Вильгельм Гутброд родился в 1890м году в крестьянской семье, и после начальной школы пошёл учиться на токаря, видимо парень был толковый, потому что его взяли на работу в фирму Bosch, которая находилась в Штутгарте. В 1914м году он переезжает в Людвигсбург, с началом войны его призывают в армию, где он служит в Люфтваффе, но правда механиком. После войны он устраивается в фирму Kälble — Motorwalzen, для которой строит дизельный мотор, в 1923м году он идёт работать в фирму Klotz, где конструирует мотоциклы, и наконец в 1926 году (кстати год когда появилась фирма Daimler Benz, поэтому я не догоняю про какие 125 лет они мне втирают) он основывает собственную фирму Standard Fahrzeugfabrik GmbH, которая начинает выпускать мотоциклы, причём вполне успешные в мотоспорте.
Семь лет фирма выпускала мотоциклы, пока в 1933 году фирма не переезжает в Штутгарт-Фейербахн где начинается производство микролитражных автомобилей, которые были названы Superior, автором которых являлся Йозеф Ганц.
Расскажу кратко об Йозефе Ганце. Ганц родился в 1898 году, в Будапеште, который входил тогда в состав Австро-Венгрии. Его отец Хуго Маркус Ганц был известным немецким журналистом и политиком. Во время первой мировой семья перебралась в Германию, где и получили немецкое гражданство. В 1916м году Ганц добровольно поступил в армию, и сражался за Германию в военноморском флоте. Ганц еще с подросткового возраста увлекался моторной техникой, так что в 1918м году пошёл учиться на инженера, его мечтой был небольшой автомобиль, который он мог бы продавать по цене мотоцикла. В 1923 году еще будучи студентом делает наброски аэродинамического автомобиля со средним расположением мотора и независимой подвеской.
Так как у него не было денег на постройку прототипа, то он начинает издавать свои статьи, что бы накопить деньги, в журнале Klein-Motor-Sport критикуя застойные технологии, старомодные автомобили и описывая достоинства прогрессивных конструкций. В 1927м году он становится главным редактором этого журнала, а в январе 1929 году журнал, к которому уже прислушивались немецкие производители переименовывается в Motor-Kritik.
1929м году мотоциклетные фирмы Zündapp, Ardie и DKW подписывают соглашение с Йозефом Ганцем, который начинает проектировать для этих фирм народный автомобиль. В декабре 1930 года появился первый прототип построенный на мощностях Ardie и в 1931м был готов второй прототип, построенный на мощностях фирмы Adler, которая тоже присоединилась к проекту.

Т.к. прототип фирмы Adler проходил испытания в мае, то Ганц решил назвать машину Maikäfer — майский жук! Этот автомобиль имел трубчатые шасси, центрально расположенный двигатель и независимую подвеску всех колёс, причём сзади были так называемые качающиеся рычаги. Однако после того как были окончены испытания прототипа на заводе фирмы Adler меняется руководство фирмы, которое закрывает проект, переключившись на разработку переднеприводного автомобиля. Но тем не менее прототип начинают обсуждать во многих в фирмах и вскоре Ганц становится инженером-консультантом у Daimler Benz и BMW, для который инженер строит их первые автомобили с независимой подвеской колес — Mercedes-Benz 170 и BMW AM1

В конце 1932 года конструкцию его прототипа покупает Вильгельм Гутброд, машину доводят до ума, сделав её закрытой, и в феврале 1933 года машину демонстрируют на автосалоне в Берлине. Standart Superior оснастили 400 кубовым 2х цилиндровым двухтактным мотором мощностью в 12л/с, который установили перед задней осью, шасси имело вид трубы, а подвеска как и на прототипе была независимой на всех колёсах.


Т.к. кузов получился немного странным по дизайну, то после критики в журнала Motor-Kritik в апреле 1933 года появляется слегка изменённый кузов, в первую очередь изменили угол наклона передней стойки.

