Многие любители автомобилей слышали про самый-самый дорогой авто 30х годов — Bugatti Type 41 La Royale. Сегодня немного про него и не только.
В середине 20х годов прошлого века Этторе Бугатти строил одни из самых быстрых автомобилей не только в своём классе, но и вообще в целом, однако у машин фирмы не было имиджа солидных, только спортивная слава, а тут еще одна британская аристократка как-то высказалась при Этторе, что мол французские автомобили быстры (подразумевая Бугатти), но кто хочет себе лучший автомобиль в мире, должен обратиться к Роллс Ройсу. Это задело Бугатти и он начал работать над конструкцией самого лучшего автомобиля во всём мире, которому он дал название La Royale. Бугатти планировал поставлять своё лучшее творение королевским особам, поэтому и дал такое название.
Очень часто пишут, что база Bugatti Type 41 "La Royale" была самой длинной в мире, но это не так, еще длиннее были базы у бельгийских Minerva, но тем не менее говорить об одной из самых длинных колёсных баз позволяет нам первый прототип этого автомобиля. Дело в том, что прототип имел колёсную базу в 4.57м, в то время как серийные машины оснащались уже более короткой 4.32м колёсной базой. Так же первый автомобиль имел рабочий объём в 14.7л при 8ми цилиндрах и мощность в 300л/с. Донором для мотора послужил авиационный V16 спроектированный Этторе, однако не понадобившийся французской армии. Длина мотора составляла 1.5м, а вес около 380кг, из них 137кг приходилось на кривошипный вал. Коробку передач установили 3х ступенчатую, первая передача нужна была для трогания с места, потом врубали 2ю на которой можно было ехать до 150км/ч, потом задействовали 3ю которая и позволяла развить большущему (6.5м) автомобилю скорость в 200км/ч.
прототип Bugatti Type 41 La Royale в 1926м году
Первые шасси оснастили кузовом типа фаэтон от Packard Twelve, машина была представлена публике на автомобильной выставке в Париже, однако т.
к на машину не нашлось покупателя, то Бугатти решил оставить машину себе, переодев её в 1928м году в двухдверный кузов типа купе, кузов был создан собственными усилиями фирмы Bugatti.
Bugatti Type 41 La Royale Fiarce Coupe
Однако и этот кузов не понравился Патрону, т.к. имел не пропорциональный вид, поэтому в том же году шасси 41.100 получило четырёхдверный кузов типа седан, так же спроектированное Этторе, но этот кузов выполненный в каретном стиле вскоре установили на другие шасси (о них будет речь ниже).
Bugatti Type 41 La Royale Berline
Поэтому в 1929м году французскому отделению фирмы Weymann было поручено построить новый, более привлекательный кузов типа купе на шасси нр 41.100. Однако в 1930м году Этторе Бугатти ехал на машине из Парижа в Мользхайм, по дороге он уснул за рулём и разбил машину, Патрон и его жена остались живы, однако кузов пришлось заменить.
Bugatti Type 41 La Royale Coach Weymann, т.к. фоток полноразмерной машины не нашёл, любуйтесь моделькой в масштабе 1/43
разбитый Bugatti Type 41 La Royale Coach Weymann
На этот раз машину одели в элегантный кузов типа Купе Де Виль, т.е. в котором пассажиры сидели в закрытом кузове сзади, а наёмный водитель находился под открытым небом, показывая статус владельца, а наёмный водитель требовался для такой машины тем более что, что бы управлять махиной нужна была не дюжая сила, т.к. барабанные тормоза всех огромных (24") колёс имели только тросовый привод (без модного тогда усилителя системы Девандре), т.е. ноги водителя должны были быть нужного размера, что бы продавить педальку в пол :)
Новый кузов был спроектирован и построен Жаном Бугатти, которому на тот момент было всего 22 года, кроме кузова доработали и шасси, которое было решено укоротить на 20см, эта машина получила номер 41.110. Самое интересное, что этот автомобиль был назван хозяевами Coupé du Patron, однако по чей-то ошибке, чьё имя не вошло в историю, все стали называть машину Coupe Napoleon, поэтому этот автомобиль, которым пользовался лично Патрон до самой своей смерти, и который существует по сей день все эти годы носит неправильное название (кто это не прочитал, останется безграмотным на всю жизнь :) )
Bugatti Type 41 La Royale Coupé du Patron
На фотографиях не понятны габариты автомобиля, вот для сравнения серийный Т37 стоящий рядом с Т41 (слева)
Наконец в апреле 1932 года появляется первый заказчик на этот баснословно дорогой автомобиль, им стал простой французский бизнесмен, а отнюдь не король или хотя бы князёк, Арман Эсдер, который имел предприятия по изготовлению одежды. Эсдер заказывая автомобиль с номером шасси 41.111 попросил изготовить открытый родстер без фар, т.к. он планировал использовать шикарный автомобиль только в светлое время суток (и правильно, кто увидит понтовый авто в темноте). Проектировать кузов взялся Жан Бугатти (сын Патрона), за основу кузова был взят кузов типа родстер от модели Т55, который немного расширили и удлинили. Этот автомобиль оснастили более мелким двигателем, объёмом всего в 12.7л, правда который как и более крупный двигатель имел по 3 клапана и две свечи зажигания на каждый цилиндр, так что "мелкий мотор" тоже мог выдавать порядка 280 сил уже при 1800 об/мин, кстати именно на этой машине Жан Бугатти смог развить скорость в 205км/ч.
