На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КЛУБНЫЙ ГАРАЖ

220 подписчиков

Забытые имена. Hillman (часть 1).

Я про Хиллман берусь написать с июня месяца, всё как-то не взяться за него как надо бы, может дело в том, что история Хиллмана тесно связано с другими марками, причём про Хамбер, я уже написал, но помимо Хамбера были и другие марки, которые заимствовали друг у друга кузова и т.д.

 

Уильям Хиллман родился в 1848м году, будучи подростком был отправлен в фирму John Penn and Sons, которая производила морские паровые двигатели, учится на механика, там он познакомился с садовником фирмы — Джеймсом Старлейем.

Будучи в 20ти летнем возрасте ушел работать в фирму Coventry Sewing Machine Co, которая помимо швейных машинок первой среди британских машин стала изготавливать велосипеды. Причём французские велосипеды были модифицированы тем самым Старлеем, который когда-то работал садовником, но при этом имевший талант конструктора, кстати сын Старлея будет основателем фирмы Rover. В 1870-1871 году в Англии был бум на велосипеды, а из-за того, что шла франко-прусская война, французы не могли поставлять свою продукцию через пролив. Поэтому Старлей вместе со Смитом открывают свою фирму Smith, Starley and Co, которая начинает производить швейные машинки и велосипеды, в начале 1872 Хиллман присоединился к фирме, но уже в декабре покинул её.

В 1875м году Хиллман дорос до собственного бизнеса, который он смог начать благодаря финансовой поддержке Уильяма Генри Герберта, молодые люди назвали компанию Hillman and Herbert, их фирма стала производить велосипеды, роликовые коньки и швейные машинки. В 1880м году к фирме присоединяется Джордж Бевели Купер и фирма меняет название на Hillman, Herbert and Cooper. Вскоре эта фирма станет крупнейшим производителем велосипедов в мире. Тем временем в 1887м году Хиллмана увлекают шарикоподшипники, за которыми он видит не дюжий потенциал, он разрабатывает механизм для их изготовления и
основывает собственное предприятие — Auto Machinery Co, которое к началу века сделает его миллионером.

К 1907м году Хиллман, которому шел шестой десяток лет решил стать автомобильным промышленником, вместе с бретонским инженером Луи Арве Котелэном он основывает компанию Hillman Coatalen Motor Co. Ответственным за конструкцию автомобиля становится Котелэн, который до этого успел поработать во французских De Dion-Bouton, Clement-Bayard и Panhard-Levassor, а с 1900 года, когда он приехал в Англию и в британских Crowden Motor Car Co и Humber and Co. В мае 1907 года была готова первая машина, которую изготовили на новом заводе в Пинли, что в Ковентри. Это была 4х цилиндровая машина с 6.4л мотором, который выдавал 24л/с.


Луи Котелэн за рулём Hillman Coatelen 24HP


Буквально через месяц прототип машины был выставлен на Турист Трофи, который проходил на острове Мэн. Котелэн ставит лучшее время трассы на первом же кругу, но уже на втором кругу машина сходит с дистанции из-за поломки. После состязаний машину испытывают на протяжении 15 000 миль (24 000км), однако конструкция по мнению авторов не нуждается в доработке — машина тиха, мощна и надёжна. В ноябре того же года появляется 6ти цилиндровая машина с мотором объёмом в 9.7л, который развивает 60л/с, модель 40/60НР дебютировала на автомобильной выставке "Олимпиа".

 

Эти две модели составляли производственную программу до 1909 года, когда появилась модель 12/15НР c 2.2л двигателем, в этом же году Котелэн покидает фирму. Он хотел жениться на дочери Хиллмана, однако узнав, что Котелэн разведён Хиллман отменил свадьбу, обиженный бретонец переходит работать в фирму Sunbeam. В 1910м году старик Хиллман переименовывает компанию в Hillman Motor Co. Тем временем машины сконструированные Котелэном продолжались выпускаться, в 1911м году прекратилось производство самой большой модели — 40/60НР, а серия 25/40НР продержалась до 1913 года.

