Итак, про саму фирму, которая носит такое красивое название будет написано довольно мало, т.к. она продержалась всего пять лет, а вот про её хозяина я напишу много, поэтому будет много текста, а иллюстрации будут ниже, т.к. хозяин персонаж интересный, и скажем так оставил свой след, но в другой компании. . кому лень читать может скролить сразу вниз к картинкам.
Чайльд Гарольд Уиллс родился в семье иммигранта-валлийца — Джона Уиллса, в 1878м году, его родители были поклонниками творчества Байрона (английский поэт), поэтому назвали младшего сына в честь героя его произведения "Паломничество Чайльд Гарольда), сам Чайльд Гарольд стеснялся своего имени и уже будучи взрослым подписывался как C. Harold Wills. Когда мальчику было семь лет его семья переехала из Форт Уэйна, шт Индиана в Детройт, шт Мичиган. Отец мальчика был механиком-машинистом, а значит образованным человеком, т.к. это вам не уголь лопатой в топку кидать, а надо знать конструкцию многотонной махины, поэтому отец научил своего сына чертить и понимать схемы механизмов, да и механике его научил. Когда парню было 17 лет его отец пристроил его в фирму, в которой работал сам — Detroit Lubricator Company. Парень днём работал механиком, а по ночам изучал научную литературу по металлургии, химии и механике, т.е. занимался самообразованием. Через четыре года он переходит работать в компанию Boyer Machine Co, которая производила вычислительную технику (кто постарше помнит наверное механические калькуляторы :), я тоже такими успел попользоваться), в 1901м году он стал главным инженером этой фирмы.
Однако вернёмся к автомобилям, в 1899м году, когда он только перешел работать в Boyer Machine Co он знакомится с неким человеком, который старше его на 15 лет, этот мужчина был выходцем из семьи ирландских и бельгийских эмигрантов и звали его Генри Форд. Этот мужчина основал при помощи мэра Детройта Уильяма Мейбури и сенатора Томаса Палмера, а так же бизнесмена Уильяма Мёрфи первую автомобильную компанию в Детройте — Detroit Automobile Company. Т.к. Форд отвечал за техническую сторону проекта, то он позвал на помощь одарённого молодого человека, Гарольд Уиллс работал в полставки, по утрам (до основной работы) и уже после неё. В январе 1900 года был готов первый автомобиль этой фирмы, им стал бензиновый развозной фургон.

Однако произведя всего 20 таких автомобилей фирма потеряла около 2млн долларов в современных деньгах, в ноябре 1901 года Форд находит инвесторов, которые выкупают активы фирмы, и Форд переименовывает теперь компанию в Henry Ford Company, одним из спонсоров стал тот же Уильям Мёрфи, к которому присоединился Леонел Боуэлл. Еще в октябре 1901 года, когда не произошло реорганизации Форд вместе с Уиллсом стали работать над гоночной машиной. Когда Форд реорганизовал компанию, то не смотря на то, что Уилсс работал у него в полсмены сделал ему полный оклад, т.к. Уиллс был такой же одержимый работой как и он сам. Этим двоим хватало стакана молока да пары бутербродов, что бы не отвлекаться от своих работ. Уиллс был первоклассным чертёжником, и уже на стадии чертежей мог предвидеть неточность и исправить проблему, к тому же, как потом вспоминал сам Генри Форд, молодой человек имел талант убеждать, он мог вас убедить, что чёрное это белое и наоборот. Сам Форд имел прирождённую интуицию относительно того, какой должна быть конструкция автомобиля и за какую продукцию покупатели проголосовали бы своим кошельком.
Так вот, работая над гоночными машинами (в этом проекте им пришёл на помощь и известный велосипедист Том Купер), которые должны были одержать очередную победу над гоночной машиной Александра Уинтона снова происходит смена власти, в августе 1902 года Генри Лиленд выкупает фирму Henry Ford Company и переименовывает её в Cadillac, в честь основателя Детройта — Антуана Ломе де Ла Мот-Кадияка, кстати само слово Детройт переводилось на французском пролив, от le détroit du Lac Érié (пролив к озеру Эри).
Машину строили по ночам в неотапливаемом здании фабрики, ранней весной еще было холодно, и когда онемевшие руки не могли держать карандаш или гаечный ключ, Форд с Уиллсом брали боксёрские перчатки и били друг друга по рукам, пока кровообращение в руках не восстанавливалось. Тем не менее в августе была готова первая гоночная машина, которая не имела подвески и кузова, она была окрашена в красный цвет и Форд назвал машину Ford 999 в честь локомотива Empire State Express No. 999, который поставил в 1893м году рекорд скорости для наземного транспорта развив скорость в 181км/ч. Машина была оснащена 4х цилиндровым 18.8л мотором, расчётная мощность которого лежит в районе 100 сил. В октябре 1902 года Олдфилд за рулём 999го в очередной раз уделывает Уинтона. А вскоре готов и второй гоночный автомобиль, который был выкрашен в жёлтый цвет, его назвали Ford Arrow (типа стрела).

