Истоки автомобилизации исходят от Джованни Батисты Чейрано, у которого было еще три брата: Джованни (родители оригиналы однако), Маттео и Эрнесто, их отец был часовщиком, так что пацанам знакомы были механизмы и их строение. В возрасте 20 лет старший брат переезжает из Кунео в Турин, расширять свой кругозор механика. Там он увлекается велосипедными гонками, и через 8 лет после прибытия в Турин (в 1888м году) он строит на территории принадлежавшей местному изготовителю консервов Джузеппе Ланса мастерскую, в которой сначала начинает продавать велосипеды, а потом и сам изготавливать их и продавать под маркой Welleyes (в конце 19 века в Италии была мода на английский язык и названия), кстати название придумал его сосед Джованни Лянчиа, чей сын Винченцо постоянно бегал к соседям и смотрел как работают дяди Джованни, Маттео и Эрнесто в своей мастерской.
В 1895м году велосипедист выступавший на продукции братьев занял первое место в веллогонках Турин-Асти-Турин и после этого фирму ждал успех, т.к. повторю спорт был главной рекламой колёсной продукции в то время. Вскоре Джованни Батиста решил замахнуться на Вильяма, нашего Шекспира, т.е на автомобиль. В октябре 1898 года он основывает фирму Ceirano Giovanni Battista & C, в состав правления которой входят так же Эмануэль Бричеразио, Аттилио Каллигарис, Пьетро Феонльо и Чезаре Гориа Гатти, помимо этого в штате сотрудников числился 17 летний Винченцо Лянчиа, который занимал первоначально должность бухгалтера и его ровесник Фелличе Наззаро, который работал механиком, кстати жил будущий гонщик на чердаке мастерской.
В апреле 1899 года Аристид Факкиоли построил первый автомобиль с 2х цилиндровым 660 кубовым мотором, который так же назвали Welleyes. Он имел двухскоростную ременную коробку передач.

Однако у бизнесменов не оказалось достаточно средств, что бы начать производить свою продукцию серийно. В это же время отставной офицер Джованни Аньелли, который повидал мир и которого печалил тот факт, что Италия отставала от Франции и Германии по части развития автомобилизма искал возможность производить что-то на своей любимой родине, при этом большой патриот не хотел покупать лицензии на разработки иностранцев, и тут он наталкивается на такой вот прототип. За Аньелли стоят финансовые воротилы из Турина, которые действуют не сколько с патриотической точки зрения, сколько кошелькового :) В итоге в июле 1899 года в доме Джованни Батисты Чейрано происходит покупка его фирмы и конструкции автомобиля, а так же создание новой фирмы — Fabbrica Italiana Automobili Torino или FIAT.
Д.Б. Чейрано достаётся место торгового агента фирмы, однако продавать FIAT 3 1/2HP, который был клоном его прототипа не входило в планы конструктора и уже в 1900м году он покидает фирму FIAT и через год основывает вместе с братом Маттео новую фирму — Fratelli Ceirano & C (Братья Чейрано). Но т.к. конструктор Факкиоли остаётся работать на FIAT, то братья решают купить конструкцию автомобиля у других братьев — по фамилии Рено. Французы продали лицензию на три модели: две одноцилиндровые 5НР и 6/8НР и четырёхцилиндровую 4.4л машину 16НР.

В ноябре 1903 года Маттео покинул фирму брата, что бы основать собственное дело — Ceirano Matteo & C, которое начало производить автомобили с одноцилиндровыми моторами фирмы De Dion. Тем временем в фирму Джованни Батисты приходит его второй брат — Джованни Юниор, которые переименовывают Fratelli Ceirano & C в Fratelli Ceirano GG & C, продолжая выпускать прежнюю продукцию из комплектующих фирмы Renault. В это же время, в нояре 1904 года Маттео переименовывает свою фирму в Ceirano Matteo & C. – Vetture Marca Itala, о которой я чуть позже напишу более подробно. И опять неугомонный Джованни Батиста основывает еще одну фирму — Società Torinese Automobili Rapid (STAR), теперь его компания выпускает автомобили марки Rapid собственной конструкции, автором которых является Родольфо Чио, который погибнет в 1906м году во время испытаний новой машины. Первые машины этой фирмы имели 4х цилиндровые моторы объёмом 4.5л (16/24НР) и 7.4л (24/40НР), в 1907м году появился 10.5л автомобиль 50/70HP, но после смерти Джованни Батисты Чейрано в 1912м году у руля компании стал его тёзка по фамилии Маджи, и фирма стала предлагать только малолитражные автомобили 10/12HP с моторами объёмом 1.6 литра, которые после Первой мировой трансформировалась в Tipo 10. В 1921м году компанию купилa фирма SPA.
Джованни Юниор закрывает фирму Fratelli Ceirano GG & C и основывает собственное предприятие Ceirano Giovanni Junior & C, которое начинает производить модели 9½HP с одноцилиндровым мотором фирмы De Dion, 12/14HP с 2х цилиндровым и 4х горшковый 16/20HP, но уже в том же 1905 году он переименовывает в фирму Fabbrica Junior Torinese Automobili, которая продаёт свою продукцию под маркой Junior, которая продолжает выпускать прежние модели, к которым присоединяется более крупная модель 18/25НР. В 1907м году компанию объединяется с фирмой Officine Turkheimer per Automobill e Velocipedi. Через два года объединённая фирма прекращает свою деятельность, из-за того что публика не приняла дорогущую модель 30/40HР, при 8 литрах объёма мотор развивал мощность в 45 л/с, которая позволяля машине разгоняться до 100км/ч. Кстати эта машина принесла определённую славу марке благодаря победам на Тарга Флорио в 1908м году.