В 1913м году появляются 2х цилиндровая 1.8л модель 10НР, которую выпускали всего год и 9НР с 1.4л 4х цилиндровым мотором, через год к ним добавляется 13/25НР с 6ти цилиндровым 2х литровым мотором, которая так же продержится всего год в производственной программе. В 1915м году в каталогах остаётся единственная модель — 11НР, которая по сути была той же 9НР, но которой изменили ход поршня, тем самым увеличив объём до 1.6л.


Hillman 9HP Roadster


В 1919м году после Первой мировой фирма возобновляет производство единственной машины — 11НР, которая не претерпела изменений. Через год появляется модель Speed Model, которую оснастили 1.1л 25ти сильным мотором. Эта машина лишилась электрического стартера, это было сделано для уменьшения веса, т.к. машины этой фирмы имели репутацию спортивных. А имидж конечно подкреплялся победами в спорте, одним из фанатов гонявших на Hillman по Брукландс был Джордж Бедфорд. Через год вместо модели Speed Model появляется Sporting, который уже оснащён 1.5л 28ми сильным агрегатом, но в том же году на 74м году жизни уходит в мир иной Уильям Хиллман.

 

Хозяевами фирмы остаётся семья Хиллманов, но у руля компании стоят другие люди — Джон Блэк и Спенсер Уилкс, они решают прекратить заигрывания со спортом, и сосредоточиться на простых и доступных автомобилях, в итоге модель Sporting уходит со сцены, а 11НР получает новые закрытые и респектабельные кузова. Производство довоенной модели продолжалось в итоге почти 11 лет, пока в 1926м году её не сменила новая машина — 14НР. Эта машина имела 2х литровый мотор с боковым расположением цилиндров и закрытый кузов поставляемый Tickford. Эту машину рекламировали, как автомобиль, который должен стоить дороже. В 1927м году в рекламных роликах акцент сменился на безопасность, т.к. машина получила лобовое стекло типа триплекс, а тормоза всех колёс — вакуумный усилитель. Так же расширилось предложение по кузовам, открытый четырёхдверный турер получил имя — Husky.


Hillman 14HP Husky Tourer


В 1928м году 14НР сняли с производства, а вместо неё появляется солидная модель 20НР, с рядной восьмёркой объёмом 2.6л и мощностью 58л/с, британцы не смогли пройти мимо повальной моды на 8ми цилиндровые моторы, которая захватила автомобильный мир в конце 20х. Автомобиль имел два пакета оснащения, как для джентльменов, та и для леди. В первом случае в машине имелась пепельница и электрический прикуриватель, а во-втором записную книжку, сейф для карточек и пудреницу, но в обоих случаях помимо этих спец.опций имелись шелковые занавески в задней части кузова, которые можно было регулировать с места водителя, карманы в передних сидениях (это сейчас банальная опция), освещение салона и вентилятор, замещённый на потолке, в качестве доказательства герметичности закрытого кузова.


Hillman 20HP Segrave Coupe


Однако времена это были не лёгкие, и в ноябре того же 1928 года фирма была куплена ближайшими соседями — фирмой Humber Combine, за которой стояли братья Уильям и Реджинальд Рутс, которые к тому являлись и дилерами фирмы Hillman. Компания продолжила выпускать единственную модель, и хотя 20НР не славилась своей надёжностью, это была самая дешевая 8ми цилиндровая машина на британском рынке, что обеспечивало ей спрос. Осенью 1930 года была представлена модернизированная версия машины, которая получила имя собственное — Vortic. Машина получила дополнительный цилиндр, который не имел поршня, но который играл роль турбины — нагнетал в остальные цилиндры воздух, я такой мотор описывал в статье про DKW, а так же этот мотор получил демпфер колебаний коленчатого вала (см. стать про Lanchester). Помимо этого тормоза так же подверглись обновлению и машина получила барабаны увеличенного размера.