Жан Бугатти возле Bugatti Type 41 La Royale Roadster Esders
В 1938м году Эсдер продал машину, её передали в кузовное ателье Анри Бэндера, который изготовил бронированный кузов типа Coupe De Ville. Предполагалось что машину купит король Румынии Кароль Второй, однако тот так и не выкупил машину, тогда её продали французскому дипломату Раймону Патенотре, который был тогда послом Франции в Испании.
Bugatti Type 41 La Royale Сoupe De Ville Binder
В наши дни машина, которая за это время сменила не одного владельца принадлежит концерну VAG, вернее его дочернему предприятию Bugatti Automobiles SAS. В 1991м году главный скупщик автомобилей этой легендарной марки Фритц Шлюмпф профинансировал постройку копии родстера, на "реплике" использовались оригинальные узлы, которые Шлюмпф в своё время выкупил у семьи Патрона, которые в свою очередь хранились в семейном гараже в качестве запчастей, двигатель был снят с тепловозов на которые и установили оставшиеся 23 двигателя, правда эти моторы были дефорсированы до 200л/с за счёт другой системы питания и зажигания. А вот кузов полностью современная работа, правда проведённая по оригинальным чертежам.
реплика Bugatti Type 41 La Royale Roadster Esders
Третий изготовленный и второй проданный автомобиль был заказан в мае 1932 года, на этот раз заказ пришёл из Германии, физик Йозеф Фукс заказал шасси под номером 41.121, которые должны были доставить кузовщику Людвигу Вайнбергеру, кстати Фукс выступал в любительских гонках, так что его выбор в принципе понятен. Тем временем Karosserie Ludwig Weinberger изготовили кузов кабриолет, который встал доктору Фуксу в приличную копеечку, даже бронированный Купе де Виль стоил намного дешевле "немецкого" кабриолета.
Bugatti Type La Royale 41 Cabriolet Weinberger
Однако в 1933м году в Германии к власти приходит Гитлер, Фукс сначала подаётся в Швейцарию, а в 1934 решает переехать в Китай. Вскоре за ним в Шанхай прибыл и его автомобиль, однако в 1937м году японцы начинают военные действия в Китае, не желая жить в нервозной обстановке доктор Фукс переезжает в США. Зимой 1937-1938 года когда Фукс был в Нью-Йорке ударили холода, воду с двигателя никто не слил, и это привело к пробитому блоку, починить такой сложный автомобиль в США не представлялось возможным, в итоге Фукс продал свой автомобиль за гроши, через 5 лет, в 1943 году один из инженеров General Motors — Чарльз Чейни, который позже станет вице-президентом концерна, обнаружил машину на свалке, он её выкупил и отреставрировал, правда в свойственной для американцев манере: вместо одного карбюратора было установлено четыре, марки Stromberg, механические тормоза переделаны на гидравлику, салон сделали заново, поверх родных дисков установили хромированные колпаки и заодно изменили цвет кузова, вместо черного с жёлтыми полосками, как на фото номер 11, машина стала цвета слоновой кости. Хотя надо благодарить случай, за то что Чейни увидел эту машину и оживил её.
