На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КЛУБНЫЙ ГАРАЖ

220 подписчиков

Забытые имена. Züst/Brixia-Züst.

Сегодня захотелось немного просветить вас по части итальянской автомобильной истории, тем более Италия знаменита сегодня только ограниченным списком автомобильных брендов, типа "Ferrari", "Lamborghini", "Pagani" и "Alfa Romeo", ну и еще массовый "FIAT" у всех на слуху, дышащая на ладан "Lancia" мало известна за пределами родины, что уж говорить об исчезнувшей марке Züst.

Откуда такое странное и нетипично название для итальянского бренда, которое по-русски звучит как Цюст? Всё объясняется довольно просто. .

В середине 19 века в населённый пункт по названию Интра, что находится на берегу озера Маджоре приезжает молодой швейцарец — Роберто Цюст, он устраивается механиком в местную металлообрабатывающую фирму Güller & Croff, его охотно берут на работу как швейцарца (они не такие лентяи как итальянцы), тем более хозяева фирмы тоже этнические швейцарцы (Швейцарии вообще находится недалеко от данного местечка). В 1858м году место Кроффа занимает Гройтер и фирма переименовывается в Güller & Greuter, через двенадцать лет после этого события Роберто Цюст женится на дочери Карло Гюллера и получает долю в бизнесе тестя, в 1871м году под его влиянием происходит смена приоритетов фирмы и компания начинает выпускать машинки для вязания, ткачества, а так же гидравлические турбины.

В 1888м году Цюст совместно с братом жены — Оскаром Гюллером открывает собственное дело — Güller & Züst, которое начинает заниматься производством паровых котлов, их фирма например приняла участие в изготовлении первого итальянского паровоза. В 1893м году Цюст становится единоличным хозяином фирмы и переименовывает фирму в Ing.

Roberto Züst fabbrica di macchine utensili e fonderie (Машиностроительная и инструментальная фабрика, и литейная инженера Роберто Цюста). В 1897м году Роберто Цюста не стало, было ему всего 53 года. . однако остались у него наследники — сыновья: Роберто, Артуро, Отто, Бруно и Сильвио.

Роберто Цюст Младший и становится у руля компании. В начале 20 века фирмой делаются первые попытки построить новомодные двигатели внутреннего сгорания, в 1902м году строятся первые автомобили, это были 3х цилиндровые 1.7-л. таксикэбы. В 1903м году сыновья создают еще одну фирму — Züst ing. Roberto — Fabbrica Italiana di Automobili завод и штаб-квартира располагались в том же населённом пункте Интра. С самого начала было решено делать дорогие и мощные автомобили по подобию немецких "Mercedes", в производстве было две 4х цилиндровые модели: 28/45НР с 7433 кубовым мотором и гигантский 40/50НР, с 11,310 кубовым двигателем.

Сохранить в АльбомZüst 28/45HP. Фото 1904 года, человек в шляпе стоящий справа от машины — Роберто Цюст, за рулём заводской водитель-испытатель Энрико Маджони


Особенностью конструкции было наличие спаренных литых блоков двигателя, зажиганием от магнето и 4х ступенчатой коробки передач, которая приводила в действие задние колёса при помощи цепи. Интересно, что уже через два года после старта производства машины этой малоизвестной итальянской марки уже продавались в новом свете, в Нью-Йорке продажей занималась компания R. Bertelli & Co. В марте 1905 года производство автомобилей было перенесено из маленького провинциального городка Интра в куда более известный Милан, в Интре сохранилось производство станков и деталей для автомобилей.

