это была опция. Так же среди опций предлагались тонированные стёкла, кондиционер и набор саквояжей для путешествий.


Facel Vega HK500

 

Другим главным новшеством стало появление праворульной версии, что поспособствовало росту продаж, т.к. машину начали продавать и в Великобритании. Джордж Абекассис дилер Фасель Веги в Великобритании, был известным гонщиком, и уговорил своего приятеля Стирлинга Мосса купить новый НК500, что благоприятно сказалось на продажах, вскоре такую же машину купил Роб Уолкер, хозяин гоночной конюшни и наследник бренда "Johny Walker". Кстати обладая большим автопарком быстрых и мощных машин, Уолкер использовал именно французскую машину для передвижений на большие расстояния, посещая различные спортивные мероприятия.

Во Франции же среди гонщиков такой машиной обладал пилот Формулы 1, и бывший гонщик команды "Скудерия Феррари" — Морис Трентиньян.

Вместе с новинкой наконец запускают модель Excellence EX, почти полтора года шли работы над усилением кузова, который был ослаблен отсутствием средней стойки, во время испытаний двери произвольно открывались во время движения. Хоть проблему и не решили окончательно, всё же машины стали продаваться. Первоначально под капотом модели EX можно было увидеть 6.4л 360ти сильный мотор, однако продав к октябрю всего 11 экземпляров этого шикарного лимузина машину модернизировали. Машина получила техническую начинку от новой модели купе — НК500, и так же как и с версией купе мощность различалась в зависимости от коробки передач. Новая версия ЕХ1 стала и самой массовой, её выпустили в количестве 136ти экземпляров.


Facel Vega Excelence EX1


С 1959 года лимузины в качестве заказного оборудования оснащаются передними дисковыми тормозами фирмы Dunlop. Тогда же Данино начинает переговоры с Гарольдом Черчиллем, главой фирмы Studebaker-Packard о производстве Exellence в США под маркой Packartd, однако партнёры американской компании — немецкий Daimler Benz AG выступает против этой сделки и американцы идут на поводу у немцев.

 

Но тем не менее, фирма в это время на подъёме, и Данино делает опрометчивый шаг, который станет роковым для его предприятия. Он собирается выйти на рынок лёгких спортивных автомобилей, в котором правят бал автомобили Alfa Romeo, Porsche и пока что многочисленные британцы типа Triumph или MG.

Новая машина, которая получила имя Facellia, была представлена публике в октябре 1959 года. Это была уменьшенная копия больших моделей. Рама так же была собрана из труб квадратного сечения, подвеска практически повторяла таковую моделей с V8 под капотом, но был и ряд инноваций, так машина получила серийно дисковые тормоза всех колёс. Кузов машины сваривался в единое целое и только уже после этого прикреплялся Так как Данино не получил импортных моторов, он обратился в фирму Pont-à-Mousson, которая поставляла ему коробки передач. У Понт-а-Муссон имелся в наличии рядный 6ти цилиндровый мотор объёмом 2.8л конструкции Карло Маркетти, но мотор был слишком большим для будущей машины, и поэтому мотору обрезали 2 цилиндра. Новый 4х цилиндровый мотор объёмом 1.6л имел два верхних распредвала и развивал 115л/с, оснащаясь 4х ступенчатой коробкой передач машина развивала очень не плохие 180км/ч.


Facel Facellia


Т.к. это была на тот момент единственная открытая спортивная машина, которую производили во Франции, то на выставке она произвела фурор среди публики, которая могла себе позволить купить такую машину и большинство заказов было сделано в рамках автошоу.

 

Машина пошла в серию в марте 1960 года, тогда же по заказу стали ставить дисковые тормоза и на дорогой HK500. Однако вскоре выяснилось, что Facellia при всех её достоинствах имеет сильный недостаток. Машина имеет не продуманную систему охлаждения мотора, и при движении на максимальной скорости происходит перегрев водяной рубашки и последующее за ним разрушение поршня. Все дефекты естественно исправляются за счёт фирмы, что бьёт по её карману, но еще сильнее этот дефект бьёт по имиджу фирмы.

В октябре 1960 года Поль Фрере гонщик и автомобильный журналист на бельгийском автобане разгоняет модель НК500 до 237км/ч, ставя таким образом рекорд для 4х местных машин.

В июле 1961 года обновляется лимузин, который получает индекс EX2. Эта машина получает новое оперение кузова, новое лобовое стекло, дисковые тормоза становятся базовым оснащением, а в качестве опции можно заказать кондиционер, электрическую телескопическую антенну и радиотелефон. Главной технической новинкой стала установка нового 6.3л мотора мощностью в 390л/с. Машина была настолько дорогой, что её выпустили всего в 5ти экземплярах.


