На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КЛУБНЫЙ ГАРАЖ

220 подписчиков

Михаил Горбачев. Новейший самоучитель безопасного вождения.Часть 7.

Нередко начинающий водитель пытается «повиснуть» на бампере впереди идущего автомобиля и следовать за ним. Это неверно! Вы должны проявить самостоятельность и двигаться, свободно перемещаясь по потоку. Понимаю, что сначала это трудно, но все время двигаться за бампером переднего автомобиля, используя его как слепой поводыря, опасно.

Во-первых, рано или поздно вы в этот бампер «приедете». Во-вторых, как только передний водитель свернет в сторону, вы будете чувствовать себя как ребенок, выброшенный из лодки, чтобы учился плавать.
   Маневрировать в потоке это не значит скакать из ряда в ряд без причины, вернее с единственной целью – любой ценой двигаться быстрее потока, демонстрируя свой высокий класс. Маневрировать в потоке это значит по необходимости свободно перестраиваться влево и вправо. Что помогает водителю свободно перемещаться в потоке?

   > 1. Способность точно определять скорость автомобилей вокруг и умение сопоставлять ее со скоростью собственного автомобиля.
   > 2. Чувство дистанции и бокового интервала.
   > 3. Умение прогнозировать действия других водителей в динамике.

   Допустим, вы следуете по широкому многополосному проспекту справа. Впереди – остановка общественного транспорта, а это всегда практически останавливает два крайних правых ряда и сильно замедляет движение в третьем ряду. Самый правый ряд стоит, понятное дело, потому что его занял автобус или троллейбус, остановившийся у тротуара. Затор в следующем ряду – это машины, пытающиеся объехать помеху. Конечно, если вы все это увидели непосредственно перед собой и вынуждены практически остановиться именно по этой причине, что-то предпринимать уже поздно.
Остается только покорно ждать, пока общественный транспорт уедет, а затор рассосется. Другое дело, когда водитель (потому что смотрит дальше и получает информацию о том, что впереди, заранее) заблаговременно перестроился левее и спокойно объехал по другим рядам этот затор. Легко сказать перестроился, когда никто пропускать не намерен. А этого как раз и не требуется. Потоки транспорта на наших улицах рваные, всегда есть «окна» между машинами. Плавно перестроиться, занять такое свободное «окно» можно, только отлично ориентируясь по зеркалам, а главное, двигаясь с той же скоростью, что и автомобили в потоке.
   На первых порах, конечно, трудно сопоставить скорость своего автомобиля со скоростью потока или с конкретной машиной, перед которой надо осуществить перестроение. Но научиться этому необходимо.
   Представим себе, что мы должны занять крайний правый ряд для поворота направо. Вроде он свободен, но тут как из-под земли в этом ряду появляется автомобиль, только что повернувший направо на нашу дорогу. Похоже, он не торопится разгоняться и плетется еле-еле. Перед ним пространство свободно – скорее туда! А вы как всегда тормозите перед началом перестроения, чтобы разобраться в ситуации.

Вы собираетесь покорно ждать, пока автомобиль справа не проедет, чтобы поехать за ним. Но следом может появиться другой автомобиль. Обычно так и бывает, и оказывается, что перестроиться вправо практически невозможно. Учтите, что вы остановились во втором ряду, загородив движение, и вам уже начали сигналить, добавляя нервозности.
   Рано или поздно с этим надо заканчивать, и это как раз тот случай. Попробуйте перестроиться не на торможении, а на ускорении (рис. 34). Нажимайте на газ и спокойно занимайте правый ряд перед автомобилем справа.
   Здесь очень важно понять неписаный принцип взаимоотношений на дороге, это так называемые понятийные правила движения, и существуют они не только у нас, но и в других странах. Главное правило гласит: тот водитель, кто четко обозначил свою позицию, или точнее, свои намерения, без колебаний приступив к их выполнению, имеет негласное преимущество!