Сохранить в АльбомZüst 28/45HP


Автомобили марки Züst были очень надёжными, так в зимой 1905 года военное ведомство Италии выбирало автомобили в качестве штабных транспортных средств, а единственным кто смог добраться до Флоренции, причём через Апеннинские горы был Энрико Маджони на Züst 28/45HP, так что на кого пал выбор итак ясно. Еще в мае 1905 года маркиз Джинори Лиши принял участие в Копа дель Рей — состязания организованные автомобильным клубом Милана, откуда он уехал домой с кубком за первое место. На гонках Coppa d'Oro (Золотой Кубок) в 1906м году, которые имели трассу протяжённостью в 4000 км, автомобиль под управлением уже выше упомянутого Энрико Маджони пришёл вторым к финишу, причём Маджони отстал от лидера всего на семь секунд. Через некоторое время Леонино да Цара на 11.7л машине побеждает в Рьюнионе Спортива ди Ровиго, а Паоло Фрьедлаэндер приходит первым в Корса дель Готтардо, благодаря победам в различных состязаниях появляются статьи о том, что автомобили марки Züst не знают поражений, что конечно сказывается на продажах.

Сохранить в АльбомZüst 40/50HP Tourer с американскими номерами. Фото датировано 1909 годом


В этом же 1906м году Роберто Цюст Младший решает открыть дочернее предприятие в городе Брешия, в этом старинном городе было решено выпускать более легкие и дешевые автомобили под маркой Brixia-Züst (Brixia это написание города на латыни, я уже писал, что в начале прошлого века было модным давать маркам автомобилей латинские название местности в которых они производились). Единственной моделью фирмы Fabbrica Automobili Brixia-Züst была машина 18/24НР с 4х цилиндровым 4.1л двигателем и карданным приводом колёс.

Сохранить в АльбомBrixia-Züst 18/24HP принявший участие в Коппа Флорио


В 1907 году в Брешии стали производить еще одну модель — 3х цилиндровый 1386 кубовый автомобиль 10HP с 3х ступенчатой коробкой передач, который мог разгоняться до 60км.ч. Помимо 3х цилиндровой модели в Брешии стали выпускать и 3.7-литровый 4х цилиндровый автомобиль модели 14/18HP, который был чуть меньше в габаритах, нежели 18/24HP. Но 1907й год стал очень сложным в Италии, в стране был экономический спад, продажи продукции дочернего предприятия шли через пень колоду, но на удивление на основном заводе бизнес шёл более успешно, поэтому экономический год закончился с прибылью, а всё в основном благодаря тому, что генеральным директором по продажам в Италии стал Энрико Маджони, который открыл целую кучу представительств по стране.

Сохранить в АльбомBrixia-Züst 10HP


В 1908м году французская газета "Ле Матэн" проводит "Великую Гонку", о которой я уже не раз упоминал в статьях про марки, которые принимали в ней участие. Единственный итальянский экипаж рискнувший тронуться в путь из Нью-Йорка до Берингова пролива, оттуда через Россию в Париж выступал на 2х летнем Züst 28/45HP с кузовом миланской фирмы Schieppati, которому усилили раму и установили шестерни с пониженным отношением в коробку передач, . Кстати не смотря на то, что машина была уже не новой, завод Züst согласился поддержать авантюристов-земляков: Антонио Скарфольо (журналиста газеты il Mattino), Джулио Сиртори опытного водителя и полиглота, а также скандинава Генриха Хага, который выступал в роли механика.

 

В мае 1908 года завод отказывается от спонсорства экипажа, а основного водителя — Сиртори отзывают в Италию, в июне экипаж был уже в Маньчжурии, когда там российский поданный — барон Шайнфогель выкупает машину и являясь теперь спонсором сменяет Сиртори за рулём. 6 сентября итало-русско-скандинавский экипаж добрался до Берлина, а 17 сентября наконец финишировали в Париже. Не смотря на то, что команда финишировала третьей, нельзя не признать того, что экипаж состоял из мужественных людей, а конструкция машины была надёжна, т.к. французские экипажи вообще не добрались до берегов России. Но тогда к сожалению тогда публика и пресса отметила этот факт уже без энтузиазма, все праздновали победу американского экипажа, который выступал на Thomas Flyer. Но тем не менее, не смотря на отсутствие интереса со стороны прессы к финишу экипажа, заводу всё равно удалось заключить сделки в Германии и в Австрии по поставке своей продукции.