Между тем еще в 1906м году Джованни Юниор покидает свою фирму Fabbrica Junior Torinese Automobili и основывает новое предприятие — Societa Ceirano Automobili Torino или SCAT. Совладельцем предприятия стал его сын Джованни. Про это предприятие я еще напишу, в этой же главе (но не знаю в какой части), но скажу сразу, что в 1917м году отец и сын покинут свою фирму и откроют новый бизнес под названием Ceirano Giovanni Fabbrica Automobili. В 1919м году Ceirano представит модель C1 с 4х цилиндровым мотором объёмом в 2.3л и мощностью в 20л/с, вскоре появляется спортивная версия этой машины, которая имеет уже 45л/с под капотом, что позволяло 4х местной машине развивать до 80км/ч.

В 1921м году появились гоночные модели с 2.5л и 2.8л моторами — CS2 и CS4, "Эрнесто" настоял на этом будучи заядлым гонщиком. Это были довольно успешные спортивные автомобили, которые положительно проявили себя на гоночных трассах, так в 1922м году на состязаниях Semana Automovilistica Sarda модель CS4 пришла третей к финишу. В том же 1922м году фирма переименовалась в Ceirano SA, тогда же выпустили 6ти цилиндровую модель Tipo 30 Lusso с 3х литровым мотором, которая стала последней в рамках фирмы Ceirano SA.

Расслабились? А зря, я еще не закончил :) Я уже упомянул, что в ноябре 1904 года Маттео переименовывал свою фирму в Ceirano Matteo & C. – Vetture Marca Itala, которая стала известна нам по марке Itala, о которой скоро и напишу (наверное в следующей части повести). Так вот, в 1906м году Маттео покидает свою фирму и основывает другую — Società Piemontese Automobili или сокращенно SPA, которая и поглотит в 1921 году фирму STAR, основанную Джованни Батистой Чейрано.
Вот теперь можете расслабиться, а я пока начну писать про некоторые из созданных этим безумным кланом марки.
Società Torinese Automobili Rapid была основана в 1904м году, как я уже говорил Джованни Батистой Чейрано. Чейрано купил помещения которые принадлежали раньше фирме Bianchi. Чейрано нанял на своё предприятие инженера Родольво Чио, который и разработал первые модели фирмы: 16/24НР (4.5л) и 24/40НР (7.4), эти машины отличались наличием кардана, в то время когда крупные машины большинства других фирм имели еще цепную передачу. В 1906м году когда Чио испытывал новую 10.5л машину 50/70НР он разбился, но тем не менее в 1907м году в производство пошла модель 50/70НР, одна из этих машин приняла участие в Тарга Флорио 1907 года, однако Кариолато должен был сойти с дистанции из-за поломки автомобиля.