 

В 1931м году в апреле Альберт-Холле была представлена еще одна модель фирмы — Wizard. Эту машину оснастили 6ти цилиндровыми моторами: 2.1л (Wizard 16HP) и 2.8л (Wizard 20HP), и 4х ступенчатой трансмиссией. Подвеска всех колёс была зависимой, но получила гидравлические амортизаторы, тормоза системы Бендикс-Перро получили двойной усилитель. Братья Рутс, рекламировали машину, как прошедшую испытания во всех климатических условиях планеты (ну за исключением полюсов конечно). Т.к. дело было во времена экономического кризиса, то братья Рутс идёт продажу автомобилей в рассрочку, при цене в 270 фунтов за самую дорогую версию надо было иметь всего 67 фунтов на первый взнос, и остальное выплачивалось в течении нескольких месяцев, однако этот приём не способствовал огромным продажам, на которые надеялись совладельцы фирмы.


Hillman Wizard во время испытаний в Египте


Зимой 1931-1932 года братья Рутс выкупают остальные 40% акций компании и создают концерн Rootes, в который входят марки: Hillman, Humber и Commer. Еще задолго до создания концерна на заводе идёт проектирование новой модели с 1.2л мотором — Minx. Первый прототип этой машины был готов в мае месяца, и Уильям Рутс, очень обеспеченный человек лично тестирует эту малолитражку (как впрочем и все остальные машины концерна), отправившись на ней в путешествие по Европе. В октябре 1931 года машину показали и праздной публике.

 

Minx 10HP имевший 1.2л мотор мощностью 25л/с и 3х ступенчатую коробку передач попал в самое яблочко, как по своим потребительским качествам, так и по ценовой политике. Пресса так же положительно отзывалась о машине, утверждая, что это качественно собранная машина, в которой особенное внимание уделено и пассажирам, маленькая машина имела довольное большое пространство для ног задних седоков.


Hillman Minx 10HP Saloon


В начале 1932 года машины этой серии получили резиновые подушки агрегатов, которые значительно уменьшили передачу вибраций на раму и кузов, кстати выбор кузовов был более, чем обширным, а сами они были полностью металлическими. В сентябре 1932 года появляется псевдоспортивная версия Aero Мinx, которая отличается от простых версий аэродинамическими кузовами, с наклонной решёткой радиатора и низкой подвеской колёс, т.к называемый underslung, т.е. мосты крепятся над рамой, а не под ней, как в большинстве случаев, и моторами с более высокой компрессией, что позволило снять 30л/с. Эта модель выпускалась в двух вариантах кузова: закрытый — Sports Saloon (от фирмы Kevill-Davies) и открытый Special Tourer (от March), последний кстати использовался и в полиции!


Hillman Aero Minx 10HP Sports Saloon


В этом же 1932м году старика Vortic отправился на пенсию, а через год за ним подтянулся и Wizard. К этому времени продажи Minx достигли отметки в 20 000 год, но тем не менее боссы решили не оставлять эту модель в одиночестве, а дополнили модельный ряд в 1934м году наследником Wizard. Новая модель 20/70НР использовала шасси и 2.8л мотор от предшественника, который был форсирован до 68л/с, 4х ступенчатая коробка передач, которая до этого имела синхронизатор только на 3й скорости, получает синхронизатор и на 4ю скорость. Эта машина имеет интересную систему — Startix, если машина глохла с включенным зажиганием, то стартер автоматически заводил мотор снова (Stop-N-Go не современное изобретение :) ). Модель Minx в этом сезоне получает мотор форсированный до 27 сил, 4х ступенчатую трансмиссию, а решетка радиатора получает небольшой наклон и V-образную форму радиатора, а в качестве опции предлагается радио фирмы Philco.