   Рис. 34. ПЕРЕСТРОЕНИЕ НА УСКОРЕНИИ
   Попробуйте перестроиться не на торможении, а на ускорении, если автомобиль справа плетется еле-еле. Нажимайте на газ и спокойно занимайте правый ряд перед автомобилем справа.

   Да, это действительно так. Как только вы, включив «мигалку», с набором скорости, а значит, очень скоро поравнявшись с автомобилем справа, устремитесь в правый ряд, водитель справа обязательно пропустит вас, даже если, осмотревшись после выезда, он уже собирался перестраиваться влево и разгоняться. А что ему остается делать? Тем более что вы практически не помешали ему, не подрезали его, а просто оперативно заняли свободное место. Поймите, речь здесь идет не о лихачестве, а скорее о рациональном использовании свободного места в потоке и умении воспользоваться им быстро и безопасно. Само собой разумеется, что ваш маневр не должен заставлять другого водителя резко тормозить или менять полосу движения.
   А если вам потребовалось перестроиться из левого ряда в правый ряд при многополосном движении плотного потока транспорта? Вы что, остановитесь в левом ряду и станете ждать пока справа не станет чисто? Абсурд, так не делают, да и свободного места не дождетесь! В том смысле, что если оно и появится, то вам придется стартовать практически с места, а справа машины движутся со скоростью потока и в мгновение ока поравняются с вами. Так не годится! Перестраиваться вправо в данной ситуации возможно только одним способом, вливаясь в правые ряды, занимая пустые места благодаря точно выбранной вами скорости: вот здесь надо притормозить, а здесь, наоборот, ускориться.
   Так как же делать это правильно, как ловить подходящие моменты для перестроения? Неужели повернув голову вправо, высматривать подходящую возможность для маневра? Нет-нет, только не так! Очень велика опасность «приехать» в задний бампер впереди идущего автомобиля! Не будем забывать, что ваш автомобиль движется. Вспомним, стоит только на мгновение оторвать взгляд от дороги, как «вот он, задний борт грузовика». Ориентироваться надо только по зеркалам, причем и определять скорость автомобилей в потоке надо также по зеркалам.
   А тренироваться можно так. Остановившись у светофора, контролируйте по зеркалам приближение других машин. Проверяйте коротким поворотом головы, где та или иная машина находится в действительности. Соотносите увиденную картинку с информацией, считываемой с зеркал. Кроме того, проверяйте коротким поворотом головы, сверяясь по изображению в зеркалах, расположение остановившихся машин. Такая тренировка научит определять скорость двигающегося сзади автомобиля по изображению в зеркале заднего вида. Учитесь не задерживать взгляд в зеркале – он должен быть молниеносным, затем все внимание вперед и снова молниеносный взгляд для контроля. Если приближающийся автомобиль едет довольно быстро, как раз повторный взгляд в зеркало даст полную информацию о его скорости, и вы сможете принять окончательное решение: успеваете вы перестроиться перед этим автомобилем или нет.
   При наличии разметки ведите автомобиль точно посредине своего ряда. При этом надо понимать, что другие водители не обязательно будут соблюдать рядность и могут (скорее не специально, а в силу плохой ориентации на дороге) выталкивать вас из занимаемого ряда. Такая ситуация особенно вероятна на поворотах при многополосном движении или круговом движении. Если разметки нет, то новичку приходится трудно. Он норовит срезать углы, вернее двигаться не по траектории кривой линии, проходящей через центр воображаемого ряда, а залезая в чужой ряд. В этом случае надо смотреть туда, где вы хотите оказаться, мысленно проводя пунктирную линию траектории, по которой и следует вести автомобиль.
   Положение автомобиля на проезжей части очень важно. Не забывайте всюду, даже в узких проездах, на парковках, во дворах, придерживаться правой стороны. Это необходимо для разъезда со встречным автомобилем, который может появиться в самый неподходящий момент (рис. 35).