Bugatti Type La Royale 41 Cabriolet Weinberger
Еще одни из изготовленных 6ти шасси, под номером 41.131, приобрёл британский капитан в отставке Кутберт Фостер (сделавший состояние на консервированных супах), который отослал их в Лондон фирме Park, Ward & Co Ltd. Фостер до этого владел здоровенным лимузином Daimler, вот и теперь он заказывает кузов в стиле британских лимузинов. Это единственный "Роял", который одет в британский покрой и единственный, который имеет боковые запаски. В 1946м году Фостер продаёт старую семиместную машину Джеку Лемону Бёртону, который через четыре года перепродал машину одному коллекционеру по фамилии Шекспир, тот имел на тот момент крупнейшую коллекцию из автомобилей марки Bugatti, но в 1966м году братья Шлюмпф скупили все 30 машин у Шекспира, дополнив свою коллекцию уже имеющихся автомобилей.
Bugatti Type 41 La Royale Park Ward Limousine
В 1931м году Бугатти хотел продемонстрировать одну из своих "королевских" машин на выставке в Лондоне, для этого он заказывает кузовостроительной фирме Kellner кузов для шасси 41.141. Kellner славился своими кузовами изготавливаемых для Hispano-Suiza и Duesenberg, кузовщики показали несколько проектов Бугатти и тот выбрал вариант с кузовом купе. В октябре машина была готова, и показана на выставке в "Олимпии", где и проходили все автомобильные выставки в Лондоне. Машина получила положительные отзывы за стиль, техническое оснащение и т.д., но людей ввёл в ступор ценник на этот автомобиль, поэтому покупателя на него в Англии не нашлось, так что Этторе оставил эту машину своей дочери. После смерти отца Эбе Бугатти продала машину в десять раз дешевле, чем Этторе просил за свою машину, кстати во время войны эта машина была замурована в стене особняка Бугатти, что бы нацисты не реквизировали её для нужд вермахта.
Bugatti Type 41 La Royale Coach Kellner
Еще одна не проданная машина, которая осталась в семье и имела номер шасси 41.150, была построена не последней, а одной из первых. Еще в 1929м году до того, как случалась авария с первой машиной, Этторе Бугатти построил "короткие" 4.31м шасси, одев на них четырёхдверный кузов, который показан на фото номер 3, Патрон который любил лошадей и всё с ними связанное назвал этот любимый им автомобиль Berliner d'Voyage, и так же его использовал в личных целях, как и Купе Де Виль, эта машина тоже была замурована в стене, и в 1950м году продана дочерью Бугатти. Кстати первоначально машина была полностью одного, светлого раскраса, позже добавили чёрной краски.
Bugatti Type 41 La Royale Berliner d'Voyage
Читатели которые осилили столько букв спросят теперь, что за фигня, и при чём тут "Слон в цирке"? Дело в том, что автомобили этой модели украшались маскотом в виде слона стоящего на шаре, но эта фигурка была установлена не просто так, типа подчёркивая габариты машины, а причина её появления на этой машине была совсем другой. . .
Маскот Bugatti Type 41 La Royale
Дело в том, что в семье Бугатти Этторе был не единственным гением, его отец Карло Бугатти был известным краснодеревщиком, который работал в новом тогда стиле арт-нуво. Карло не только делал мебель, но и создавал ювелирные украшения и даже музыкальные инструменты, так же он имел образование архитектора, в дом этого итальянца были вхожи многие творческие личности того времени, как например Лев Толстой, композитор Пуччини или скульптор Паоло Трубецкой. Паоло Трубецкой был внебрачным сыном князя Петра Трубецкого, который был послом в Италии, и американской пианистки Ады Уиненс, не смотря на то что он был самоучкой Паоло стал известным скульптором, который например создал памятник Гарибальди или памятник Александру III в Санкт-Петербурге (что интересно, коммунисты не уничтожили памятник царю, а перевезли его в задворки музея).