Очередная победа побудила очередного инвестора создать новую автомобильную компанию, им стал Александр Малкомсон, который был крупным продавцом угля в Дейтройте, таким образом образуется фирма Ford & Malcomson, Ltd, которая в свою очередь в июне 1903 года переименуется в Ford Motor Company. Но вернёмся к гоночным автомобилям, что бы окончить историю о них, в сентябре 1903м года Френк Дей участвовал в соревнованиях на жёлтом автомобиле, попав в аварию гонщик разбился на смерть, а машина была сильно повреждена, к тому времени уничтожена была и красная машина, поэтому Форд выкупает разбитую машину, восстанавливает её и перекрашивает в красный цвет, так же переименовав её в 999. Поэтому та машина, что сегодня существует, на изначально была "Стрелой", а сам Форд лично сидя за рулём поставил в январе 1904 года рекорд скорости для зимнего периода, развив 147 км/ч, правда через месяц рекорд был побит.

Ну а теперь обратно к компании вернёмся, как я уже сказал в июне 1903 года Ford & Malcomson, Ltd, была реорганизована в Ford Motor Company, паи фирмы были распределены теперь между Генри Фордом, Алексом Малкомсоном, Джоном и Горацием Доджами, Джоном Греем, Джеймсом Кузенсом, Джоном Андерсоном и Горацием Рекхемом, т.е. вы видите, что не один Форд стоял у истоков известной компании. Главным конструктором новой фирмы становится Гарольд Уиллс, Уиллс был довольно бедным человеком, и Генри Форд отдаёт ему 10% своих акций, что бы Уиллс мог наращивать свой личный капитал. Сам Уиллс, которому дали право набирать персонал, в качестве конструктора нанимает Питера Мартина. Питер Мартин был именно тем человеком, который намного позже в качестве вице-президента компании, в 1929м году подписывал договор о сотрудничестве фирмы Ford MoCo с СССР в области автомобилестроения (так родился ГАЗ), сама американская фирма уже сотрудничала с советскими властями начиная с 1924 года, производя в СССР тракторы Фордзон-Путиловец.
Тем временем в 1903м году в производство запускается модель Ford A, участие в разработке которой так же принимал Уиллс, когда они с Фордом работали еще в Henry Ford Company, самое интересное, что практически идентичную машину стала выпускать и фирма Cadillac, конструкция автомобилей была одной и той же, за исключением двигателей, если "Форд" имел 2х цилиндровый двигатель, то "Кадиллак" довольствовался одноцилиндровой тягой.

Я уже упоминал, что в юношестве Уиллс начал изучать металлургию с химией, в 1907м году он уговаривает Форда начать использовать ванадиевую сталь в конструкции автомобилей, первенцем становится Ford Model N, тем временем уже шла работа над новым проектом, машиной, которой суждено было поставить мир на колёса — Ford T. Уиллс отвечал за конструкцию планетарной коробки передач, и съёмного блока цилиндров, помогал ему в этом Джозеф Галамб, прибывший в США из Венгрии, и уже имевший опыт в автомобилестроении работая в некоторых немецких фирмочках. Позже Галамб будет участвовать в разработке трактора Fordson и потом в начале 30х в разработке известного мотора типа V8.

