На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КЛУБНЫЙ ГАРАЖ

220 подписчиков

Volkswagen Тур 82 Kübelwagen.



Наравне с Willys MB это самый узнаваемый автомобиль Второй Мировой войны. Хоть в Вермахте любой легковой армейский автомобиль с приращенным кузовом назывался кубельваген, но именно Тур 82 стойко ассоциируется с этим названием. Самое интересное, что этот автомобиль был разработан по инициативе Фердинанта Порше, и немецкие военные по началу не очень хотели принимать его на вооружение.

К 1937 году всем в Германии было ясно, что новая война неизбежна. Практически все немецкие автомобильные фирмы были обеспечены военными заказами, и только недавно созданный Volkswagen не имел военных заказов. Доктор Порше отлично понимал, что в случае начала военных действий его фирма осталась без работы. Производство легковых автомобилей пришлось бы свернуть, военным они не нужны, а ничего другого фирма не выпускала. Срочно требовалось разработать автомобиль для армии.

Эта тема была для Фердинанта Порше не в новинку. В начале тридцатых он разработал несколько экспериментальных армейских автомобилей. Но военные не проявили должного интереса к работам Порше. Уж больно они были футуристические.


В этот раз требовалось что-то по практичней. И Порше простым путем, он переделал в кюбельваген свой KdF-Wagen(будущий Жук). Автомобиль получил упрощенный кузов без дверей, полный привод, двигатель 1300 куб.см. Первые прототипы были готовы к 3 ноября 1938 года.


Нельзя сказать, что военные были в восторге от вдруг появившегося кюбельвагена от VW. Еще в 1937 году был объявлен конкурс на создание типового легкого армейского вездехода. Фаворитом конкурса был вездеход разработки BMW, создававшийся в тесном сотрудничестве с военными. К тридцать восьмому году этот автомобиль выпускался на трёх заводах - BMW, Steyr и Hanomag. Вермахту даже удалось добиться высокой унификации между изделиями этих фирм, но сто процентной унификации достичь не удалось. Хватало в армии кюбельвагенов и от других производителей. Вермахт имел очень разношерстый автопарк. Появление еще одного легкового вездехода в планы немецких военных не входило.

Тем не менее прототип от VW прошел полный цикл испытаний на полигоне в Мюнсингене. Испытания выявили ряд недостатков: двигатель был явно слабоват, 26 л.с. явно мало для армейского автомобиля, кузов автомобиля обладал не достаточной жесткостью, панели кузова имели явно слишком сложную форму, что затрудняло ремонт в полевых условиях. В связи с выявленными недостатками фирме VW было отказано в постановке на вооружение этого автомобиля. Военные предложили снизить вес автомобиля до 950 кг, упростить конструкцию кузова.

Неудача несколько удивила доктора Порше, всё таки личный друг Гитлера, он рассчитывал на более простое прохождение конкурса, но сдаваться он и не собирался. На фирме VW закипела лихорадочная работа по созданию автомобиля подходившего требованиям военных. Кузов автомобиля был заказан у фирмы Ambi-Budd. От полного привода решили отказаться для снижения веса автомобиля. К весне 1939 года первые прототипы нового кюбельвагена были готовы.


Жесткости кузову автомобиля явно не хватало. Пришлось сделать кузов с дверями, это добавило жесткости кузову авто.

 


Хоть автомобиль был моноприводным, но он показал вполне приличную проходимость. Что и не удивительно. Днище авто было практически гладким, и это позволяло легко передвигаться по бездорожью.


К весне тридцать девятого года военным стало ясно, что программа выпуска типового легкового вездехода Вермахта срывается. Автомобиль получился сложный, трудоемкий в производстве. А осень Германия планировала нападение на Польшу, техники явно не хватало. В таких условиях шансы VW получить заказ на выпуск кюбельвагенов сильно увеличились. Для того что-бы еще увеличить шанс прохождения конкурса Порше объявил очень низкую цену свой автомобиль. Около тысячи рейхмарок, дешевле чем армейский мотоцикл BMW.По результатам проведенных с 6 по 12 марта испытаний в городе Тироль кюбельваген от VW был принят на вооружение под обозначением Тур 62.

По началу выпуск этих автомобилей был незначительный. Боевое крещение Тур 62 принял во время войны с Польшей. Автомобиль не плохо показал себе, но был выявлен ряд недостатков. Был увеличен дорожный просвет, слега изменился дизайн кузова.