Что касается самого Йозефа Ганца, то в мае 1933 году на волне антисемитизма его арестовывает Гестапо и обвиняет в шпионаже в сфере автоиндустрии, но не найдя аргументов его отпускают. В ноябре 1933 с Ганцем контактирует Эвехард Бунгартц, который покупает лицензию на его конструкцию. В апреле 1934 года начинается производство Bungartz Butz, который только внешне отличается от Standard Superior, а в июне 1934 года Ганц переезжает в Лихтенштейн.
Из Лихтенштейна он переехал в Швейцарию, где начал проектировать швейцарский автомобиль. Первые три прототипа были построены в 1937-1938 годах, Ганц планировал начать массового выпускать эти автомобили. Но после начала Второй Мировой (кто не знает, то началась она 1.09.1939, а не в 1941м), швейцарское правительство (не без науськивания со стороны Гестапо), национализирует завод, заодно и конструкцию автомобиля, Ганц подает в суд, но в 1945 году в Швейцарии начинается выпуск автомобилей марки Rapid. После пяти лет тяжбы, в 1947м году, Ганц переезжает во Францию, к этому времени в Швейцарии был выпущен последний из 36ти "Рапидов". Во Франции Ганц начал производить автомобили под маркой Juline, но составить конкуренцию на рынке он уже не мог, поэтому в 1951 году он иммигрирует в Австралию. В Австралии он устраивается на завод фирмы Holden, но из-за плохого здоровья (несколько сердечных приступов) уходит в отставку. В 1965 году правительство ФРГ хотело вручить орден "Крест Офицера" за заслуги перед отечеством, но правительство Австралии отказало, т.к. по тем законам граждане Австралии не имели право получать ордена от других государств, а через два года Йозеф Ганц умер в бедности и безвестности.
Вернёмся к автомобилям марки Standard, в ноябре 1933 года завод модернизирует свою легковую модель Superior, машина становится больше в габаритах, внешний вид дополнен еще одним окном, сзади теперь могут поместиться двое детей, до этого Superior был двухместным, видимо это и стало причиной малого спроса, за это время предприятие Гутброда смогло реализовать всего 500 автомобилей первого поколения. Новая модель получила и мотор большего объёма — 500 кубиков, который выдавал уже 16л/с.

На беду для фирмы выставку посетил новый рейх-канцлер Германии, которому понравилась идея массового народного автомобиля для семьи, почему народного? Потому что на стенде фирмы размещалась реклама со слоганом DEUTCSHEN VOLKSWAGEN. В 1935м году товарищи Гитлер и Геринг (отвечающий за пропаганду) приказом сверху заставляют прекратить производство "народных" автомобилей, при этом изымая всю документацию на неё, т.к. еще в июне 1934 по приказу рейхсфюрера начинается проект над созданием истинного арийского народного автомобиля, управлять проектом ставят человека, который в своё время часто контактировал с Ганцом — доктора Фердинанта Порше. Кстати тогда же было прекращено производство технического двойника — Bungartz Butz, а фирма Bungartz перешла на производство сельхоз техники, типа мотоплугов и т.д.

Произведя всего 1500 легковых автомобилей за это время фирма переходит на производство легких развозных автомобильчиков, открывал программу 3х колёсный пикап Dreirad P203/Р503, который оснащался либо одноцилиндровым 200 кубовым мотором, либо 2х цилиндровым 500 кубовым от Superior. Дальше шла модель Hermes H204/H504 с аналогичной техникой, но при этом колёс уже было четыре и замыкал программу пикап под названием Merkur, который имел только пятьсот кубовый двигатель, при этом 16ти сильная машинка могла тащить тонну груза.
В 1939м году в производстве остался только 3х колёсный фургончик да мотоциклы.

После второй мировой производство приостанавливается, т.к. завод был разрушен, но тем не менее в 1946м году Вильгельм Гутброд возобновляет производство грузовичков, которые начинают продавать под маркой Gutbrod. Это были уже 4х колёсные пикапы, которые могли брать по 750кг веса, при том что 2х цилиндровый мотор развивал всего 14л/с.

В 1948м году глава фирмы умирает, а на его место становится его сын Вальтер, который хочет расширить производственную программу, поэтому инженер Адольф Шнюрле к 1949 году проектирует новый коммерческий автомобиль вагонной компановки у которого мотор и коробка передач расположены в заднем свесе, эта машина оснащаемая 576 кубовым 16ти сильным 2х тактником получила название Atlas 800. Эта машина была построена по тем принципам, которые когда то предложил Ганц — т.е. хребтовая рама и независимая подвеска всех колёс, в послевоенной Германии этот фургон и бортовичек пришёл кстати и уже к 1950му году было сделано 3800 грузовичков.

