Большинство отечественных предприятий в номенклатуре выпускаемой продукции имели секретные военные заказы. Как правило, такие заказы шифровались цифровыми кодами, и в документациях предприятий продукция для военных обозначалась как изделие № ХХХ.
Не миновала сия участь и Одесский автосборочный завод. Только-только молодое предприятие становилось на ноги, как для Министерства обороны тогда еще СССР был спущен сверху план по изготовлению спецзаказа. Начиная с весны 1952 года, было начато серийное производство первого изделия по заказу Министерства обороны – вращающейся кабины для радиолокационных постов. С этого момента предприятие постоянно сотрудничает с военными. Нужно отметить, что ОдАЗ, специализирующийся на производстве техники, связанной с автотранспортом вынужден был освоить производство неспецифической для него продукции.
Спустя некоторое время предприятие получает документацию, разработанную Мытищинским машиностроительным заводом на производство одноосных полуприцепов ОдАЗ-778М военного предназначения. Полуприцеп имел раму ломаной конструкции и предназначался для перевозки специальных грузов как по дорогам общего назначения, так и по бездорожью. ОдАЗ-778М создавался специально под седельный тягач ЗИЛ-131В, хотя на практике не редко работал в составе и с ЗИЛ-157КД. Грузоподъемность этого изделия составляла без малого 4000 кг. Для укрытия груза от непогоды и любопытных глаз полуприцеп комплектовался складным тентом с каркасом в виде дуг.
Полуприцеп ОдАЗ-778М с седельным тягачем ЗИЛ-131В. |
Кроме производства спецзаказа по присланной сверху документации, на ОДАЗе разрабатывали и внедряли в серийное производство полуприцепы собственной конструкции. В результате таких работ были внедрены полуприцепы-фургоны ОдАЗ-828 и ОдАЗ-936. Полуприцепы использовались для установки в них сложной аппаратуры весом до 5,5 т, а основными тягачами для них были ЗИЛ-131В и Урал-377С соответственно. Конструктивно эти изделия представляли собой цельнометаллические крытые фургоны, облицованные снаружи металлическими листами, а изнутри прочной влагостойкой фанерой. Между наружной и внутренней обшивкой был выложен теплоизолирующий материал для поддержания в салоне полуприцепа внутреннего климата. Для крепления аппаратуры предусмотрены различные стеллажи, полки, направляющие. Для входа-выхода предназначались двухстворчатая задняя и одностворчатая боковая двери.
Полуприцеп-фургон ОдАЗ-828. |
Полуприцеп-фургон ОдАЗ-936. |
Но вернемся к производству. К 1960 году автосборочный завод уже на потоке собирал два типа кабин для радиолокационных станций - изделия № 631 и № 655, а также полуприцеп ОдАЗ-828. О темпах производства продукции для военных в 1960-х годах можно судить из таблицы.
Производство полуприцепов ОдАЗ-828 и изделий № 631 и № 655
| Полуприцепы ОдАЗ-828 | Кабины 631 и 655 |
1960 | 78 | 430 |
1961 | 250 | 650 |
1962 | 600 | 650 |
1963 | 600 | 600 |
1964 | 600 | - |
1965 | 600 | - |
Используя опыт в постройке и эксплуатации полуприцепов ОдАЗ-778М, конструкторское бюро ОдАЗа приступило к проектированию по заказу Министерства обороны бортовых полуприцепов. Учитывая все требования военных, за основу было взято двухосное шасси в качестве опорной тележки. Для того, чтобы снизить погрузочную высоту за основу была так же принята конструкция со ступенчатым полом. Тентованные бортовые полуприцепы ОдАЗ-9325 и ОдАЗ-9350 с тягачами ЗИЛ-131В и Урал-375С (КамАЗ-4410) соответственно способны были транспортировать 6 и 10 тонн груза.
Полуприцеп ОдАЗ-9325. |
Полуприцеп ОдАЗ-9350 с седельным тягачем КамАЗ-4410. |
Тема военных разработок постоянно присутствовала на предприятии. Так в 1980 - 1981 годах предварительные заводские испытания прошли полуприцепы-фургоны моделей «9970», «9971», «9956» и «9972». Кузова полуприцепов предназначались для установки радиотехнической аппаратуры в шкафах. Для их производства были использованы самые лучшие материалы, способные препятствовать воздействием внешней среды. Поэтому эти модели были рассчитаны на безгаражные условия содержания. Это были своего рода гиганты среди выпускаемой на ОдАЗе продукции. Их грузоподъемность составляла от 6,5 до 13 т. При этом внутренний объем помещения составлял от 40 до 60,5 куб.м. Основными тягачами для них были автомобили Урал-4420 и КрАЗ-260В.
Полуприцеп ОдАЗ-9970. |
Полуприцеп ОдАЗ-9956. |
Полуприцеп ОдАЗ-9972. |
Производство прицепной техники для военных, хоть и в небольшом количестве, продолжалось на протяжении всего настоящего времени. До последнего момента российское Министерство обороны заказывало у одесситов полуприцепы-фургоны ОдАЗ-9970, которые в производственной программе предприятия производятся уже почти 20 лет. Теперь, когда доктрина соседнего государства поменялась, эта продукция осталась невостребованной. Для того, чтобы продолжить более чем полувековое сотрудничество с военными, на ОдАЗе разработали полуприцеп для транспортировки военной техники ОдАЗ-930010. Новой разработкой, как ни странно, заинтересовались украинские военные, а проведенные испытания показали, что полуприцеп, созданный на ОдАЗе удовлетворяет всем современным требованиям, предъявляемым украинским Министерством обороны. Полуприцеп снабжен специальными трапами для заезда как колесной, так и гусеничной техники.
Полуприцеп ОдАЗ-930010. |