Сохранить в АльбомZüst 28/45HP на старте в Нью-Йорке 12 феврала 1908 года


Помимо этого итальянская машина была показана на автошоу в британском городе Уайт, на обратном пути у машины сломались шестерни в коробке передач, машину поместили на вокзале в Бромли, где её начал ремонтировать британский механик Мейнард. Мастер слишком близко поставил ацетиленовый фонарь к автомобилю, вскоре вспыхнул тент, прикрывавший автомобиль, и в итоге автомобиль сгорел, сам Мейнард умер от полученных ожогов. Скарфольо отправил в Милан телеграмму с новостью о том, что машина сгорела и ремонту не подлежит. Долгое время считалось, что машина сгорела полностью и от неё ничего не осталось, однако британские пожарные оказались пунктуальными, и недавно были обнаружены записи, что в пожаре пострадала только задняя часть автомобиля, а передняя часть в том числе и мотор с трансмиссией ничуть не пострадали, а останки машины были доставлены в пожарное депо в Мейдстоне, кстати нашлись и фотографии констебля, который сфотографировал пострадавший автомобиль на следующее утро — у него остались целыми даже задние колёса, правда покрышки — сгорели, т.е. автомобиль по сути уцелел, но все "историки" основываясь на телеграмме Скарфольо в унисон пишут, что машина была уничтожена и до сегодняшнего дня дожил только американский Thomas Flyer и немецкий Protos (который занял второе место), что указывает на то, что никто почему-то всерьёз не увлёкся историей конкретного автомобиля.

Кстати немного фактов про машину, многие историки и журналы (в том числе и Авторевю) называли участвовавшую в пробеге машину Brixia-Züst, хотя 7.4л версия никогда в Брешии не выпускалась, и это является ошибкой. Второй интересный момент — итальянцы прибыли в США еще в январе 1908 года, и единственные из европейских экипажей обзавелись американскими регистрационными знаками на своём автомобиле (второй автомобиль с американским рег.номером естественно был Thomas Flyer).

Сохранить в АльбомРеплика Züst 28/45HP, который принял участие в Великих Гонках. Однако эта машина выкрашена в не правильный цвет, настоящая машина была серого цвета с капотом выкрашенным в цвета флага Италии, надпись на радиаторе здесь передана правильно, она была красного цвета

 

Сохранить в АльбомШасси Züst 28/45HP 1906 года выпуска. По ряду признаков предполагается, что это шасси именно той машины, что принимала участие в Большой Гонке. В середине 1910го года данная машина была доставлена в Доусон-Сити, где она принадлежала мистеру Перри, директору горнодобывающей фирмы Yukon Gold Company, кстати эта фирма принадлежала Роберту Гуггенхайму — большому фанату итальянских машин, в частности он сам ездил на Itala. Какое-то время эта машина была единственной в городе, но вскоре стали появляться и другие самодвижущиеся экипажи. Машина оставалась в Доусон-Сити до 50х годов, пока её останки не приобрёл Бак Роджерс, известный канадский коллекционер. Затем шасси, которые были распилены на две части приобрёл владелец Thomas Flyer-а, который победил в гонках 1908 года — Уильям Харра, однако он походу не стал изучать историю обломков и в 1980х годах перепродал останки автомобиля в Ванкувер-Айленд. Нью Йорк Таймс писало в 1908м году что, итальянская машина имеет усиленные шасси (поперечные лонжероны спереди: перед креплением передних рессор и сзади мотора там, где расположен маховик. Шестерёнки в коробке передач установлены большего размера и соответственно с большим количеством зубцов на них. В июне 1908 года будучи в Сибири у двух цилиндров мотора развалились подшипники, Хага сделал новые используя свинцовые пули и жестяные коробки. За всё время было выпущено около 200 автомобилей с 7.4л двигателем, единицы дошли до сегодняшних дней, и сегодня Гарри и Ширли Блэстэффы — владельцы этого авто сомневаются в случайные совпадения и уверены, что они владеют техникой именно той машины, что совершила пробег 105 лет назад