 

В 1935м году Rootes покупают фирмы Clement Talbot, Sunbeam Motor Car Company и Darracq Motor Engineering Co, после чего Aero Minx получает еще одну версию кузова — Cresta, 2х дверный закрытый кузов без средний стойки, т.е. современным языком говоря — хардтоп, который был заимствован у Talbot 10HP. В первой половине года модель 20/70НР заменяется моделью 16НР, которая имеет 2.6л 6ти цилиндровый мотор мощностью 56л/с, и главное новое шасси, с передней независимой подвеской, которую фирма назвала — "ровный киль". Однако уже в конце года модель 16НР получает новый 3.2л мотор мощностью 75л/с и новое название — Hawk 20HP, хотя на заказ продолжают делать и 2.6л версию, которая называется Hawk 16HP. Новый 3.2л мотор устанавливается и другую машину — 80НР, которая отличается от Hawk только увеличенной базой колёс, ну и соответственно более длинными кузовами.


Hillman Hawk 20HP Cabriolet


Что касается массовой модели, то она меняет название на Minx Magnificent. Инженер Бут, который до перехода в Hillman успел поработать на Clyno, AJS и Singer, полностью перерабатывает автомобиль. Машина получает новые коробчатые шасси, мотор сдвинули вперёд, кузова получают современную округлую форму в стиле своих старших братьев, в передние крылья были спрятаны воздуховоды, которые улучшали охлаждение двигателя, пространства в салоне становится больше. Успех машины можно понять по этому факту — продажи начались в ноябре месяца, а к концу 1935 года было поставлено более 11 000 экземпляров этой модели, при этом прекращается выпуск модели Aero Minx. Эту машину как когда-то в кризисные годы можно было взять в рассрочку, но на этот раз срок выплаты был увеличен до 2х лет, а сама сумма была настолько мизерной, что спокойно позволяла покупать такую машину без раздумываний.


Hillman Minx Magnificent 10HP Saloon


В 1937м году прекращается производство серии Hawk, но продолжается выпуск модели 80НР, через год младшая модель снова становится просто Minx, машина получает новую более узкую решетку радиатора, с которой пропадают пять вертикальных полос и длинный единый бампер, выбор кузовов сужается до закрытого седана и универсала, а открытый турер поставляет фирмa Carbodies. Что бы сократить разрыв между Minx и 80HP начинают поставлять модель 14НР, которая имеет 1.9л 4х цилиндровый мотор мощностью 51л/с и полностью синхронизированную 4х ступенчатую трансмиссию. Как и модели, которые она сменила, шасси этой модели имели независимую подвеску передних колёс, кузова выполненные в стиле Minx и 80HР с решёткой радиатора от Minx. В этом же году голландец Маус Гатсонидес участвует в Монте Карло, стартуя из Югославии, до финиша он приходит без штрафных очков, но приза не получает.


Hillman Minx 10HP Saloon 1938


В 1939м году 6ти цилиндровые машины 80НР исчезают из каталогов фирмы, что не составлять внутренней конкуренции с аналогичными машинами марки Humber. 14HP для удешевления теперь имеет только три синхронизированные передачи, т.к. первую всё равно задействуют очень редко, практически только при трогании, такую же трансмиссию получает и младшая модель, но в отличие от младшей машинки 14НР получает гидравлический привод тормозов.

 

Однако уже в 1940м году производство легковых автомобилей прекратилось, кроме военных версий Minx, которые получили название Tilly (от Utility). В то же время братья Рутс предоставляют свои заводы для производства авиационных двигателей государству, которое объявило войну Германии, в благодарность за это Уильяма Рутса ставят председателем отдела поставок в Министерстве Снабжения. После ночного налёта в ноябре 1940 года на Ковентри именно Уильяму было поручено поставить на ноги сильно разрушенный город, который был одним из главных индустриальных городов Великобритании. В 1942м году за выполнение задачи Уильяма Рутса возвели в рыцари и дали орден Кавалера Британской Империи.