Facel Vega Excelence EX2

 

В октябре 1961 года на парижской выставке была представлена новой Гран Туризмо — Facel Vega Facel II или HK-2, который сменил модель НК500. Новая машина получила новый дизайн, в стиле лимузина ЕХ2, панорамное лобовое стекло убавило в своей кривизне, появилась новая передняя оптика Marchal Mеgalux, форма крыльев. Техническая начинка та же что и у обновлённого лимузина: 6.3л 390 сил, либо с автоматом, либо с мануалом. И опять машина становится самым быстрым 4х местным автомобилем, т.к. с автоматом машина способна развивать 225км/ч, а с мануалом и вовсе 245км/ч, при этом разгоняясь до 100 за 7.5 секунд. Машина была фантастически дорогой, позволить себе такую могли товарищи типа шаха Ирана — Мохаммед Пахлави или король Камбоджи — Нородом Сиханук, ну или супер-стары, как например барабанщик "Битлз" — Старки, он же Ринг Стар или американский актёр Бернард Шварц, он же Тони Кёртис.


Facel Vega Facel II / HK-2

 


салон Facel Vega Facel II

 

Вместе с этим был показана обновлённая Facellia. Мотор был доработан фирмой Moteur Moderne, и проблема с перегревом была решена. В салоне появилась отделка панели приборов орехом, как и на старших моделях, до этого её обшивали кожей. Передняя оптика была такой же, как у Facel Vega II/HK-2 от Marchal Mеgalux. Так же производственную программу дополнила версия с кузовом купе. Обновленная машина получила индекс Facellia F2. Однако ни модернизация этой машины, ни несколько побед в соревнованиях на этой машины, а так же довольно успешной участие в Монте-Карло уже не смогло вернуть доверия покупателей.


Facel Vega Facellia F2 Coach


Вскоре машина подверглась не значительной модернизации, она получила другие ручки дверей и иную форму лючка бензобака, эта машина называлась Facellia F2В, помимо этого в каталогах значилась 126 сильная версия, которая оснащалась 2мя карбюраторами Вебер, и могла развивать 194км/ч, однако фактов подтверждающих продажи Facillia F2S нету, скорее всего она так и осталась машиной выпущенной в единственном экземпляре.

 

Тем временем расплата за детские проблемы модели Facellia набирала оборот, июле 1962 года фирма объявила себя банкротом, однако суд разрешил продолжать коммерческую деятельность не смотря на многомиллионные долги предприятия.
Маленьким утешением стало завоевание второго места в своём классе на гонках в Монте Карло машины, которая подвела фирму к банкротству, экипажем Феселлии были Пуаро и Хезард.

Однако продажи дорогих машин стабильны, но продажи доступных версий не выходят на тот уровень, каким он был в год премьеры, пытаясь уйти от имиджа автомобиля с не надёжным мотором Жан Данони начинает устанавливаться на свои младшие модели моторы, которые зарекомендовали себя как сверхнадёжные — 1.8л 108ми сильные от Вольво, которые так же устанавливаются на купе шведской фирмы 1800SP. Трансмиссия так же была от Volvo, а по заказу машины могли оснащаться коробкой передач с овердрайвом от фирмы Laycock de Normanville. Машина получила иное оформление лицевой части, а так же круглые задние фонари. Что бы совсем отойти от предшественника, было решено сменить и имя на Facel III Type FB. Эта модернизация поспособствовала незначительному росту продаж.


Facel Vega Facel III FB Coach


Их продажа началась в апреле 1963 года, а уже через несколько месяцев дела фирмы перешли под крыло банкротного управляющего, коим было дочернее предприятие авиационной фирмы Sud-Aviation — SFERMA.

 

Новые управляющие решили ввести модель, которая бы заткнула нишу между дорогими 8ми и более дешевыми 4х цилиндровыми моделями. Таким образом в мае 1964 года была показана машина с 6ти цилиндровым мотором — Facel 6. Это был по сути Facel III с 2.85л 6ти цилиндровым 150 сильным мотором от Austin Healey 3000. В качестве трансмиссии на выбор предложили коробки либо от Остин Хили, либо уже старого знакомого — Понт-а-Муссон. Не зависимо от коробки передач машина развивала 195км/ч. Внешне машина отличалась удлинённым на 12см передком, а так же ярко выраженным горбом на капоте. Подвеска колёс была усилена под более тяжёлый двигатель, а тормоза получили усилитель.


Facel Vega Facel 6

 


салон Facel Vega Facel 6

 

В июне был произведён последний лимузин ЕХ2, наконец в сентябре запустили в производство Facel 6, однако выпустив всего 44 экземпляра, через месяц их производство прекратили, так же как и производство Facel III или Facel II. Так как фирма была вынуждена прекратить свою деятельность. Так закончилась история последнего французского производителя автомобилей высшего разряда.

За 10 лет было выпущено всего около 2900 экземпляров этих прекрасных машин, однако опыт французов не пропал зря, вскоре появилась целая серия европейских машин, которые в своих отточенных шасси несли булькающие низкооборотистые американские двигатели, как то AC, Bristol, Jensen, Gordon-Keeble, или ISO.

И кстати в этом месяце появилась информация, что некие немецкие бизнесмены хотят воскресить легендарную французскую марку, посмотрим, как говорится.


тизер будущего Facel Vega
Забытые имена. Глава 113. Facel Vega
наверх