В 1911м году Генри Форд отбывает в тур по Европе, почти год он отсутствует, в это время Уиллс разрабатывает новую модель, которая должна придти на смену "Жестянке Лиззи", он строит прототип новой машины, которая была элегантнее, длиннее и ниже Ford T. Тут Уиллс делает фатальную ошибку, без одобрения, и вообще без информирования Генри Форда, он заказывает оборудование для производства этой машины. Генри Форд возвращается домой и когда узнаёт об этом в ярости уничтожает прототип и отменяет все заказы сделанные Уиллсом. Однако тем не менее Уиллс остаётся в компании, и даже более того, Форд начинает использовать на своих машинах логотип нарисованный Уиллсом, который в юношестве кроме чертежей увлекался и каллиграфией. И сегодня пропись Ford в слегка изменённом виде красуется в голубом овале, который появился в 1928м году, до этого овал просто опоясывал слово Ford.
Не смотря на то, что потихоньку между компаньонами начались трения Форд хорошо оплачивал инновации, которые внедряли его сотрудники, однако к маю 1919 года трения между бывшими друзьями, которых раньше считали "не разлей-вода" достигли апофеоза, историки считают, что не в последнюю очередь благодаря человеку, который и внедрил в фордовское производство ленточный конвейер, который был запатентован в 1906 в Швеции, этим человеком был выходец из Дании — Чарльз Эмиль Соренсен, который терпеть не мог валлийца, и делал всё что бы отношения между боссом и Уиллсом зашли в тупик. Что касаемо Соренсена, то это ко всему прочему именно тот человек, который стал инициатором покупки фирмы Lincoln в 1922м году, основал которую Генри Лиленд, когда-то купивший Henry Ford Company.
Короче говоря, Уиллс получив 1.5млн долларов за свои акции фирмы Ford (долларов того времени, когда машина стоила 500 баксов) и еще 4млн долларов, продав свои активы сталелитейных предприятий (в которые он вкладывал деньги, как человек разбирающийся в металлургии) решает основать собственное автомобильное дело. К его прожектам присоединился, подавший на следующий же день в отставку после того как Уиллс покинул компанию, Джон Р. Ли, работавший экспертом по трудовым отношениям в компании Форда.
Вместе они покупают 4400 акров земли в Мерисвилле, недалеко от живописного озера Сент-Клэр, что бы построить автомобильный завод для его фирмы, которую он решил назвать Wills Sainte Claire. И снова как почти 20 лет назад он окунается в работу с головой, иногда позволяя себе отдохнуть рыбача на берегу одноимённой реки, которая впадала в озеро. В 1921м году завод был готов, а вместе с ним и проект первого автомобиля фирмы. Этот автомобиль был построен по передовым мировым стандартам, так в качестве агрегата был мотор V8 развал которого составлял 60 градусов, распредвалы находились вверху каждой головки, мотор объёмом всего 4.3л выдавал 65л/с, что было очень не плохим показателем для послевоенной машины, конструкцию мотора инспирировали двигатели Марка Биркигта, гл.инженера фирмы Hispano-Suiza. Еще одной инновацией была термомуфта охлаждения, которая врубалась от термостата, и которая отключалась если машина двигалась больше 65км/ч, т.к. не нуждалась в дополнительном охлаждении, хватало и набегающего потока воздуха. Еще одним моментом инновации было использование алюминиевых шатунов в моторе, т.к Уиллс был фанатом всяких инновационных сплавов. Машину назвали Wills Sainte Claire A68 и первоначально предлагали только с кузовом турер, автором которого был Эмос Нортуп, известный в последствии американский дизайнер.

Но главным в машине было её шасси — она была изготовлена из молибденовой стали, впервые в мировой практике. Случилось так, что в конце войны в горе Барлетт были найдены залежи молибденита, быстро была основана фирма Climax Molybdenum Co, однако вскоре война окончилась и рынок молибдена рухнул, что бы как-то выжить Брайнерт Филипсон, который не находит сбыта своей продукции продаёт за бесценок шахту, со всеми её бесчисленными запасами этого металла. Уиллс же заядлый металлург, начал эксперименты над сплавами, и в итоге машина имела не только шасси из металла содержащего молибден, но и коленчатый вал, шатуны, распредвал, редуктор дифференциала, кардан, вал пропеллера охлаждения, рессоры, передняя ось, рулевые тяги и колеса. Автомобиль рекламируется как "The All Mo-lyb-den-um Car". В 1922м году выбор кузовов вырос до родстера, купе, седана, лимузина, таун-кара и купе.