   Рис. 35
   Не забывайте даже в узких проездах, на парковках, во дворах, обязательно придерживаться правой стороны. Это необходимо для разъезда со встречным автомобилем, который может появиться в самый неподходящий момент.

   При выезде на широкую дорогу достаточно буквально на метр сориентировать машину в сторону выезда, и вам уже не потребуется захватывать дугой своей траектории соседний ряд. А это значит, что, если правый ряд свободен, уже можно осторожно выезжать, ведь вам его вполне достаточно для маневра. Только рулем работать придется интенсивно, но это абсолютно нормально.
   У новичков часто возникают проблемы с точностью руления. Им не удается вести машину по прямой по центру занимаемого ряда, автомобиль упорно выписывает зигзаги. Как с этим бороться? Вспомните высказывание, что вождение автомобиля есть игра на опережение. Предположим, машина едет правее, чем вы желаете. Вы поворачиваете руль буквально чуть-чуть левее, чтобы подправить траекторию, но машина уже едет влево слишком сильно. Не надо ждать реакции машины! Повернули руль чуть правее и сразу возвращайте его в прямолинейное положение или даже поверните чуть левее, чтобы заранее предотвратить увод влево. Играйте на опережение, старайтесь, чтобы подруливания не чувствовались ни вами, ни пассажирами. На практике это должно выглядеть так: водитель слегка, практически незаметно покачивает рулем вправо-влево, буквально на несколько градусов, а автомобиль следует строго по желаемой траектории.
   Пока водитель не научится упреждающим рулением вести машину строго по центру занимаемого ряда, ему противопоказано ездить со скоростью свыше 50 км/ч. Если он поедет быстрее, его движение по зигзагообразной траектории неминуемо закончится вылетом с дороги. Дело в том, что постоянное опоздание с корректирующим поворотом руля в какой-то момент станет критическим, и машина пойдет в ритмический занос с возрастающей амплитудой.
   Упреждения в действиях водителя – основное средство для того, чтобы всегда гармонично и безопасно вписываться в плотный поток транспорта. Например, вы ждете, пока проедет автомобиль, чтобы совершить поворот. Он проехал, дорога свободна, и вы собираетесь выполнить задуманный вами маневр. Но поздно! Появился уже другой автомобиль, и снова надо ждать, пока он проедет, за ним следующий. Выход прост: трогаться надо раньше, в тот момент, когда автомобиль буквально поравнялся с вами. Со светофора тоже надо трогаться в тот момент, как только вспыхнул зеленый. Попадайте в ритм движения, делайте все чуть раньше, с некоторым опережением. Поверьте, автомобилей, которые вам мешают совершать маневры, станет значительно меньше.
   Если у вас «механика», передачи переключайте плавными, но решительными движениями, стараясь не прилагать к рычагу переключения излишних усилий. Критерий при этом будет следующим: если вы все делаете правильно, то передачи должны включаться очень легко.
   Для того чтобы освоить переключение передач с высшей на низшую, проделайте простое упражнение. Возможно, оно покажется скучным и однообразным, запаситесь терпением и не отчаивайтесь. Наградой вам будет удовлетворение, которое вы получите от правильного выполнения.
   Двигаясь на второй передаче со скоростью 30–40 км/ч, включите первую передачу. Делать это надо так: выжимая педаль сцепления, правой ногой повысьте обороты, слегка нажав на педаль газа, до 5500 оборотов в минуту. При отсутствии тахометра шум двигателя должен соответствовать максимальной скорости на первой передаче. Это и называется «перегазовкой». Без промедления включите первую передачу и продолжайте движение с той же скоростью, затем вторую передачу и опять первую. Старайтесь, чтобы ваш автомобиль не дергался во время переключений. Затем проделайте то же самое, переключая передачи с третьей на вторую и обратно на скорости 60 км/ч. Старайтесь добиваться абсолютной плавности хода автомобиля. Если вы можете вести автомобиль настолько плавно, словно кажется, что он стоит на месте, – вы претендуете стать высококлассным водителем.
   Когда прибавится опыта, попробуйте ездить в такой же манере чуть быстрее. Это отличная тренировка, чтобы понять, что такое баланс автомобиля на дороге – минимальный крен в поворотах, никаких рывков при старте и при разгоне, никаких «клевков» автомобиля при торможении.
   Для того чтобы лучше почувствовать автомобиль, нужно отработать следующее упражнение, которое легко выполнимо при каждой поездке за город: научитесь точно поддерживать заданную постоянную скорость, невзирая на спуски и подъемы. Само собой разумеется, что тренироваться нужно на загородном шоссе, а не в плотном городском потоке автомобилей. Пробуйте вести машину точно 40 км/ч, затем 50 км/ч и 60 км/ч. При кажущейся простоте – это довольно сложно. Уверен, многие водители, считающие себя асами, плохо справятся с поставленной задачей.
   Автомобиль – источник повышенной опасности. Опасность может исходить от ваших действий, от других участников движения и от самого автомобиля. Поэтому основные правила поведения участника дорожного движения: постоянное внимание и обоюдная предусмотрительность.
   Что значит постоянное внимание? Умение прогнозировать развитие ситуаций. Постоянно рассчитывать на внезапное возникновение опасности. Она может исходить от других участников движения:

   > а) велосипедистов;
   > б) неумелых или опасных водителей;
   > в) машин с номерными знаками других регионов или стран;
   > г) пешеходов, особенно пожилых и детей.

   Надо быть особенно внимательными при изменении погодных условий или неудовлетворительном состоянии проезжей части: может ухудшиться сцепление шин с дорогой или снизиться видимость.

   > а) гололедица, ямы, резкие повороты, холмы;
   > б) туман, снегопад, дождь;
   > в) сильный боковой ветер.

   Что касается ям или других препятствий на дороге, то смотреть на них надо только боковым зрением, не фокусировать на них взгляд. Не забывайте, одно из основных правил автогонщиков гласит: «Надо смотреть туда, куда хочешь попасть!»
   Опасность может таить и незнакомый автомобиль, на котором вы в силу обстоятельств оказались за рулем. У него непривычно для вас расположены органы управления, он имеет другие габариты, иначе ведет себя в поворотах и реагирует на тормозную педаль.
   Обоюдная предусмотрительность означает: не настаивать на своей правоте, а допускать возможность ошибки другого участника движения. В такой ситуации во главу угла должна быть поставлена общая безопасность. Иными словами, если кто-то нарушает правила, вы должны подыграть ему. Почему произошло нарушение, умышленно или случайно, в такой ситуации неважно. Главное, предотвратить возможность аварии или дорожного происшествия.

   Это может случиться, если:
   > а) на проезжей части оказались дети;
   > б) женщина с детской коляской переходит улицу;
   > в) водитель перепутал ряды и хочет занять ваш ряд;
   > г) водитель, преодолевающий подъем, встретил на своей полосе препятствие и ему необходимо перестроиться;
   > д) водитель, выезжающий со двора или ворот, хочет влиться в плотный поток транспорта;
   > е) водитель встречного автомобиля не успел перестроиться на свою полосу после обгона;
   > ж) водитель не успел закончить разворот на перекрестке.



   Причинить вред другим участникам движения, а проще говоря, создать аварийную ситуацию можно простым невыполнением правил движения или неосторожным поведением. Главные из них:
   > а) превышение разрешенной скорости;
   > б) выезд на встречную полосу в повороте;
   > в) остановка в неположенном месте;
   > г) позднее переключение с дальнего на ближний свет;
   > д) несоблюдение дистанции;
   > е) несоблюдение предписаний дорожных знаков;
   > ж) неоправданно резкое торможение;
   > з) неосторожное открытие дверей автомобиля, стоящего у обочины.