В 1912м году после непродолжительной болезни умирает старший из братьев — Джованни Батиста Чейрано, у руля его компании становится Джованни Батиста Маджи. А само предприятие переходит на производство грузовых автомобилей, которые пользуются большим спросом. В 1915м году фирма начинает выпускать легковую модель 10/12НР с 1.6л мотором мощностью в 12л/с, в тоже время Италия вступила в войну, фирма начинает производить грузовики и снаряды для итальянской армии, после войны фирма пыталась возобновить производство довоенной модели 10/12НР под название Tipo 10, однако спроса на продукцию не было, поэтому завод, который занимал площадь в 50 000м2 был преобразован в ремонтную мастерскую, а в 1921м году компанию выкупила фирма SPA, которая в 1925 году продала участок с заводом фирме Roberto Incerti & C. Villar Perosa, изготавливавшей шарикоподшипники. Кстати фирма RIV, которая построила новый завод на месте старого здания, принадлежала Джованни Аньелли, тому самому, который когда-то купил конструкцию первого автомобиля Джованни Батисты Чейрано, кстати на тот момент бывший офицер был уже сенатором и одним из богатейших людей на планете.
Societa Ceirano Automobili Torino была образована в июле 1906 года после того как Джованни Юниор Чейрано покинул другое своё детище — Fabbrica Junior Torinese Automobili, к бизнесу отца присоединился и Джованни Чейрано, видимо с фантазией на имена в клане дело обстояло не очень, поэтому что бы не путать самого молодого Джованни, который выступал в соревнованиях, родня звала Эрнесто. В отличие от фирм своих братьев и вообще других итальянских производителей, которые страдали гигантоманией моторов, предприятие выпускающее автомобили марки SCAT начало свою деятельность с довольно скромной модели 12/16НР, которая имела 4х цилиндровый 2.7л, однако это не значило, что машина была примитивной конструкции, наоборот машина имела 4х ступенчатую коробку передач, карданный привод и зажигание от магнето. Через год появились более крупные машины: 16/20НР с 3.05л мотором и модель22/32НР с 3.8л двигателем, благодаря не очень дорогим моделям фирма не смотря на экономический кризис 1907 года спокойно пережила смутное время.

В 1910м году в модельный ряд составляют две модели: 15/20НР, который вырос из 12/16НР, хотя объём мотора остался прежним, и модель — 22/32НР, которая получает мотор увеличенный в объёме до 4.4л, правда прибавки в мощности на этот раз не произошло. В 1911м году фирма строит гоночный автомобиль 60/75НР с 6.3л мотором типа ОНС, на котором в Тарга Флорио едет состязаться Джованни "Эрнесто" Чейрано, который возвращается с состязаний с золотой медалью, через год британец Кирилл Снайп, выступая на этой же машине, так же выигрывает главный приз.

В 1912м году модель 15/20НР получает более крупный 2.95л двигатель, а модель 22/32НР трансформируется в 25/35HP, которой рабочий объём увеличили до 4.7л, вместе с тем фирма после двух побед в главных итальянских состязаниях решает выставить на продажу свою спортивную модель, которая технически не отличается от той, которая гоняла на трассах Тарга Флорио. Т.к. фирма успешно продавала свою продукцию, то к первому января 1914 года приурочили открытие нового завода площадью в 40 000 км, штат работников увеличился в 4 раза, т.е. до 600 человек. С открытием нового завода началось производство и новой модели, которая стала самой маленькой в производственной гамме — 12/18НР с 2.1л мотором.

А в место модели 15/20НР запускают в серию новую машину, с бОльшим мотором, объёмом 3.5л — 18/30НР. В этом же году "Эрнесто" снова участвует на Тарга Флорио, где он бьёт все рекорды трассы, однако за два часа до окончания гонок он снижает темп и на финише занимает только третью ступеньку пьедестала. С началом войны прекращается производство гоночной модели, другие машины стали выпускаться в меньших количествах вплоть до 1916 года, т.к. основную продукцию теперь составляют грузовики для итальянской армии. В 1917м году фирму выкупает глава французской отделения фирмы Hispano-Suiza — Анри Бразье, который начинает выпускать авиационные двигатели своей фирмы, а оба Джованни Чейрано продав свои доли покидают предприятие и открывают фирму Ceirano Giovanni Fabbrica Automobili. Новая фирма начинает с 1919 года производство собственных моделей, до этого выпуская модели фирмы SCAT — 12/18НР и 25/35НР. Этим Чейрано удалось переманить своих клиентов к себе, т.к. всё равно фирма SCAT в это время легковушек не выпускала.
В 1921м году фирма SCAT решила возобновить производство легковых автомобилей, т.к. авиационные двигатели уже никому не были нужны, однако в серию пошли не довоенные машины, а новые — 18/25НР с 2.1л мотором и 30/40НР с 4.7л двигателем, а так же была представлена большая спортивная машина — SCAT 120HP Corsa c 9.2л мотором.