В качестве логотипа для своих автомобилей Ч. Гарольд Уиллс выбрал мичиганского гуся, который летит над озером, острословы сразу стали говорить, что Уиллс не только подсмотрел конструкцию мотора у Биркигта, но и слямзил у него эмблему, хотя на Hispano-Suiza был изображен аист (талисман эскадрильи Лафайет, которая летала на СПАДах с моторами "Хиспано Сюиза"), а не гусь, тем не менее за машинами этой серии закрепилось название Gray Goose, т.е. серый гусь.

Но не смотря на то, что автомобили этой компании были очень надёжными и в то же время инновационными, цена на них было очень большой, а в послевоенное время продать дорогую машину было трудно, в итоге предчувствуя банкротство предприятия фирму стали покидать ведущие специалисты, однако в 1923 году тонущую в кредитах фирму спасает группа банкиров из Бостона. Фирму переименовывают в Wills Sainte Claire Incorporated, новые вливания позволяют расширить модельный ряд, запустив в серию модель с увеличенной на 15см базой — B68, с этого же момента машины стали оснащаться гидравлическими тормозами всех колёс.

В 1924м году Эмос Нортуп покидает фирму, в которой он впервые себя попробовал в качестве дизайнера и переходит работать в кузовную компанию Murphy. К1925 году в производстве остаётся только длиннобазая версия автомобиля, который получает индекс С68, а через год D68. Однако машины продолжались оставаться дорогими, тогда Уилли идёт по пути упрощения своих машин, в добавок к модели с V8 под капотом, анонсируется и машина с рядной шестёркой, с объёмом в 4.5л она так же имела верхнее расположение распредвала, мотор выдавал 66л/с, что как и прежней модели позволяло развивать скорость в 120км/ч.

Только в 1925м году, через 4 года, после того как Уилсс стал использовать в своих машинах молибденовые сплавы, Горнодобывающее бюро США стало считать применение молибдена в стали за металлический сплав. Более того, тогда же Ассоциация автомобильных инженеров официально признали молибденовые сталь за стандартную, и с этого момента начинается общее использование этих сплавов в автомобилестроении, что позволило Уиллсу поднять объёмы добычи этого минерала в своей шахте.
В 1926м году появляется улучшенная 6ти цилиндровая модель, которая к тому же становится единственной в производственной гамме — Т6. Кузова для этих автомобилей проектировала другая будущая легенда автодизайна — Гордон Бьюриг, который работал тогда в фирме Gotfredson, которая и поставляла эти кузова. Т6 — первая в мире машина, которую оснастили фонарями заднего хода. Именно на этой машине в 1926м году устанавливается новый рекорд по пересечению США из Нью Йорка в Сан-Франциско, у Миллера уходит 83 часа и 12 минут на преодоление этого маршрута, однако автомобили этой марки были слишком сложными и дорогими в ремонте, сложность заключалась в инновационной конструкции моторов, ведь США на тот момент практически не было механиков, которые разбирались в современных моторах, т.к. 99% продукции, что производили автомобильные фирмы США имели нижние распредвалы.


В ноябре 1926 года, когда за 5 лет производства было выпущено около 12 000 автомобилей, Уиллс должен был смириться с тем, что покупателей на его авто нету, фирма была объявлена банкротом.
После этого Уиллса позвали участвовать в проекте над переднеприводным автомобилем марки Ruxton, после провала этого проекта его пригласили работать в фирму Chrysler, как консультанта-металлургиста, а в 1933м году Chrysler выкупил и завод когда-то принадлежавший Уиллсу. Интересен момент, что Ford T, в разработке которого принимал когда-то Уиллс прожила почти на два года фирму Уиллса, продержавшись на конвейере до октября 1928 года, или более 20 лет, т.к. первая машина была готова в августе 1908 года. Первый массовый V8 тоже появился только в 1932м году, т.е. Уиллс обогнал время более, чем на 10 лет, возможно поэтому он и потерпел неудачу. . сам этот человек, который оставил заметный след в истории автомобиля, но тем не менее мало известный русскоязычной публике по иронии судьбы умер в 1940м году в госпитале имени Генри Форда.