В 1908м году модельный ряд фирмы состоял из 15/25HP 2.85л мотором, 25/35HP 5.0л двигателем, 35/50HP Speciale GS с 6.3л и топовой теперь была 25/45 с 7.4л под капотом. В 1909 году 7.4л машина была переименована в 35/45HP, постепенно стало наращиваться производство грузовых автомобилей, т.к. начавшаяся война в Ливии увеличила спрос на грузовики, в которых нуждалась итальянская армия. На испытания для военного ведомства фирма предоставила всего два грузовика, но они проявили себя лучше продукции фабрик FIAT и SPA и в итоге тендер достался "интравцам" из Милана.

Сохранить в Альбомвоенный грузовик Züst 38HP, такие делали по заказу итальянской армии, вскоре точно такие же 5ти литровые грузовики поступили в распоряжение российских и румынских военных ведомств.


В 1910м году фирма была реорганизована в акционерное общество, что повлекло за собой смену вывески, теперь компания называлась Società Anonima Züst Fabbrica Automobili – Brescia–Milano, а у руля фирмы из Брешии встал самый младший брат из Цюстов — Сильвио, но как и прежде более дешевые машины расходились хуже дорогих, и их производство оставалось убыточным, не смотря на то, что в Англию было продано десять 3х цилиндровых таксомоторов (объём моторов которых был увеличен до 1.5л), объём мотора у модели 18/25HP вырос до 5л, в том же году пришлось закрыть представительство в Лондоне — Züst Motor Ltd, т.к. дилер объявил о своей финансовой несостоятельности.

 

В 1911м году главным конструктором фирмы стал бывший гонщик фирмы FIAT, а так же и сам автомобильный производитель — Луиджи Стореро, под его руководством создаётся ряд легковых и грузовых автомобилей, так же с его подачи открываются большие представительства по продаже коммерческой техники в Риме, Милане, Генуе и Турине. На этот момент в производстве оставались модели 16/20HP 3.1л мотором, а так же 25/35HP и 35/45HP. В 1912м году прекращается производство легких автомобилей марки Brixia-Züst, а модельный ряд Züst состоит теперь из: 25/35HP 5.0л (модель 1908 года), 35/50HP S274 с 6.2л мотором, 50/60HP S235 Tipo America — 7.4л, их особенностью оставалось наличие цепной передачи, что уже считалось анахронизмом, не избавилась от цепной передачи и добавившаяся к списку модель 25/35HP S305 с 4.7л двигателем, однако особенностью этой машины стало наличие радиатора выполненного в стиле автомобилей марки FIAT.

Сохранить в АльбомZüst 35/50HP S274 Torpedo

 

Сохранить в АльбомZüst 25/35HP S305 Torpedo


Наконец в 1915м году с конвейера завода сходит первый автомобиль, который был оснащён карданной передачей, ею стала модель 15/25HP S365, однако к сожалению она выпускалась под маркой Züst всего полтора года. В сентябре 1917 года в Италии был выпущен указ запрещающий производить легковые автомобили для гражданских лиц, разрешалось выпускать только военную продукцию. Да бы не ожидать печального финала первого октября 1917 года Società Anonima Züst Fabbrica Automobili – Brescia-Milano продала своё автомобильное производство фирме Società Anonima Officine Meccaniche, последней достались производственные мощности в Брешии и модельный ряд автомобилей изготавливающихся в Милане, но об этом в следующей истории.

 

А что касаемо фирмы основанной еще Роберто Цюстом отцом, то фирма ing. Roberto Züst — Officine meccaniche e fonderie, которая теперь занималась ремонтным и литейным бизнесом под руководством Роберто и Артуро Цюстов, а так же производством авиационных моторов конструкции Коломбо, продолжила своё существование на территории завода в Милане, где некогда изготавливали мощные и надёжные автомобили, последние упоминания об этом предприятии, что я нашёл датированы началом 1930х годов.

Забытые имена. Глава 170. Züst/Brixia-Züst

наверх