В 1922м году модельный ряд подвергается модернизации, 18/25НР получает 2.2л двигатель, модель 30/40НР так же как и 120НР покидают своё место на конвейере, а мощности завода теперь заняты производством двух новых более доступных машин: 12/16НР с 1.5л мотором и 20/30НР с 3х литровым. Тем временем Джованни Чейрано решил вернуть себе фирму SCAT и начал искать любые лазейки в законодательстве, что бы снова стать у руля своей бывшей фирмы, однако это ему удалось только в 1923м году после того, как он скупил акции SCAT. Он объединяет свою фирму Ceirano SA, в которую в 1922 году была переименована Ceirano Giovanni Fabbrica Automobili, с фирмой SCAT, образовывая компанию SCAT-Ceirano. Чейрано прекращает производство машин разработанных до его прихода, а вместо них начинается производство новой машины, оснащённой 1.5л двигателем мощностью в 30л/с — N150 Ceiranina, эта не большая машина оснащалась 4х ступенчатой коробкой передач. Машина была спроектирована Кандито Виберти, который был вдохновлён Lancia Lambda, поэтому видно внешнее сходство автомобилей. Вскоре появилась спортивная версия машины — S150, которая получила тормоза всех колёс, мотор этой машины имел тот же объём, но теперь клапана располагались не по бокам, а сверху. Эта машина могла развивать скорость в 105км/ч, что было на 15км/ч больше "нормальной" версии. Эту спортивную машину продавали в Великобритании под названием Newton-Ceirano 14НР.

В 1926м году появляется более крупная модель 250, оснащённая 2.3л мотором, через два года её снимут с производства, так же как и модель N150, а S150 получит переднюю независимую подвеску и дизайн кузова похожий на Lancia Artena, покупателям эту машину предлагали как S150 VVV. В 1929м году концерн Fiat SpA выкупает фирму у Джованни Юниора Чейрано, предлагая ему место управляющего директора, на котором он продержался до 1931 года. Пока он числился в штате фирмы компания продолжала выпускать в малых количествах SCAT S150 VVV, в то время как основном продукцией в то время являлись грузовые автомобили. В 1931м году FIAT решил объединить фирмы SCAT и SPA, последний из которых попал в сферу влияния FIAT в 1926м году и с того времени делал только грузовики. После того как SCAT перешел под юрисдикцию фирмы SPA марка SCAT исчезла, правда имя Ceirano вплоть до 1940 года продолжили носить армейские грузовики выпускаемые фирмой SPA.
Что касается Джованни Юниора и Джованни "Эрнесто" Чейрано, то в 1934м году они покупают фирму Fabbrica Anonima Torinese Automobile (F.A.T.A), которая производила автомобили с 1920 года, но т.к. покидая свои должности в концерне FIAT Чейрано подписывают договор о том, что больше не могут заниматься производством автомобилей, то их предприятие начинает выпускать комплектующие для грузовиков фирмы Alfa Romeo, их предприятие продержится до конца Второй Мировой Войны, после чего прекратит свою деятельность.
Societa Piemontese Automobili Ansaldi-Ceirano или просто SPA.
В мае 1906 года Матео Чейрано покидает свою фирму, которая к тому времени носила название Fabbrica Automobili Itala. Он связывается с Микеле Ансальди, который по личным мотивам покинул фирму FIAT, переговорив мужчины решают открыть своё дело, которое и назвали Societa Piemontese Automobili Ansaldi-Ceirano, главным спонсором их бизнеса выступил другой Микеле, по фамилии Ланца. Вскоре после регистрации компании, которая произошла в июне 1906го, начинается строительство завода площадью в 12 000 м2 в котором планировалось дать работу 300 сотрудникам. Пока шла стройка Чейрано взялся за проектирование первых автомобилей марки и в 1907 году на Туринском автосалоне было продемонстрированы две машины: 28/40HP и 60/70HP, первый был оснащен 4-цилиндровым 7.8л двигателем, а второй имел 6-цилиндровый 11.7л мотор. Эти машины, которые могли иметь два варианта колёсной базы (3.1 или 3.3 м) оснащались карданным приводом, но при всех их плюсах имелся большой минус — машины эти были слишком дорогими, хотя чрезмерная цена не помешала лучшим водителям-господам приобрести их. Одними из первых покупателей были Гамба, маркиз Паллавичино, кавальеро Флорио и барон Леонидо да Зара.