   Причиной ДТП могут стать и неисправности автомобиля:
   > а) «лысые», то есть изношенные шины;
   > б) неотрегулированные фары;
   > в) неотрегулированные тормоза;
   > г) слишком большой люфт в рулевом колесе;
   > д) загрязненные стекла и зеркала.



   Водитель может создать другим участникам движения неудобства некорректным поведением. К нему относятся:
   > а) движение с низкой скоростью без особых причин;
   > б) вынужденная остановка в неподходящем месте по причине отсутствия топлива;
   > в) блокировка автомобилей на стоянке;
   > г) высадка пассажиров с багажом на остановке общественного транспорта, несмотря на приближающийся автобус;
   > д) даже недолгая остановка во втором ряду, например, чтобы бросить письмо в почтовый ящик;
   > е) движение в левом ряду, когда свободны правые.



   Ваше поведение будет признано некорректным, если вы позволите себе:
   > а) на большой скорости проехать лужу и обрызгать пешеходов;
   > б) быстро проехать пыльное место в населенном пункте, подняв большое облако пыли;
   > в) громко включить музыку в машине при открытых окнах;
   > г) сигналить у светофора чуть замешкавшемуся водителю.



   11.6. БУКСИРОВКА

   Вряд ли в автошколе вас учили ездить на буксире. А зря. Во-первых, буксировка требует хорошего чувства автомобиля и его качения, а значит, это полезные навыки, и во-вторых, вполне может возникнуть ситуация, когда эвакуатор вызвать сложно (например, за городом) или вообще невозможно (вдали от населенных пунктов).
   Главное правило при буксировке: тормозит буксируемый, а буксировщик подтормаживает. Делается это следующим образом: перед замедлением движения или остановкой водитель переднего автомобиля поднимает руку вверх, давая сигнал водителю второго автомобиля, чтобы тот начинал тормозить. Только после этого буксировщик может замедлить свой ход. Делается это для того, чтобы торможение не стало неожиданностью для водителя буксируемого автомобиля и чтобы не провисал буксировочный трос. Провисание троса при буксировке недопустимо! Во-первых, при провисшем тросе неизбежны сильные рывки, вредные для машин и губительные для самого троса – он рвется. Во-вторых, вторая машина может наехать колесом на трос, что крайне нежелательно.
   Водитель буксируемого автомобиля вообще должен постоянно держать ногу на тормозе и постоянно немного подтормаживать. Это исключит провисание троса. За тормоза опасаться не стоит, так как при скорости в 50 км/ч они не пострадают от перегрева, а буксировка с более высокой скоростью запрещена. Оптимальная скорость при буксировке – 40 км/ч, и не стоит ее превышать. Согласитесь, если вы будете буксировать автомобиль на 15–20 мин дольше, ничего не изменится.



   12. ТЯНУТЬ ИЛИ ТОЛКАТЬ?