Так вот, у Карло Бугатти кроме старшего сына Этторе был еще один сын, который родился в 1884м году (через 3 года после Этторе), имя ему дали — Рембрандт. Автором такого не обычного для итальянца имени был его крёстный отец и по совместительству возлюбленный сестры Карло Бугатти — Джованни Сегантини, известный итальянский пейзажист, который был поклонником творчества Рембрандта ван Рейна. Конечно мальчики которые росли в такой обстановке не могли не прикоснуться к миру творчества, и Этторе и Рембрандт стали учиться живописи и скульптуре. Однако если Этторе вскоре почувствовал тягу к механике, забросив обучение, то его младший брат посвятил себя изобразительному творчеству. При покровительстве Паоло Трубецкого он поступил учиться в миланскую Академию ди Белла ди Брера, учась там Рембрандт разработал собственный стиль, он стал изображать животных, любовь к которым с детства ему прививал русско-итальянский скульптор.
В возрасте 18 лет молодой скульптор выставил свои работы на венецианском фестивале изобразительного искусства Venice Biennale d’Arte, но т.к. он был несовершеннолетним, то имел право ваять только из гипса, так же его работы, опять не без помощи князя, выставляются в Париже в салонах Салон-де-ла Сосьете и Салон-де-Отонн, где его работы привлекают внимание Адриэна Эбрара, который владел литейным цехом, в котором отливались работы Родена и Дега. Эбрар подписывает контракт с Бугатти и тем самым раскручивает его, теперь бронзовые работы молодого скульптора знают не только в Париже, но и в Нью-Йорке, Милане, Турине, Антверпене и многих других городах.
В 1904м году семья Бугатти переезжает в Париж, который является творческой артерией тогдашней Европы, именно в это время Рембрандт создаёт фигуру слона стоящего на шаре, эту статуэтку он назвал "Слон в цирке".
Слон в цирке
В 1907м году Рембрандт уезжает в Антверпен, что бы поближе познакомиться с редкими для Европы животными, дело в том что зоопарк Антверпена был лучшим из подобных заведений Европы. Антверпенский зоопарк был одним из старейших в мире и известным благодаря хорошей коллекции экзотических животных, привезённых в том числе и из Африки, коллекцию собирали по указанию короля бельгийцев (именно так кличут королевских особ Бельгии) Леопольда II, который продолжил дело своего отца Леопольда I. Бугатти-младший начинает в это время изображать индивидуальный характер животных, за которыми он наблюдал, запечатлевать моменты их движений и т.д, каждое бронзовое животное имело свой реальный прототип, в то время как Антуан-Луи Бари, другой скульптор-анималист, изображал животных в их общих чертах и в статических позах.
В этой время Рембрандт теряет контакт со своей семьей, он посвящает свою жизнь созиданию, в 1911 году Франция награждает скульптора Орденом Почётного Легиона за вклад в искусство Франции. Когда начинается Первая Мировая война Рембрандт отказывается от итальянского гражданства и становится бельгийцем, он записывается в Красный Крест санитаром-носильщиком, а Мраморный зал зоопарка Антверпена, где раньше выставлялись работы Бугатти теперь становится больницей. В это время Рембрандт впадает в глубочайшую депрессию, с одной стороны он видит агонию и страдания раненых, с другой стороны в это время забивается множество животных, т.к. отсутствует возможность содержания их, конечно для человека любившего животных больше людей это был сильный стресс. Он покидает Бельгию, посещает нейтральную Голландию и оттуда едет на свою родину в Милан. В 1915м году в Милане он начинает ваять изображение Иисуса Христа в полный рост, причём свою модель, неаполитанского солдата он привязывает к реальному кресту, что бы изобразить все конвульсии затёкших мышц. После её создания он в январе 1916 года уезжает в Париж, где его депрессия еще более усугубляется, т.к. его произведения не пользуются спросом (не до статуэток во время военных действий) и скульптуру банально не на что жить.
8 января 1916 года Рембрандт Бугатти участвует в мессе проходящей в парижской церкви Ла Мадлен, после чего он заходит в цветочную лавку, покупает там фиалки и идёт в свою парижскую студию. Там он кладёт на стол свой орден, цветы и два письма, одно адресовано полиции, а второе брату — Этторе. После чего включает газ и ложится спать. . . когда его обнаружили он был еще жив, однако по дороге в больницу он скончался.
Через десять лет после трагического события его брат, Этторе Бугатти, водрузил на своё лучшее детище копию произведения своего младшего брата. . по иронии судьбы сегодня творчество обоих братьев оценивается в миллионы долларов.