После войны, уже июле 1945 года компания Hillman объявляет о возобновлении продаж своих автомобилей со следующего месяца. Технически они повторяли автомобили 1939/1940 модельного ряда, но с мотора сняли уже 35л/с. Однако открытой версии так и не появилось, зато седан получил открывающийся брезентовый верх, так же была представлена версия универсал, переделанная из фургонов фирмы Commer, которая входила в состав концерна.


Hillman Minx 10НР Estate Car


Через год появляется открытая версия Drophead Coupe, производство этих моделей продолжалось до декабря 1947 года, когда появилась обновлённая модель, т.н. Minx Phase II. Новая машина получила ряд обновлений, во-первых кузовные: фары были теперь интегрированы в передние крылья, изменилась форма капота; во-вторых технические: тормоза получили гидропривод, рычаг КПП переехал на рулевую колонку.


Hillman Minx 10HP Drophead Coupe Phase II


В сентябре 1948 года было представлено новое поколение автомобилей, чей дизайн был инспирирован американскими автомобилями, что не удивительно, т.к. дизайнером этой машины является француз Раймон Леви, который много работал в США, в том числе с фирмой Studebaker. Minx Phase III получает понтонный тип кузовов, среди которых как и прежде можно найти седан, универсал и кабриолет. Технически же никаких инноваций не происходит, кроме появления передней независимой пружинной подвески.


Hillman Minx Phase III Saloon


В декабре 1949 года появляется новый 1.3л мотор мощностью 37л/с, а машина получает название Phase IV, её производство начинается в начале 1950 года на новом заводе в Райтон-на-Дансморе, где наряду с Hillman начинается производство и других марок входящих в концерн. Внешне машины с более мощными моторами можно отличить от 1.2л версии по поворотниками, которые появились под передними фарами. В октябре 1951 года проходит очередная модернизация, ручник перенесли на пол, а по бокам кузова появляется хромированный декор, эта машина известна как Minx Phase V.

 

В начале 1953 года появляется новая генерация Minx — Phase VI. Машина получает новую облицовку радиатора, круглые задние фары интегрированные в кузов, мотор имеет новую головку цилиндров и карбюратор. Помимо этого, после того как сэр Рутс популяризирует британские автомобили с США появляется версия с кузовом хардтоп, которая получает добавочное имя Californian, намекая на главный рынок сбыта для этой версии. Но уже в декабре этого же года появляется 7я фаза этой модели. Машины получают верхнеклапанный 1.4л 43х сильный мотор, так же изменяется задняя часть кузова, задние крылья седана становятся чуть длиннее, а заднее стекло больше.


Hillman Minx Phase VI Californian


В том же году лицензию на 6ю фазу покупает японская фирма Isuzu, которая начинает её выпускать в Японии, а вообще на тот момент фирма продавала свою продукцию в 160 странах, в то время как до начала военных действий автомобили этой марки можно было купить всего в 69 государствах.

 

В 1954м году появляется 8я фаза, которая получает 15" колёса, обновлённую подвеску колёс, моторы в зависимости от комплектации могут быть 1.3л (Special) или 1.4л (De Luxe), помимо этого в Париже дебютирует модель Husky, это грузопассажирская версия 8й фазы, однако как не странно, но колёсная база нового 3х дверного универсала была уменьшена на 23см, моторчик можно было установить только 1.3л, рычаг коробки передач находился на полу, в отличие от более крупных моделей. По сути этот универсал был клоном фургона Commer Cob, который получил боковые окна и дополнительный ряд сидений.


