На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КЛУБНЫЙ ГАРАЖ

220 подписчиков

Дымком бензиновым пыхтя, въехал в... историю автобус.



Вторник, 26 июля, 2011 г.

Недавно в редакцию “Лідскай газеты” пришел Юзеф Базыльевич Троцкий, который принес старый, но очень интересный фотоснимок – первого городского автобуса, выполнявшего движения по маршруту №1.


Та самая “единица”…

– Первый городской автобус, который появился у нас в городе и на котором я работал водителем, – рассказал Юзеф Базыльевич, – это ПАЗ-651.

В салоне было 22 посадочных места, но, насколько помню, в нем всегда ездило очень много людей – на работу, с работы… Направление движения совершенно отличалось от маршрута нынешней “единицы”: мы ехали из Северного городка в Южный, останавливались на улицах Летной, Калинина, Советской, 8 Марта… Пассажиров обилечивала кондуктор Леля Салыго. Одна остановка стоила тогда 15 копеек. 
Юзеф Базыльевич 36 лет отработал водителем, из них 32 – в автобусном парке №2. “Сейчас смотрю, – говорит он, – какие красивые автобусы курсируют по Лиде – комфортабельные, вместительные, – и гордость обуревает за то, что за несколько десятков лет прогресс достиг таких высот, и за то, что я видел, как все начиналось”.

Проездом через Лиду

Но действительно ли так автобусное движение в Лиде начиналось? Вопрос непраздный. В начале 80-х годов мне случайно в руки попалось произведение Ивана Стаднюка “Человек не сдается”. Сейчас это довольно редкая книга, а в середине 70-х произведениями Ивана Фотиевича зачитывалась вся страна. Его работа “Война” была экранизирована.
Чем привлекла внимание повесть “Человек не сдается”? Главный герой Петр Маринин в начале лета 1941 года заканчивает военное училище и по распределению едет в Западную Беларусь. Его маршрут проходит через наш город Лиду, а затем местным автобусом он добирается на восток, до местечка Ильча, где должен нести службу в качестве политработника.
Профессия журналиста сродни работе следователя. Прикинув так и сяк, я пришел к выводу, что Ильча – это городской поселок Ивье (теперь это город). В пользу этого заключения были и следующие аргументы. В июне 1941 года в Ивье в спешном порядке формировали штаб новой стрелковой дивизии. Судя по всему, сюда и был направлен новоиспеченный политрук.
Через Союз писателей СССР я вышел на Ивана Стаднюка. Он на то время жил в Москве. Да, подтвердил по телефону Иван Фотиевич, речь в книге идет про Лиду и Ивье. А в образе Петра Маринина много вобрано из жизни самого Стаднюка, который в июне 1941 года из Лиды добирался автобусом в Ивье.

Следует уточнить

Перед журналистом открывалось огромное поле для большого исторического материала на самую различную тематику. Тем более что Иван Стаднюк приглашал в гости, обещал поделиться своими творческими задумками. Но вскоре он заболел, долгое время лечился, а потом пришла печальная весть о кончине популярного писателя.
И вот, через 30 лет, перед нами снимок, который принес в редакцию “Лідскай газеты” Юзеф Троцкий. Да, такие первые автобусы в конце 50-х годов курсировали по Лиде. Это были автобусы автоколонны, которая находилась по улице Калинина. Именно благодаря им в конце 50-х в городе было положено начало перевозкам пассажиров с одной улицы на другую. Но вот с тем, что это был первый городской автобус вообще, в широком историческом смысле этого слова, согласиться не можем. Как выяснили недавно, в нашем городе автобусы появились в середине 30-х годов, а конкретнее – в конце 1935-го года.
Инициатива общества “Лидянка”
По сравнению с другими городами Польши (наш город с начала 20-х по сентябрь 1939-го года находился в составе буржуазной Польши), автобусное движение в Лиде и ее окрестностях началось довольно поздно. Дело в том, что через город проходила разветвленная железная дорога, курсировали пригородные и междугородные поезда направлением на Вильнюс, Молодечно, Барановичи, Варшаву… Только на Вильнюс было четыре рейса в день. Два раза, опять же в день, отправлялся со всеми остановками пассажирский состав в столицу Польши.
Но уже к середине 30-х годов возникла потребность в сообщении с такими населенными пунктами, как Василишки, Новогрудок, Радунь, Белица, Ивье, Эйшишкес. Именно тогда, по мнению краеведа и историка Станислава Судника, в нашем городе было создано общество предприимчивых людей “Лидянка”. В 1935 году оно получило, как теперь говорят, лицензию на право осуществлять перевозку пассажиров и их багажа на платной основе. Необходимый документ ему выдало руководство Новогрудского воеводства.

“Отправляется автобус”

Лидчанин Станислав Судник довольно основательно изучил историю зарождения в Лиде регулярного пригородного автобусного движения. Благодаря услугам все той же “Лидянки”, жители нашего города в то время могли попасть ежедневно в Белицу, Радунь, Варену, Ивье. Два раза в неделю ходили автобусы в сторону Любчи, Субботников. Общество располагало, согласно выданной лицензии, семью автобусами. Новогрудское воеводство утвердило график их движения, а также предписало владельцам приобретать автобусы только польской сборки (как видим, уже в 30-е годы поддерживался свой производитель).
Следует отметить: перевозку лидчан в Вильнюс, Новогрудок, Белицу осуществляло не только наше местное общество. Должную конкуренцию ему составляла подобная компания из Щучина, автобусы которой заходили в Лиду. Но драк за пассажира не было, среди тогдашнего зажиточного населения (билеты были дороговаты, и услугами перевозчиков пользовались состоятельные лидчане) автобусные поездки пользовались возрастающим спросом.

Последний рейс?

Считается, что с началом войны в 1939 году автобусы тогдашнее польское правительство изъяло для нужд фронта, а перевозки пассажиров этим видом транспорта в Лиде прекратились. Как замечает один из источников, почти на 20 лет. Но тогда каким же автобусом добирался из Лиды в Ивье герой повести Ивана Стаднюка Петр Маринин (т. е. сам автор произведения)? В разговоре со мной по телефону Иван Фотиевич настаивал, что именно с автовокзала возле костела он со своими сослуживцами поехал в сторону Ивья. Выходит, и в 1941 году между Лидой и рядом городов ходили автобусы. Кому принадлежало право перевозить пассажиров – вопрос, на который, наверное, не так трудно дать ответ нашим краеведам.
А сегодня ежедневно на городские, пригородные и междугородние маршруты выходят десятки автобусов самых различных марок, в том числе и лидского производства. За год они перевозят десятки тысяч пассажиров, а государство в ряде случаев компенсирует убытки от понесенных потерь, благо цена на перевозку людей и их багажа никак не сравнима с той, что была утверждена Новогрудским воеводством обществу “Лидянка” в 1936 году.
Впрочем, это уже другая тема.

Сергей КОМИНЧ.

НА СНИМКАХ:

1. 30-е годы. У автобуса Белица-Лида. 
2. Автор книги Иван Стаднюк ехал на автобусе Лида-Ивье. 
3. 1958 год, у городского автобуса ПАЗ-651 его водитель Юзеф Троцкий и кондуктор Леля Салыго.


Картина дня

наверх