   «Почему такие серьезные фирмы как „Мерседес“, „БМВ“, „Ягуар“, „Порше“, „Роллс-Ройс“ выпускают до сих пор машины не с популярным передним приводом, а с задним, консервативным?» – спросил меня однажды сосед. А действительно, почему? Давайте разберемся.
   Во-первых, «мерседесы» бывают и с передним приводом, например малолитражка А класса, как и положено компактному автомобилю размера гольф-класса и меньше.
   Во-вторых, принято думать, что передний привод начал применяться на массовых автомобилях сравнительно недавно. Это не так, еще на самой заре автомобилестроения изобретатели экспериментировали с моделями первых самобеглых повозок, приводимых в движение передними колесами. Первый паровой тягач с передним приводом и расположенным прямо над ведущим колесом котлом, был изобретен в 1764 году французом Никола Жозеф Куньо. Во время испытаний заклинило систему управления, и машина врезалась в стену. Стена пострадала больше, чем прообраз переднеприводного автомобиля!
   Первый серийный автомобиль с передним приводом был выпущен еще до Второй мировой войны, в 1931 году. Это был двухтактный DKW немецкой автомобильной фирмы «Auto Union». Почему не раньше? Это произошло, как только стало возможным технически исполнить ведущими передние колеса. Вся сложность заключалась в их приводе, в том, что на них должен передаваться крутящий момент от мотора, то есть попросту, они должны толкать машину вперед и одновременно поворачиваться. Причем скорость вращения колеса не должна меняться в зависимости от угла поворота. Такие полуоси стали называть приводами с шарнирами равных угловых скоростей. Короче говоря, как только эти специальные шарниры были изобретены, стало налаживаться производство переднеприводных машин. А как могло быть иначе, ведь в производстве с ними намного меньше мороки по сравнению с классической заднеприводной компоновкой, а значит, и делать такие машины дешевле. Судите сами: кардан вообще не нужен, задний мост – облегченный и без редуктора. А сам силовой агрегат в сборе с коробкой перемены передач – довольно компактен и монтируется на машину в сборе с полуосями, подвеской и передними колесами. Выглядит это так: плывет по конвейеру кузов автомобиля, постепенно обрастая проводкой, салоном, задним мостом с колесами, и в кульминационный момент снизу под него подкатывают силовой агрегат – и автомобиль готов!
   Однако почему некоторые известные фирмы так и не перешли на переднеприводные конструкции. И не надо приводить довод, что они выпускают большие машины, а основную массу переднеприводников составляют машины гольф-класса. Это не совсем так. Во-первых, есть много фирм, выпускающих переднеприводные машины среднего класса, например СААБ, «вольво», «альфа-ромео» и др. Во-вторых, в США выпускаются автомобили класса люкс с восьмицилиндровыми двигателями, расположенными поперек и… правильно, с передними ведущими колесами, «кадиллак», к примеру. А сделать из такой машины вариант «стреч» – растянутый лимузин, вообще проще простого, кардана-то нет! Удлиняй себе тормозные трубки и выхлопную систему с глушителем на здоровье, и это самые сложные работы после врезки в кузов дополнительных секций. А американцы любят растягивать автомобили! Но это так, к слову. Так что же лучше, передний привод или задний? Чтобы разобраться, рассмотрим минусы и плюсы того и другого.


   Плюсы ЗАДНЕГО привода

   • 1. Мотор и коробка передач подвешены к кузову на довольно мягких упругих элементах, значит, их вибрации практически не передаются на кузов. Это создает повышенный комфорт. Сидя в «мерседесе», например, трудно определить: работает ли мотор – никакого дрожания кузова!

   • 2. На руль не передается никаких реактивных моментов при разгоне.
   • 3. При резком старте вес перераспределяется назад, и ведущие колеса меньше буксуют.
   • 4. Лучше распределяется нагрузка по осям. Кроме того, оптимально распределяется работа между передними и задними шинами: передние – поворачивают, задние – толкают машину вперед.



   Минусы ЗАДНЕГО привода
   • 1. Сравнительно дорогое производство.
   • 2. Заднеприводные машины тяжелее, у них всегда есть тоннель посередине кузова, который уменьшает полезную площадь салона.
   • 3. Хуже проходимость по глубокому снегу и грязи.



   Плюсы переднего привода
   • 1. Более дешевое производство.
   • 2. Нет кардана, и соответственно отпадает необходимость в тоннеле, что увеличивает полезную площадь салона.
   • 3. Отличная курсовая устойчивость и проходимость по снегу и грязи.



   Минусы ПЕРЕДНЕГО привода

   • 1. Вибрации от силового агрегата передаются на кузов, так как он закреплен с ним жестко, – такова специфика конструкции.

   • 2. При прибавлении газа при определенных условиях на руль передаются реактивные усилия. Не то чтобы он из рук вырывался, но своей жизнью жить все же пытается!

наверх