Модернизированный автомобиль получил обозначение Тур 82. В серию он пошел с декабря 1942 года. А вскоре Германия должна была оказать помощь Италии в Африке. Был сформирован Африканский корпус. Это формирование постарались максимально укомплектовать автомобилями с двигателями воздушного охлаждения, немцы резонно считали, что это позволит сэкономить столь ценную в условиях Африки воду. Поэтому большинство произведенных в сороковом году Тур 82 ушло в Африку.


Ну а дольше началась операция Барборосса. Потери в техники возросли в разы. Тут очень кстати пришелся Тур 82. Этот автомобиль стоил дешево, был прост в обслуживании. Поэтому заказ на кюбельвагены фирме VW был увеличен в разы.


Зимой сорок второго года на заводе Вольфсбурге был освоен полный цикл производства кюбельвагенов. До того кузова для автомобиля изготавливала фирма Ambi-Budd из Берлина, и на завод они доставлялись по железной дороге.
Всего за войну было выпущено около 55 тысяч кюбельвагенов Тур 82 в тридцати модификациях. Особо выделяется VW Typ 166 Schwimmwagen, но этот автомобиль требует отдельного рассказа.

Бытует легенда, что Тур 82 Kübelwagen обладал фантастической надежностью и проходимостью. Что не является правдой. Да, для неполноприводного автомобиля у Тур 82 была отменные характеристики по проходимости. Но тягаться на равных с полноприводными автомобилями Кюбельваген не мог. Не хватало полного привода, и энерговооруженности, двадцати пяти сильный движок был явно слабоват, требовался раза в два мощней.


Проходимость Кюбельвагена определялась его легким весом, 750 кг., и способностью нескольких истинных арийцев вытолкать автомобиль из любой грязи.

Вообще, двигатель был ахиллесовой пятой Тур 82. Маломощный, воздушного охлаждения двигатель явно мало подходил для армейского автомобиля, который эксплуатируется в тяжелых фронтовых условиях. В этих условиях часто приходится двигаться в натяг по грязи, преодолевать большие расстояния, передвигаться по пересеченной местности с большим перепадом высот. Маломощному двигателю Тур 82 приходилось все время работать на пределе, с перегрузом, что вело к перегреву двигателя и поломке.
Вот такая картина была не редкостью.


Но двигатель VW был очень ремонтопригодный, простой, с ним мог разобраться любой механик средней квалификации.
В условиях Восточного фронта долга не жила независимая подвеска колес.


Редкий Кюбельваген проходил 500 км без поломок. Но в условиях фронта эти пятьсот километров надо было еще проехать. В условиях фронта автомобили долго не живут. Либо на списание, либо в рем.бат.



Конечно, интересно сравнить Кюбелваген с его основным противником Willys MB.


По комфорту Тур 82 опережал Willys. Все таки Кюбельваген имел полноценный кузов с дверьми, посадка в нем была ближе к обычному автомобилю. Willys посадка была специфической, высокой. Рулить Тур 82 было полегче, независимая подвеска была мягче чем у Willys. Зато двигатель джипа был мощнее почти в два раза, водяное охлаждение позволяло не опасаться перегрева двигателя. Ну а полный привод делал Willys MB просто королем бездорожья.
Но не смотря на все эти достоинства Willys американские и английские солдаты любили использовать трофейные Кюбельвагены.


Что и понятно. Война на Западном фронте шла в условиях развитой сети дорог. Бездорожье встречалось редко. Кюбельваген с его независимой подвеской, посадкой как у легкого автомобиля был гораздо комфортней Willys.

На американцев Тур 82 оказал неизгладимое впечатление. Они дважды проводили испытания Кюбелвагена. Одни раз во Франции, и второй раз уже в США. Эти испытания послужили толчком к появлению программы по созданию джипа с независимой подвеской и несущим кузовом. Что в конце концов привело к созданию M 151 Mutt.

 

 

 

 

 

 

 


Одной из первых модификации Кюбельвагена стал движущийся макет танка. С помощью этого муляжа отрабатывали взаимодействие пехоты с танками перед Польской компанией.


Об этом опыте вспомнил Роммель. Для дезинформации англичан были изготовлены муляжи танков на базе Кюбельвагенов.




Учебный автомобиль для подготовки экипажей бронеавтомобилей.


Для улучшения проходимости к Кюбельвагену пытались приспособить гусеничный движитель.




К 44 году в Германии возник острый дефицит бензина. Многие автомобили стали переделывать в газогенераторные. Не избежал этой участи и Кюбельваген.

 



Картина дня

наверх