Через год появились и грузопассажирские версии Kombinationswagen, одновременно с ними появились и легендарные "хиппибусы" от Volkswagen. Тем временем успех грузовичков позволил фирме тратить деньги на разработку легковых автомобилей.
В июле 1950 года появляется легковая модель Superior 600, который в отличие от довоенных легковых одноимённых автомобилей у этой машинки была классическая компоновка, т.е. мотор спереди — привод задний. Но эта машина как и предшественник получила независимую подвеску всех колёс. Двухцилиндровый двухтактный двигателем объёмом в 596 кубиков выдавал 20 сил. Двухместный (плюс одно детское сзади) кузов типа кабрио-седан стала поставлять фирма Weinsberg.


В 1951 году появляется спортивная версия автомобиля — родстер, которая выпускается всего год, т.к. за это время нашлось всего десять покупателей на открытый кузов поставляемый фирмой Wendler.

В апреле того же года анонсируется мотор с непосредственным впрыском топлива, и в 1952 году первый в мире автомобиль с таким мотором начинает выпускаться. Инжекторный мотор был построен на 663 кубового двигателя от модели Atlas 1000, на который установили дизельную систему впрыска фирмы Bosch. Мотор работал идеально и имел на 30% меньшее потребление топлива, мощность такого мотора выросла до 30 сил, в то же время базовым для легковой модели стал 660 кубовый мотор с карбюраторным питанием, который выдавал 26 л/с, но вариант для коммерческой машинки имел всего 19л/с. К примеру советский ЗАЗ 965 имел 4 цилиндра, был 4х тактным, и мотор был больше на 100 см3, а имел 28 сил.

Мотор сконструированный Хансом Шеренбергом, устанавливали и на Goliath GP700. В 1952м году Шеренберг снова перешёл работать в Daimler Benz AG, где принял участие в разработке SL300, который, как нам теперь впаривают, является первым бензиновым автомобилем с впрыском топлива, но вы то теперь знаете, что это не так :) Что интересно эта маленькая машинка с самого начала оснащалась гидравлическим приводом тормозов, в то время как многие английские производители использовали полугидравлический привод и на более дорогих автомобилях. Этот автомобиль с 30 сильным мотором был способен развивать скорость в 115км/ч, что опять-таки было больше показателей ЗАЗ 965 или VW "Käfer", видимо поэтому Вольфганд Гутброд и Вальтер Швиндт решили в начале 1953 года попробовать свои силы на Monte Carlo.
Тем временем кроме Superior Luxus 700E, появляется грузопассажирский вариант с кузовом универсал, правда машину изготавливали на мощностях фирмы Westfalia-Werke Franz Knöbel & Söhne KG, куда поставлялись шасси с двигателем, а остальное, в том числе и окраску выполняла фирма из Реда-Виденбрюка (кстати это та самая Westfalia, которая производит кемперы на колёсах, в основном на базе Volkswagen Transporter/Caravelle).

В начале осени 1953 года фирма представила полноценный 4х местный прототип, но уже тогда фирма стояла на грани банкротства, и ей пришлось продать завод в Шварцвальде, оставив себе только производственные мощности в Бюбингене. За восемь месяцев фирма смогла построить всего 55 автомобилей, а в итоге к августу 1954 года начиная с июля 1950го было построено всего 7726 легковых машинок (из которых только 1000 были с инжекторным двигателем), плюс с 1949 года построено почти 11 000 грузовичков серии Atlas. Видимо причина плохого спроса на легковые машины крылась в высокой цене, которая была на 800 марок больше таковой на VW Käfer, при этом Гутброды в большинстве своём были 2х местными. В августе 1954 года Вальтер Гутброд решает прекратить производство автомобилей и перейти исключительно на изготовление сельхоз оборудования, типа мотоплугов, минитракторов и т.д. В 1996м году фирму выкупила американская компания Modern Tool and Die Company, которая продолжила выпускать минитракторы под маркой Gutbrod.

Вот такая история маленькой фирмы, которая практически не известна, но зато за ней остались новые вехи автомобилизма. .
P.S.
Читатель смотрит на фото Superior 600 и думает: где-то что-то похожее я видел, и он будет прав, т.к в 1990х года фирма Nissan выпускает Figaro, дизайн которой инспирирован этим малышом из 50х.