Автор: Дмитрий Дашко
Иллюстрации из архива автора
Научный автомоторный институт, в последствии автотракторный, к теме массовых перевозок населения пришел в 1931 году с проектом многоместных автобусов Я-13, Я-14 и их модификаций для Ярославского автозавода. В то время основные направления исследований и конструирования стояли в области легкового упрощенного автомобиля, затем усилия были сосредоточены на областях внедорожного транспорта и газогенераторных исследованиях.
1930-е годы выдались продуктивными и к пассажирскому транспорту, однако в конце 1930-х в НАТИ прекратили разрабатывать автобусы. К автобусной теме институт пришел лишь в конце 1960-х с проектом автобуса НАМИ-0159 и разработкой автобуса ЗИУ-6, а также созданием ГТД и гидропередач для автобусов. Сегодня мы вспомним самые интересные из реализованных проектов института.
ЛК-3
В 1932 году правительством было принято решение организовать в Советском союзе троллейбусное сообщение. Для этого задания были скооперированы многие заводы автомобильной промышленности. Разработчиком новых троллейбусов назначили автомобильный отдел НАТИ. В середине года были разработаны три типа троллейбуса, в итоге остановились на одном двухосном и на трехосном вариантах. Троллейбусы получили свое обозначение - «Лазарь Каганович», сокращенно ЛК, это было их официальное название. Индексы ЛК-2 и ЛК-3 были присвоены уже после выпуска первых 2-х опытных троллейбусов.
В 1933 году первые Ярославские шасси приехали в Москву, где на ЗИСе для них сделали два кузова, шасси же для трехосного троллейбуса задерживалось. Институт сам принялся изготовлять специальное шасси на заводе опытных конструкций. Третий экземпляр был построен с опозданием уже в январе 1934-го. Как и на первых двух ЛК, на лобовой стороне была табличка с надписью –«подарок к 17-му партсъезду ВКП(б)».
Вопреки мнению некоторых историков это был полностью отечественный троллейбус, с использованием отечественных узлов, шасси, двигателя и кузова. С 1934 года окончательная сборка троллейбусов ЛК была передана на СВАРЗ, где они на Ярославских, а затем на импортных, шасси стали делать аналогичные ЗИСу кузова. Шасси представляло собой сложную трехосную конструкции с задней полноприводной тележкой. В основу шасси лягла рама типа ЯА-3 (удлиненное шасси под автобусы), а также узлы и тележка шасси ЯГ-10. Задний мост сделали редукторным. К тому времени в НАТИ уже был опыт проектировки особо больших автобусов. Автобус-гигант ЯА-2 первоначально разрабатывался как раз в НАТИ с различными модификациями, однако на ЯГАЗе тогда предпочли свой вариант шасси автобуса. Габаритами ЛК-3 был на 99% одинаков с ЯА-2 образца 1934 года.