Hillman Husky


В 1955м году Minx переживает небольшой фейслифт (Phase VIII), вернее только решетка радиатора, которая получает горизонтальную полоску по центру, наподобие той, что имеет Husky. Боссы же концерна прибирают к рукам еще одну британскую марку — Singer. После чего через год им на смену приходит новое поколение Рутсов — Джефри Рутс (старший сын Уильяма), становится управляющим директором компании, его брат Брайан стал отвечать за Rootes Ltd (компанию отвечающую за мерчендайзинг за пределами Ангоии), а их двоюродный брат — Тимоти директора по продажам и обслуживанию в Великобритании. В 1956м году появляется следущее поколение модели Minx. Оно имеет двухцветную окраску и обильный хромированный декор, машину рекламировали слоганом "As Gay as a Mardi Gras", но как понимаете машину рекламировали не геям :) Слоган переводится, как "Такой же весёлый, как Марди Гра", Марди Гра это не только последний альбом группы Creedence Clearwater Revival, но и старинный праздник-карнавал во Франции — проводы Зимы и встреча Весны, перед Великим Постом.


Hillman Minx Series VIIIA Gaylook Saloon


Эта "весёлая" машина (Minx Phase VIIIA) выпускалась с тремя типами кузовов, но не долго, т.к. уже в мае её сменило новое поколение это модели — Minx Series I. Эта машина проектировалась дизайнерами корпорации Rootes, но при консультации француза Леви, аналогичный дизайн кузова получили и две другие машины, входящие в концерн — Singer Gazelle и Sunbeam Rapier, а в Австралию эта машина стала поставляться как Humber 80. Технически же изменений не произошло, на выбор предлагались варианты Special Saloon, De Luxe Saloon и Convertible, последние две комплектовались верхнеклапанный 1.4л двигателем, а базовая модель старым 1.3л. Универсал остался доступен только в старом кузове Phase VIIIA, а версия хардтоп — Californian, вообще исчез из каталогов.


Hillman Minx Series I Special Saloon


В июне 1957 Minx получает и версию универсал, тем самым прекращается производство Minx Phase VIIIA, новый универсал имеет пять дверей, а не три как предшественник, а через два месяца появляется вторая серия Minx, концерн отмечал 25-летие со дня образования, и поэтому машины Series II носили имя Jubilee, внешне машины отличались декором, а технически автомобили этого поколения имели возможность заказа полуавтоматической коробки передач Manumatic.


Hillman Minx Series II Estate Car


В 1958м году все автомобили второй серии получают 1.4л мотор, даже самый базовый вариант, но теперь что бы дистанцироваться от более дорогих версий Special Saloon оснащается только обычной коробкой передач, в то время как остальные версии Minx серийно имеют автоматическое сцепление Manumatic. Но главной новинкой стало появление нового поколения автомобилей модели Husky. Husky Series I имели теперь переднюю часть от Minx Series II Special, а под капотом прописался современный верхнеклапанный 1.4л двигатель мощностью 51л/с. База как и прежде была короче своих старших собратьев, но на этот раз уже всего на 20 см, но зато эта машина почти в полтора раза была дешевле своего 5ти дверного собрата из старшей линейки.


Hillman Husky Series I


В 1959м году появляется MInx Series III, который внешне отличается новой решеткой радиатора, но главное спрятано под капотом — новый 1.5л мотор с мощностью в 50л/с. Однако эта машина выпускалась всего несколько месяцев, т.к. в сентябре пришла ей смена Series IIIA, которая получила напольное расположение рычага КПП, а внешне её можно узнать по раздвоенной декоративной решетке радиатора, помимо этого поворотники в передних крыльях получили прямоугольную форму, небольшой изогнутый хвост на багажнике и плавники на задних крыльях. В качестве опции на этой машине появилась автоматическая коробка передач Easidrive.


Hillman Minx Series IIIA Saloon


В этом же году, пара молодожёнов, работающих на заводах Rootes попросили перевести их с ночной смены на дневную, руководство пошло им навстречу, однако видя лояльность своих руководителей почти 1500 работников фирмы объявили забастовку, требуя что бы их пожелания так же были выполнены, эти волнения получили название "Забастовка медового месяца", на этот раз удалось убедить людей вернуться к рабочим местам.

Забытые имена. Глава 144. Hillman (часть 1)

наверх