В 1908м году гонщик Руджероне отправляется на 28/40НР из Турина в Санкт-Петербург, где должен был быть дан старт гонкам по маршруту Санкт-Перербург — Москва. Что интересно Руджероне приходит вторым в этих состязаниях, практически будучи всё это время за рулём своей машины без смены и отдыха. Этот успех стоил фирме контракта с русской армией на поставку грузовых автомобилей. В этом же году фирма сливается с генуэзской фирмой Fabbrica Ligure Automobili Genova, за которой стоит богатый промышленник Чезаре Гамба, его фирма была на рынке с 1905 года и уже имела кое-какую торговую сеть. После слияния фирма стала называться Società Ligure Piemontese Automobili, но продукция продолжила носить называние SPA. Главный офис компании переехал в Геную, но производственные мощности остались в Турине.
В 1909м году барон Куппа участвует на Тарга Флорио которые и выигрывает, а барон да Зара вскоре ставит рекорд трассы в Модене, и всё это на модели 28/40НР. В этом же году модельный ряд фирмы расширяется за счёт более доступной модели 10/12HP, это была 2х цилиндровая 1.7литровая машина, которая оснащалась 3х ступенчатой трансмиссией, в то время как крупные машины имел все 4 передачи. Через год появляется 25/30HP с 4х цилиндровым 4.4л двигателем, эти машины начинают активно продаваться в Великобритании с 1910, где их назовут лучшей автомобильной продукцией, что поступает с Апеннин. Так же в 1909м году на мощностях фирмы начинается производство авиационных двигателей, автором которых был инженер Аристид Факкиоли работавший в Fiat Aviazione.
В 1910м году фирма выигрывает тендер на поставку грузовых автомобилей и итальянской армии, так что дела идут отлично, правда через год фирму покинет Микеле Ансальдо, который устроился в Gruppo Piemontese, а через четыре года из SPA уходит и Матео Чейрано. В 1913м году модель 60/70НР сняли с производства и её сменила новая 6ти цилиндровая машина 50НР с мотором 7.4л. Во время первой мировой войны производство легковых автомобилей сошло на нет, т.к. завод начинает производить лучшие самолёты участвовавшие в военных действиях — SVA, а так же грузовые машины. В это время завод работает только на государство, к 1918м году когда война подходит к концу с одной стороны завод был завален заказами, а с другой государство постоянно тянуло с оплатой, так что финансовое положение было не устойчивым.

Вскоре возобновилось производство легковой машины 25/30НР, а так же новой модели 14/16НР которая имела 1.8л двигатель, однако дела шли из рук плохо, и в феврале 1923 года Чезаре Гамба продаёт фирму братьям Пию и Марию Перроне, которые возвращают главный офис в Турин. В это же время они запускают в производство автомобили, работа над которым шла с 1921 года: Tipo 23 и Tipo 24. Первый имел 4х цилиндровый 2.8л мотор мощностью в 50л/с, в варианте со спортивным кузовом машина могла развивать скорость в 120км/ч.

Однако модель Tipo 24 была куда интересней с технической точки зрения, она имела 6ти цилиндровый мотор объёмом 4.4. Этот двигатель имел два верхних распредвала, четыре клапана на цилиндр, каждый цилиндр имел и по две свечи зажигания, поршни были изготовлены из лёгких сплавов, всё это дело питало два карбюратора, в итоге мотор выдавал 90 л/с, что позволяло развивать автомобилю максималку в 135км/ч, что для начала 20х годов для машины с мотором такого объёма было нечто недостижимое. Эта машина стала принимать участие в различных состязаниях, и побеждать в них.

Позже появляется модель Tipo 25, это был 4х цилиндровый автомобиль, тоже с мотором объёмом в 4.4л, но менее продвинутый технически, т.к. он развивал всего 40 сил. В 1925м году братьям Перроне не по карману содержать фирму и они продают её фирме Ansaldo Automobili, за которой стоит Джованни Ансальдо, а через год он перепродаёт фирму группе Fiat Veicoli Industriali, которая автономна от концерна FIAT.
Новые хозяева прекращают производство легковых автомобилей, оставляя программу по выпуску грузовых автомобилей, автобусов, а также военного транспорта. В 1932м году FIAT объединил фирмы SCAT и SPA, оставив в живых только марку SPA, под которой и продавались выпускаемые грузовики. Во время второй войны фирма будет производить артиллерийские тягачи и прочие военные грузовики, из-за чего заводы подвергнутся массивным бомбардировкам со стороны союзников СССР. В 1947м году Fiat Veicoli Industriali теряет свою самостоятельность и попадает в сферу влияния концерна, Società Ligure Piemontese Automobili переименовали в Costruzione SPA, которая продолжила выпуск грузовой продукции до 1949 года, после чего FIAT решил покончить с этим брендом.
Забытые имена. Глава 140. Клан Чейрано (Ceirano) Часть 1: Ceirano/Junior/STAR/SCAT/SPA